Во весь голос маяковский история создания. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В

Во весь голос. Первое вступление в поэму

Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем г...... наших дней изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне. И, возможно, скажет ваш ученый, кроя эрудицией вопросов рой, что жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой. Профессор, снимите очки-велосипед. Я сам расскажу о времени и о себе. Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии - бабы капризной. Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь - сама садик я садила, сама буду поливать. Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот - кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки - кто их к черту разберет! Нет на прорву карантина - мандолинят из-под стен: "Тара-тина, тара-тина, т-эн-н..." Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулез, где б... с хулиганом да сифилис. И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас - доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так,- не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту, Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят Свинцово - тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики. И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. Рабочего громады класса враг - он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни, но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане. Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них. Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше - умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши! Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою - ведь мы свои же люди,- пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как "проституция", "туберкулез", "блокада". Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката. С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток. Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

Примечание

Известно, что "Во весь голос" было вступлением к поэме о пятилетке. За этим произведением, ставшим поэтическим завещанием Маяковского и задуманным как "Первое вступление в поэму о пятилетке", в дальнейшем закрепилось жанровое определение поэма. Поэмой называл его и сам Маяковский, выступая в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 года.

Написано в течение декабря 1929 - января 1930 года. Конкретным поводом к написанию явилась отчетная выставка "20 лет работы Маяковского", открытие которой предполагалось в декабре 1929 года.

Началом своей творческой деятельности Маяковский считал утраченную тетрадь стихов, написанных в одиночной камере Центральной пересыльной Бутырской тюрьмы (Москва), где содержался в свой последний арест с 18 августа 1909 по 9 января 1910 года за участие в подпольной революционной борьбе. Тетрадь со стихами была отобрана надзирателем при выходе Маяковского из тюрьмы.

На непосредственную связь "Первого вступления в поэму" и выставки "20 лет работы Маяковского" поэт указывал, выступая 25 марта 1930 года в Доме комсомола Красной Пресни на вечере, посвященном двадцатилетию своей деятельности: "Последняя из написанных вещей - о выставке, так как это целиком определяет то, что я делаю и для чего я работаю.

Очень часто в последнее время вот те, кто раздражен моей литературно-публицистической работой, говорят, что я стихи просто писать разучился и что потомки меня за это взгреют. Я держусь такого взгляда. Один коммунист говорил: "Что потомство! Ты перед потомством будешь отчитываться, а мне гораздо хуже - перед райкомом. Это гораздо труднее". Я человек решительный, я хочу сам поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется "Во весь голос"… "Выставка-это не юбилей, а отчет о работе. Я требую помощи, а не возвеличения несуществующих заслуг..." "Я выставил, потому что хотел показать, что я сделал",- говорил Маяковский.- "Я ее устроил потому, что ввиду моего драчливого характера на меня столько собак вешали и в стольких грехах меня обвиняли, которые есть у меня и которых нет, что иной раз мне кажется, уехать бы куда-нибудь и просидеть года два, чтобы только ругани не слышать.

Но, конечно, я на второй день от этого пессимизма опять приободряюсь и, засучив рукава, начинаю драться, определив свое право на существование как писателя революции, для революции, не как отщепенца. То есть смысл этой выставки - показать, что писатель-революционер - не отщепенец, стишки которого записываются в книжку и лежат на полке и пропыливаются, но писатель-революционер является человеком-участником повседневной будничной жизни строительства социализма".

Выставка "20 лет работы Маяковского" открылась 1 февраля 1930 года в Доме Федерации объединения советских писателей (ныне Правление Союза писателей СССР, ул. Воровского, 50). Конференц-зал и две смежные с ним комнаты, отведенные для выставки, с трудом умещали образцы работ поэта и художника, выполненных за два десятилетия. На выставке демонстрировались все издания, в которых печатался поэт,- книги, альманахи, журналы, газеты. "Книги Маяковского - всего 1 250 000",- поясняла табличка над стендами. По одному от каждого названия представительствовали журналы и газеты, в которых сотрудничал Маяковский. Газетные стенды, раскрывающие связь поэта с многомиллионным читателем, его работу в периферийной прессе, шли под полемическим лозунгом "Маяковский не понятен массам" Макеты "Мистерии-Буфф" и "Клопа" представляли работу Маяковского на театре. "Лаборатория" демонстрировала его черновые и беловые рукописи, раскрывая творческий процесс. На стенде "К автобиографии", рядом с документами об учебе в Кутаисской и Московской гимназиях, была расположена нелегальная политическая литература - брошюры, листовки, прокламации, - характеризующая круг интересов юноши Маяковского. Материалы Московского охранного отделения, департамента полиции, военного суда раскрывали историю трех арестов "Высокого" (под этим именем Маяковский значился в донесениях охранки).


Карта Советского Союза с прочерченными маршрутами поездок Маяковского и диаграмма "Маяковский на эстраде" указывали названия городов, в которых побывал поэт с 1926 по 1930 год.

Два других зала выставки демонстрировали образцы работы Маяковского в РОСТА, его лозунги к агитационным плакатам и рекламам.

Поэма "Во весь голос" создавалась в процессе работы над подготовкой выставки и была закончена к 26 января 1930 года. Соотнесение поэмы с экспозицией выставки дает представление о процессе рождения образов, о движении поэтической мысли, развивающейся от конкретных фактов к широким художественным обобщениям.

Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту

Эта развернутая метафора, определившая образную структуру центральной части поэмы, имеет свою конкретную зрительную подоснову, восходя к выставке. Выставка "20 лет работы Маяковского" действительно была своего рода "парадом", смотром войск, представленных поэтом как "грозное оружие". По-видимому, в процессе оформления стендов, в часы раздумий перед ним возникали ассоциации, конкретизирующие и развивающие этот главный образ - "парад войск", "строчечный фронт".

Экспозиция выставки позволяет увидеть и процесс рождения обобщенного крылатого образа, выразившего пафос всего творчества Маяковского: "Все сто томов моих партийных книжек". Первоначальный вариант в автографе этих строк: "все шесть томов моих партийных книжек" непосредственно связан со стендом выставки, демонстрировавшим шесть книжек в светлой суперобложке - тома начавшего выходить в Госиздате десятитомного собрания сочинений. При жизни Маяковского вышло шесть томов.

Первое публичное чтение поэмы Маяковским состоялось 1 февраля на открытии выставки "20 лет работы Маяковского"; 6 февраля он читал "Во весь голос" на конференции МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), принявшей его в члены РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей); 15 февраля - на выставке "20 лет работы Маяковского", 22 февраля - на закрытии выставки; 25 февраля - на открытии клуба театральных работников; 5 марта-на открытии выставки "20 лет работы Маяковского" в Ленинграде в Доме печати; 25 марта - в Доме комсомола Красной Пресни (Москва); 9 апреля - на вечере в Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (Москва).


В. Маяковский среди молодежи на выставке "20 лет работы Маяковского". 1930

Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь ...- аналогичное высказывание Маяковского по отношению к так называемому "чистому искусству" имело место еще в марте 1918 года: "В мелочных лавочках, называемых высокопарно выставками, торгуют чистой мазней барских дочек и дачек в стиле рококо и прочих Людовиков..." ("Манифест летучей федерации футуристов").

...сама садик я садила, сама буду поливать ...- двустишие популярной в те годы частушки.

...кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки ...- молодые поэты К. Н. Митрейкин (1905-1934) и А. А. Кудрейко (р. 1907), близкие в те годы к группировке Литературный центр конструктивистов, которую Маяковский резко критиковал в ряде выступлений 1929-1930 годов за эстетство и увлечение техницизмом. Выступив с критикой ряда молодых поэтов на конференции МАПП 8 февраля 1930 года, Маяковский привел строфу из сборника А. Кудрейко "Осада" (1929) как образец "пастушески-пасторальной оснастки поэтического произведения".

"Тара-тина, тара-тина, т-эн-н..." - Маяковский высмеивает поэтические ухищрения главы Литературного центра конструктивистов поэта Ильи Сельвинского, который в стихотворении "Цыганский вальс на гитаре" (1923) писал.

И доносится толико стоны? гиттаоры: Тара гинна-таратинна-tan...

Провитязь - иронический неологизм Маяковского, образованный от слов "провидец" и "витязь"

...водопровод, сработанный еще рабами Рима .- Имеются в виду водопроводные системы (акведуки) Рима и провинций Римской империи (с 4 в. до н. э.)

Лета - в греческой мифологии река забвения в подземном царстве.

Це Ка Ка - Центральная Контрольная Комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП(б).

Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 - начале 1930 гг.

Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке - 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.

«Во весь голос», Маяковский: анализ

В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.

В некотором роде стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».

Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание - реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее.
Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом - построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

Крик души

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Заключение

Из вступления к поэме «Во весь голос» стало понятно, что оно представляет собой в некотором виде завещание, написанное практически за три месяца до его трагической гибели. Этот вопрос еще более интересен, так как осталось неясным, убили поэта или это было самоубийство. Многие историки и эксперты криминалистики, исследуя все факты, документы и свидетельства, пришли к мнению, что его все-таки убили. А убили из-за того, что он начал вникать в дела правительства Сталина, который уклонился от того ленинского курса, о котором так мечтали миллионы людей. Темное это дело, такое же, как и с Есениным.

Однако самым интересным остается то, что вера его все-таки стала колебаться в конце жизни, и на то были у него свои причины. Даже у такого отъявленного коммуниста в итоге вечером 13 апреля 1930 года вырвется из души «О, Господи!». В эту минуту рядом с ним будет находиться его любимая женщина, Полонская, которая очень удивится этому восклицанию и переспросит его о том, верующий ли он. И Владимир ответит ей, что уже и сам не понимает, во что он верит...

Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.

Задачи:

  • художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
  • умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
  • умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
  • овладение историко-литературными знаниями.

Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».

На доске написаны слова:

«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Работа с цитатой.

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.

III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.

Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.

Разъяснение непонятных выражений

ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве

Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»

(Перед чтением обратить внимание на интонацию)

Беседа с классом:

1. О чем это произведение?

(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)

2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)

3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)

4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)

5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.

(К потомкам:

«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос».

В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола
Красной Пресни. 1930)

6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?

(Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».)

7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)

Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.

(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя»

8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)

9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?

(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:

«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»

Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)

11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:

«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»

Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии»

(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:

«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»

Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:

«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –

Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)

IV. Групповая работа

Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?

Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

«Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев»

Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем.

«Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката»

Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми.

Общее:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только лиры милой не отдам»

Принимаемая разумом новая жизнь слабо воспринимается сердцем. Подлинно драматический разлад.
Здесь несовпадение с самим собой: «лирическое чувствование утрачивает былую цельность, распадается на противоречащие друг другу моменты…
Для Есенина, с его даром «всю душу выплеснуть в слова», это заявление нелогично, ибо представить себе есенинскую музу, не совпадающую с его душой, невозможно. Но Есенин расторгает нерасторжимый союз лиры и души, ведь ему нужно показать читателю, как далеко зашел разлад героя с сами собой» (А.Марченко)

«…наступал на горло собственной песне»

В этих словах горечь, трагедийность. Но горечь заглушается сознанием победы над самим собой во имя будущего.
«Вот сколько лет прошло, а забыть этой исповеди Маяковского, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
С. Образцов

V. Беседа с классом

1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?

(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»

«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».

Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.

«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»

Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм.)

VI. Групповая работа

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».

«Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».

Смысл жизни для лирического героя Есенина в самой жизни; ему дорого все, что происходит в настоящем.
«Есенин переходит от ощущения кратковременности бытия и прощального зрелища земной красоты к мысли о людях, окружающих поэта «здесь». Горестное чувство увядания и конца как бы обостряет страстное чувство поэта не только к «своей» жизни, но вообще к драгоценному факту жизни, к людям, с которыми делишь хлеб и землю».
Марк Щеглов

«Пускай нам общим памятником будет, построенный в боях социализм».

Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого ».

1.Почему поэма оптимистична?

(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия…
И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных , в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества , чем в безумно-веселых выкриках».

З. Паперный)

VII. Заключительное слово учителя

Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…»

Используемая литература

  1. Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
  2. «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г.....,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н…»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б… с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас -
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко́
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди,-
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на́ дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Первое вступление в поэму

Уважаемые

Товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,

возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет

ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,

Снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени

и о себе.
Я, ассенизатор

и водовоз,
революцией

Мобилизованный и призванный,
ушел на фронт

Из барских садоводств
поэзии -

Бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,

и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,

Набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б... с хулиганом

да сифилис.
И мне
агитпроп

в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,-
доходней оно
и прелестней.
Но я

себя
смирял,
становясь
на горло

Собственной песне.
Слушайте,

товарищи потомки,
агитатора,

Горлана-главаря.
Заглуша

поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой

С живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет

Через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,

Но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих

Громаду лет прорвет
и явится

Весомо,
грубо,

Зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный

Еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы

с уважением

ощупывайте их,
как старое,

Но грозное оружие.
Я
ухо

Не привык ласкать;
ушку девическому

в завиточках волоска
с полупохабщины

Не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу

По строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти

и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,

к жерлу прижав жерло
нацеленных

Зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего

род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм

отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах

Пролетали,
до самого

Последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего

Громады класса враг -
он враг и мой,

отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда

И дни недоеданий.
Мы открывали

каждый том,
как в доме

Собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения

Мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы

диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев

она врывалась в стих,
когда

Под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы

Когда-то

Бегали от них.
Пускай
за гениями

Безутешною вдовой
плетется слава

в похоронном марше -
умри, мой стих,

умри, как рядовой,
как безымянные

На штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать

На мраморную слизь.
Сочтемся славою -

Ведь мы свои же люди,-
пускай нам

Общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,

«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт

вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов

Я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,

быстрей протопаем,
протопаем

По пятилетке

дней остаток.
Мне

Не накопили строчки,
краснодеревщики

Не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,

Мне ничего но надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих

светлых лет,
над бандой

Поэтических

рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов

партийных книжек.

Владимир Маяковский, 1929-1930

Похожие публикации