Навыки и умения их виды. Что такое навыки, как их определить и развивать

Каждый человек что-то умеет. Кто-то прекрасно готовит, некоторые люди хорошо справляются с ландшафтным дизайном. Кто-то пишет хорошие статьи, публикации, книги, а некоторые зарабатывают огромные деньги на фондовых биржах.

С самого детства мы учимся чему-то. Сначала мы обретаем навыки ходьбы, потом обучаемся навыку знания родного языка. Уже к 4–5 годам мы им владеем на достаточном уровне. Потом мы идем в школу и обретаем навыки счета, письма и так далее.

Всё это - навыки человека. Без них в этой жизни никуда.

Всякое дело совершенствуется овладением техники.
Всякий навык достигается упражнением.
Гиппократ

Простые и комплексные навыки

Современные дети обучаются компьютеру, который в себе совмещает множество других навыков. Это может быть владение текстовыми процессорами, средами программирования, мультимедийными проигрывателями. Это комплексный навык. В отличие от простого, его на полную освоить достаточно тяжело и редко кто разбирается во всех его аспектах. Чаще всего обретается какая-то специализация и человек в ней плавает, как рыба в воде.

Например, редко кому нужно осваивать программирование. Поэтому многие игнорируют знание компьютера на уровне разработчика программ. Зато на уровне пользователя (начинающего, продвинутого), знают его очень многие. Даже пенсионеры, которые с техникой дружат достаточно редко, неплохо ориентируются в основных моментах на компьютере. Общение в социальных сетях с родственниками, друзьями, например, им дается легко.

Теоретические навыки

К теоретическим навыкам относится все то, что связано с абстрактным материалом, но на практике его применять не умеют. Так, знание молекулярной биологии – это также навык. Для любого навыка характерна легкая ориентировка в его сути. Навык может считаться освоенным только тогда, когда человек не чувствует, что он выполняет какую-то деятельность.

Например, человек, который научился писать, делает это уже на автомате. Ему не нужно думать, как соединять буквы, как их рисовать. Благодаря этому человек может обретать способность писать тексты. Ведь, как можно написать качественный, связный и грамотный текст, если человек постоянно думает о том, как нарисовать букву?

Пример навыка современного писателя

Также, например, и с набором текстов на компьютере. Когда человек ищет каждую клавишу перед тем, как ее набить на экране, он не может думать о содержании текста. Он сбивается с мысли, предложение становится несвязным. Ведь, думает человек при написании материала, если он освоил этот навык, не словом и даже не предложением. Он думает целыми абзацами. Он может держать в своей голове за один раз целую структурную часть статьи.

И когда писатель освоил этот навык, то у него даже не возникает вопроса «А как писать?». Он уже умеет, получил свой авторский стиль и пишет, согласно ему. Это уже больше, чем абстрактные знания, какие художественные средства лучше применимы в каких-то моментах. Это практика. Вот мы и пришли плавно к практическим навыкам.

Практические навыки

Это такие навыки, которые основаны прежде всего на собственном опыте человека. Они также характеры автоматизированностью, но чтобы ее получить, нужно приложить намного больше усилий. Например, на освоение слепого метода или скорочтения на должном уровне может понадобиться несколько лет регулярных тренировок или непосредственно практической деятельности.

Причем тренировки дают полноценный результат лишь на первых этапах. Любой тренажер, с которым работает человек, имеет свойство абстрагированности от реальной деятельности. С самого начала действительно, он выполняет свои функции на должном уровне. Но потом человеку уже нужна непосредственно практика, привязанная к ее роду.

Но практика нужна как теоретическим навыкам, так и практическим. Ведь, как можно свободно ориентироваться в физике, если не решить ни одной задачки (которая по сути тоже является тренажером), не учить днями материала? Запомните главное правило – освоение любого навыка происходит только через практику , после которой происходит переход произвольного внимания в послепроизвольное.

Термины внимания

Что это за термины, которые были в последнем предложении. Дело в том, что наше внимание бывает, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание

Характерно для безусловных реакций на внешние раздражители. Например, ударила где-то дверь, вы отвлеклись, послушали, поняли причину этого явления, и вернулись к своей работе.
Некоторые непроизвольные раздражители настолько интенсивны, что невозможно отреагировать на них пару секунд, а потом продолжить работу. Чтобы это сделать, нужно применить произвольное внимание, которое характеризуется напряжением волевых усилий для обеспечения определенной реакции.

Вспомните, как вы учились кататься на велосипеде. С самого начала вам нужно было выполнять одновременно множество действий: крутить педали, держать равновесие, следить за ямами, совершать повороты, чтобы не упасть. Это все было очень сложно, вам приходилось бешено концентрировать произвольное внимание. Временами непроизвольные раздражители доминировали, вы отвлекались, и падали.

Послепроизвольное внимание

Вам казалось, что вы никогда не научитесь кататься на велосипеде. Но со временем вы спокойно отвлекались на другие раздражители, общались с людьми, могли даже одной рукой держать руль, а другой разговаривать по телефону. Если попадалась какая-то яма, то ее даже уже объезжать не нужно было. Вы уверены в том, что не потеряете равновесия.
Вот здесь включилось послепроизвольное внимание, для которого характерен автоматизм действий. Теперь даже при отвлечении человека и при наличии неблагоприятных факторов качество работы не пострадает. Если эмоциональный фон неблагоприятный у человека, он все равно сможет делать прекрасные вещи. Если человека одолела лень, то она не помешает делать что-то. Ведь человек уже не думает о том, что делает. Он просто делает и из-под его руки получаются совершенные вещи.

Что значит качественно и быстро?

Считается, что любое действие можно выполнять идеально лишь при условии, что всё внимание сосредоточено только на нем. На самом деле, это не совсем так. Это характерно лишь для той деятельности, навык выполнения которой еще не приобретен. Тогда действительно рассредоточение внимания играет плохую шутку как с процессом обучения, так и с самой деятельностью.

Многие люди стремятся быстро делать что-то. Но на самом деле так не бывает. Быстрая работа может быть выполнена только при наличии автоматизма, то есть, когда навык сформирован. Что такое быстро? На самом деле, у каждого это понятие индивидуально. Все зависит от его задатков. Очень важную роль здесь играет темперамент. Так, способны выполнить любую задачу наиболее быстро, а не умеют работать с такой скоростью.

Поэтому при проверке, быстро человек выполняет работу, или нет, нужно смотреть в первую очередь не на цифры на секундомере, а на свои субъективные ощущения . Важно, чтобы работа не чувствовалась. Только тогда можно говорить о ее скорости. Но нет ничего плохого, чтобы соревноваться с собой в плане быстроты выполнения действий.

Технологии использования навыка

Каждый навык имеет свою технологию реализации. Поэтому эти цифры нужно повышать не концентрацией внимания на скорости, что возможно без потери качества только тогда, когда человек и так хорошо справляется со своей задачей. Это нужно делать как раз за счет технологии. Нужно подумать, какие сопутствующие навыки помогут ускорить усвоение этого и в перспективе способно повлиять на скорость выполнения этой задачи.

У каждого навыка эти технологии свои. Например, для современного писателя существенно улучшить качество письма способны ораторские навыки, слепой набор текста и скорочтение. Для программирования также поможет слепой набор, но при этом нужно уметь эффективно составлять алгоритмы и отлаживать программы. Для того же ораторского искусства сопутствующими навыками будет актерское мастерство, умение вести себя на сцене, навык контакта с аудиторией.

Стадии развития навыка

А как же узнать, на какой стадии своего развития определенный навык находится у вас? Для этого существуют определенные критерии. Итак, разберемся со стадиями развития каждого навыка. Важно отметить, что идеальной автоматизации можно добиться только через несколько лет, а то и десятков лет, если постоянно работать над совершенствованием своего навыка. Некоторые работают десятилетиями и делают все плохо как раз из-за того, что они не работают над собой.

Нулевая стадия – этап неофита

Человек впервые столкнулся с деятельностью. Для такого человека характерен страх в подавляющем числе стадии. Стадия неофита – это явление сугубо индивидуально и чаще всего ее вынуждены пройти те люди, которые по своей натуре консервативны и не уверенны в себе. Но не у всех она есть, поэтому ее можно считать нулевой.

Первая стадия – этап ученика

Человек уже познакомился со своей деятельностью, немного страха убавилось. Человек понял, что если приложить определенные усилия, навык будет достигнут через какое-то время. При этом у человека почти нет ни теоретического, ни практического опыта. Поэтому ему приходится учиться делать даже самые основные моменты.
У писателя это может быть написание связного предложения. В математике это является арифметикой, в лингвистике можно считать основные моменты в стилистике, орфографии, пунктуации. В футболе это может быть общая физическая выносливость, навыки владения мячом и так далее.

Вторая стадия - этап новичка

Человек уже ориентируется в базе и часто думает, что теперь он может свернуть горы. Как правило, этого не происходит. Некоторые на этом этапе не думают так, и такие люди переходят в следующую стадию. Ну а для этого этапа характерно познание теоретической базы, обретение в идеале теорией. Этап новичка чаще всего длится 4–6 лет, в зависимости от того, сколько лет нужно проучиться в институте.

Третья стадия – этап специалиста

На этой стадии человек уже освоил всю теорию, которую только можно, и теперь начинает стараться применять эти навыки на практике. В принципе, эта стадия аналогична второй, но человек получает практические навыки, знания и опыт. Он чаще всего соответствует уходу работать по специальности после института или интернатуре в медицинских ВУЗах с последующими десятью годами работы.

Четвертая стадия – профессионализм

Человек уже владеет практическими навыками, делает это на автоматизме. Но особые случаи в своей деятельности человека сбивают с толку и он, привыкший, что у него все получается, внезапно получает мощнейший стресс. Все-таки профессионализм еще не есть идеалом. Он хорошо умеет делать многое, но не все.

Пятая стадия – мастер

Естественно, сложные ситуации в деятельности случаются и у мастеров, но их процент меньше единицы. Такой человек не только умеет делать что-то, но еще при этом находит интересные подходы к выполнению какой-либо деятельности. Это зона профессиональной креативности. Человек может не только мастерски выполнять свою работу, выполнение которой почти незаметно для окружающих, но еще при этом способен обучить других. Как правило, раньше 50 лет мастерами не становятся. Для становления человека как мастера нужно посвятить этой деятельности хотя бы 25 лет.

Способность контролировать свои эмоции, пожалуй, самый полезный навык для общения.
Но самый вредный для здоровья...
Автор неизвестен

Резюмируя

Важно понимать, что эта картина достаточно абстрагированная от реальности и имеет высокую степень обобщения. На самом деле не все так однозначно. Например, люди, у которых есть талант в определенной деятельности, могут пройти все эти этапы намного быстрее. Поэтому нужно учитывать индивидуальные особенности человека при его определении в одну из групп.

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися научными знаниями, умениями и навыками, а также на развитие творческих способностей, необходимо осмыслить сущность этих понятий.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.

Способности подразделяются:

Специальные.

К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. (скажем, лентяй вряд ли достигнет успехов в овладении знаниями). Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).

  1. Самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студентов – деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Основными признаками самостоятельной работы студентов, с воспринимаемой информацией, принято считать:

Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

Проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

Проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;

Владение навыками самостоятельной работы;

Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.

Ядром самостоятельной работы, исходным моментом её конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач; обязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жёсткой алгоритмической схеме с использованием приёмов скорописи, скорочтения и т.п. до самостоятельной творческой. Самостоятельность студентов при изучении специальных предметов проявляется через планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; подготовку наглядно-демонстрационной аппаратуры и её применению; выполнение отдельных учебных заданий и целостной работы по специальности на образцах литературы и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; ремонт, настройку и выполнение проверки работоспособности аппаратуры; самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе учебных занятий и производственной практики.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании,

Наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определённой информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель. Вся информация осуществляется на основе её воспроизведения.

Самостоятельная работа студентов проявляется и во внеаудиторное время, когда студенты повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи.

В связи с этим планирование, организация и реализация работы студента в отсутствии преподавателя является важнейшей задачей обучения и фактором развития личности студента в вузе.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы;

Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;

Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

Контроль за ходом самостоятельной работы и мерами, поощряющими студента за ее качественное выполнение.

Что касается первого условия, то здесь необходимо правильно составить учебный план не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. К сожалению, здесь имеются всевозможные перекосы. В частности распространена точка зрения на необходимость увеличения аудиторной работы, имеются случаи неправильного определения трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких, как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других домашних заданий студентов. Все это приводит к тому, что студент выполняет только какую-то часть работ, а в ряде случаев не делает ничего. Поэтому составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования. Ведь мы знаем, что если не будет соответствующих условий контроля, студент дома больше работать не будет, что с ним ни делай.

Второе условие – это методически правильная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. В ходе выполнения заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. Ясно, что за таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе.

И последнее – это обеспечение студента соответствующей методической литературой. Сложившаяся кризисная ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Правильное использование таких конспектов позволяет, положим, в западных странах сократить объем читаемого материала в часах, превратив лекции в некоторую форму коллективных консультаций, когда студент приходит с подготовленными материалами, и лекции превращаются в дискуссию «преподаватель – студент» по спорным или неясным вопросам. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, что сейчас уже частично реализуется. Вместе с тем переход на такой способ общения со студентом требует разработки. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник – Internet.

    Самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на занятиях и дома; ее выполнение осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия;

    Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

    При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения студенты опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;

    Самостоятельная работа требует наличия у студентов некоторых общеучебных умений, способствующих ее "рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе".

В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. ОргСРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на ОргСР утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Предполагается, что ОргСРС должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание ОргСРС может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Технологическая организация самостоятельной работы студентов

Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Основные характеристики самостоятельной работы студентов

Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС:

1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

– взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

– уровень сложности заданий для самостоятельной работы;

– включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Рассматривая учебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие ее звенья.

Во-первых, постановка учебной задачи. В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.

Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи. Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются:

Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.

Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.

В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи. Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.

2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

Индивидуализация СРС, которая включает:

– увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;

– деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)

– регулярность консультаций с обучаемыми; – исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Это особенно важно при подготовке специалистов для современного сложного производства, проектированием и внедрением которого занято большое количество интеллектуалов, как теоретиков, так и практиков. Такой вид учебных занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.

Большую роль в подобной организации СРС играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяя, например, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, использование в образовательном процессе компьютерных технологий требует в первую очередь от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.

Возможная структурная организация заданий на выполнение студентом контрольной работы и модель Уоллеса для дисциплин специализаций.

Одним из важных организационных моментов в СРС является составление заданий на самостоятельное выполнение контрольных работ, при составлении которых преподаватель руководствуется следующими критериями:

– объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное для контрольной работы время;

– все задания должны быть одинаковой трудности;

– при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами (5).

Введение описанной структурной организации задания при проведения контрольной работы должно гарантировать самостоятельное и эффективное ее выполнение каждым студентом.

Для организации самостоятельной работы по дисциплинам специализаций у студентов старших курсов и развитие творческого мышления, ориентированного на конкретную область знаний по избранному направлению обучения, может быть эффективно использована модель Уоллеса, описывающая творческий процесс и включающая следующие составляющие:

1. Подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление: интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка: испытание или реализация решения (6).

Содержание практических задач (включая и межпредметные связи с другими дисциплинами) обеспечивает реализацию первого этапа моделирования творческого процесса, осуществляемого в рамках самостоятельной работы. Результатом обсуждения с преподавателем является корректная формулировка предложенной студентом задачи и обозначение возможных путей решения. Такой подход позволяет практически всем студентам подготовить конкретные предложения, реализуемые в дальнейшем в соответствии со сделанными дополнениями и замечаниями в виде полноценного проекта.

Освоение пакетов прикладных программ, как инструментария для решения задачи, позволяет переключится на информационные технологии, отвлекаясь от практических задач, решаемых в рамках специализации. Такие программы как MS Project Expert 5.0, Time Line и MS Excel актуализируют знания, полученные по дисциплинам кафедр специализаций, соответствующую терминологию и особенности проблем предметной области задачи в силу своей специфики. Необходимость использования результатов первого этапа процесса для освоения технологии работы с пакетами программ, способствует интенсивному мыслительному процессу, обеспечивая возникновение нестандартных подходов и предложений. Имитационное моделирование, включающее осознанное манипулирование исходными данными и анализ получающихся результатов, позволяет на заключительном этапе полностью сформировать логическую структуру мыслительного процесса решения задачи.

Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Приобретённые формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа. Особую часть общечеловеческого опыта представляет процесс, способ деятельности. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками.

Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А.Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три:

Первый вид опыта ― ВРОЖДЁННЫЙ ОПЫТ, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объёму и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта.

Второй вид опыта ― ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ, надстраивающийся над врождённым опытом.

Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид ― СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Он отличается от указанных выше видов опыта, как по своему содержанию, так и способу его приобретения индивидом. Современная психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса ― процесса приобретения индивидом социального опыта.

УМЕНИЕ определяется как способность личности к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в изменённых или новых условиях. УМЕНИЕ характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Определённые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться и переходить на уровень навыков.

Одной из важнейших форм приобретённого поведения являются навыки. НАВЫКИ - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение. В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении человека.

Навыки ― это способы поведения, возникающие в результате научения, закреплённые путём упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля. Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются. При этом навыки бывают двух видов: условный рефлекс и оперантное реагирование.

Навык 2-го типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путём учёбы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Такие навыки характерны только для человека. Формирование навыков второго типа - путь приобретения многих сугубо человеческих умений.

Различаются навыки : перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Двигательный навык - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к осуществлению некоторого движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.

Интеллектуальные навык - автоматизированные приёмы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи.

Перцептивный навык - автоматизированные, чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Также навыки подразделяются:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия. Они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, а также происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех знаний, умений и способностей.

Навыки характеризуются разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может осуществиться, тем более он обобщён и лабилен.

Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, которое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, однако этот контроль реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия, при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания. Следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания. Движение в одну сторону - это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Обычно это происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонентов навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования.

На формирование навыка влияют следующие факторы:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь;

3) для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Похожие публикации