Интеллект-карта: пример и применение. Интеллектуальная карта - лучший помощник в любом деле

В силу специфики своей деятельности я постоянно отслеживаю появление и развитие инструментов наподобие методики построения . Естественно, и за ПО, реализующим методики, тоже слежу. Мне казалось, что я знаю все эти программы. Но iMind Map очень удивила меня. Во-первых, потому что слона-то я и не заметил. Во-вторых, потому что программа намного лучше аналогов именно с точки зрения стимуляции мышления.

Впрочем, неудивительно - программа сделана и находится под патронажем основателя данной методики Тони Бьюзана. До сего момента я пользовался самым продвинутым и раскрученным решением - Mind Manager от компании Mindjet. Я продолжаю им пользоваться, когда нужно создать структуру. Но если мне нужно найти решение или поразмышлять, именно iMind Map - то что нужно. Что же такого особенного в этой программе?

Методика построения интеллект-карт основана на визуализации и структурировании мышления. А значит, то, как выглядит карта, имеет решающее значение. Любая интеллект-карта - это дерево. Дерево имеет ствол и ветки, отходящие от него. Чем дальше от ствола, тем тоньше становятся ветки - этот простой принцип визуализации позволяет отобразить ход мыслей в правильном порядке.

Каждая ветка - это отдельное направление или мысль, которую вы развиваете. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основной мысли.

По умолчанию все основные ветви дерева имеют разные цвета. Это тоже немаловажно и позволяет отделить одну мысль и ход её развития от другой, при этом сохраняя общую структуру. Цвет и форму веток можно менять по своему усмотрению.

В принципе, с ветками очень удобно работать. Их можно перетаскивать, растягивать, можно менять их форму. Два режима рисования определяют, как будет нарисована ветвь: автоматически или от руки. Рисуя от руки, вы сможете придать ветке любую форму. Кроме того, можно даже изменить рисунок самой ветви. Например, сделать его в виде дороги или стрелки. Визуализация ветви - визуализация мысли.

Ветви могут быть также двух типов: простая (линейная) и в виде прямоугольника. В первом варианте текст располагается на самой ветви. Во втором случае текст находится внутри прямоугольника. Представление ветви в виде прямоугольника очень удобно для отображения ключевых мыслей и комментариев.

Ветви можно соединить между собой, для этого существуют отдельные стрелки.

Для усиления визуализации можно использовать изображения. Их можно размещать на самой ветви, назначать в качестве базовой точки ветви или просто расположить в любом месте. Помимо картинок, ветви можно маркировать значками, выбор которых весьма велик в iMind Map. Кстати, кроме добавления файлов с картинками, можно набросать изображение и сразу добавить его на карту. Просто бесценная функция для мозгового штурма.

Мегакруто то, что в iMind Map можно добавлять блок-схемы прямо в интеллект-карту. Мне этого очень не хватает в том же MindManager. Каждый элемент схемы может быть соединён с любым элементом всей карты.

Очень классно работает функция автоматического наведения порядка. Одно нажатие, и карта приобретает оптимальный вид с точки зрения отображения и размещения элементов. Так что не стоит беспокоиться о беспорядке при работе с картой.

Отдельно стоит рассказать о способах представления карты.

Вид проекта

Как и многое другое ПО для интеллект-карт, iMind Map позволяет преобразовать ветви в задачи. А целиком карта представляет собой единый проект. Для того чтобы было удобнее работать с картой с точки зрения управления проектом, предусмотрен отдельный вид. В данном случае ветви карты представлены в виде списка с указанием сроков, длительности и процента завершения.

К слову, iMind Map работает с сервисом для ведения задач Drop Task . Не сказал бы, что вид проекта сам по себе принесёт большую пользу, но ведение небольших проектов в таком режиме вполне возможно. А вот в связке с Drop Task - совсем другое дело. Очень рекомендую обратить внимание на сам сервис и попробовать его в связке с iMind Map. Выглядит всё необычно, очень и очень круто. Но это, наверное, тянет на отдельную статью.

Карта 3D

Очень необычный режим представления. Программа преобразует вашу карту в трёхмерное изображение, которое можно вращать по вашему усмотрению. Казалось бы, всего лишь визуальная фишка. Но нет. Представление крайне удобно для проведения и акцентирования внимания на той или иной ветви, мысли, задаче. Необычно, интересно, добавляет изюминку - словом, мне понравилось.

Режим текста

В данном режиме интеллект-карта представляется в виде структурированного текста. Подпункты можно сворачивать и разворачивать. Такой вид, к примеру, очень удобен для работы с выстраиванием текста. Количество вложенных подпунктов бесконечно. Можно сначала набросать структуру текста в виде карты с пометками основных тезисов и идей, а затем перейти в режим текста и уже . Картинки и значки в данном виде тоже отображаются. Ещё этот вид очень удобен для подготовки к проведению презентации и работы с тезисами.

Режим презентации

Такого эффектного и эффективного режима презентации нет ни в одной программе-аналоге. Интеллект-карта - это целая история. iMind Map в режиме презентации позволяет рассказать эту историю так и в том порядке, в котором вы решите. Перед запуском презентации вы можете настроить порядок отображения ветвей, комментарии к ним, виды переходов от одной ветви к другой и многое другое. Вы можете настроить переходы по щелчку клавиш или задать время показа каждой ветви. Можно даже зациклить презентацию, чтобы она показывалась постоянно, - режим киоска.

Программа предлагает набор шаблонов представления презентации, что делает её создание ещё проще. Масштабирование, переходы, акценты на ветвях - всё это делается буквально в пару кликов. В результате получается очень качественный продукт. Моя оценка - пять из пяти.

Режим очерёдности ветвей

Похож на текстовый режим и представляет из себя структурированный текст. Но цель данного режима состоит именно в определении очерёдности ветвей. В этом режиме вы определяете, в какой последовательности ваши идеи будут представлены на карте и в . То есть вы можете это сделать как в режиме карты, просто перетаскивая ветки, так и в данном режиме, изменяя уровни ветвей в виде текста. На самом деле очень удобно.

Резюме и некоторые фишки

  • Единственное ПО, полностью соответствующее принципам построения интеллект-карт и визуализации процесса мышления.
  • Разработано при поддержке основателя методики Тони Бьюзана.
  • Очень удобная работа по построению и изменению интеллект-карты.
  • Интеграция с Drop Task позволяет вести нехилые проекты.
  • Гибкие настройки отображения и презентации.
  • Построение интеллект-карт превращается в увлекательный процесс.
  • На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению интеллект-карт.
  • Программа работает на разных платформах: Windows, Mac OS X, iOS, Android.
  • Встроенная оптимизация отображения карты работает просто волшебно.
  • Лучшее ПО для подготовки презентаций на основе интеллект-карт.
  • Возможность добавления блок-схем на карту.
  • Полностью на русском.

В заключение

На мой взгляд, iMind Map - лучшая программа по построению интеллект-карт. Единственная программа в своём роде, которая стимулирует . Очень советую попробовать, благо есть триал-версия. Недавно программа была дополнена новыми фишками и обновлена до 8-й версии. Но об этом в следующий раз. У меня все. ;)

Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

СЛАЙД с изображениями.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

11

Сократ сказал: “

I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

Пример созданной учителями интеллект-карты:

11

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Спасибо за прекрасные эссе.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

Happy English . ru )

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут

, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Пример составления интеллект-карты по теме

My friend ” с помощью программы
iMindMap .

11

11

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Что это такое - интеллектуальные карты?

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  • запоминания
  • упорядочивания и систематизации информации
  • планирования деятельности
  • подготовки к выступлениям
  • поиска решений в сложной ситуации
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

В первоначальном виде карты назывались mindmap. На русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума или диаграммы связей. Чаще же используют более благозвучное название - интеллектуальные карты.

Рисуем mindmap

Итак переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привык пользоваться сам.

Итак приступим:

  1. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
  2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.
  3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
  6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Ну а пользоваться картами просто - взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.

Школьное обучение требует от детей, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта. Пример ее составления, назначение и особенности мы рассмотрим в данной статье.

Описание

Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Составление интеллект-карт в обучении используется обычно для закрепления изученного материала, реже в качестве приема мозгового штурма. Как правило, это касается емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.

Интеллект-карта - пример эффективного графического запоминания. Она может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши.

История

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации. Так, первая интеллект-карта, пример которой относится к 3-му веку, принадлежит философу Порфирию из Тироса. Внимательно изучая воззрения Аристотеля, он графически изобразил их основные категории, концепцию развития. Его опыт в 13-м веке повторил другой философ, Раймунд Луллий.

Метод интеллект-карт, разработанный Бьюзеном, в своей основе содержит идеи общей семантики польского исследователя Альфреда Коржибски и ориентируется на работу обоих полушарий головного мозга.

Назначение

Как показывает многолетняя практика педагогов, диаграммы связей - наилучший способ конспектирования новой информации. Это великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:

  • Быстро и эффективно работать с любым объемом информации.
  • Развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию.
  • Использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции.
  • Принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

Интеллект-карта - пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Особенности

Интеллект-карты нередко отождествляют с концептуальными картами. Однако это является ошибкой. Последние были разработаны американскими психологами в 70-х годах прошлого века и изображают взаимосвязь между понятиями, представлениями, событиями. Концептуальные карты имеют логическую структуру (один элемент выходит из другого), а диаграммы связей - лучевую (т. е. все элементы концентрируются вокруг одной идеи).

Надо отметить, что такое графическое конспектирование имеет свои преимущества и недостатки перед другими методами. К плюсам его относятся и простота прочтения и запоминания ее. Идеи становятся более четкими и понятными, их можно охватить единым взором. К недостаткам относится ограниченный масштаб и использование только одного центрального понятия.

По возрасту и дисциплинам метод практически не имеет ограничений. Особого внимания требует использование интеллект-карты в начальной школе. Во время такого игрового усвоения новых знаний дети должны научиться выделять главную идею, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Поэтому масштаб их диаграмм минимален и расширяется по мере интеллектуального развития ребенка.

Применение

Раньше применение интеллект-карт встречалось только в школьном образовании. Сегодня такой прием помогает не только учащимся и педагогам, но и людям разных специальностей. Диаграммы связей эффективны в бизнесе, социологии, гуманитарных, технических науках и даже в повседневном планировании дел. Таким образом, их можно использовать не только при конспектировании лекций, книг, но и для решения создания презентаций, разработки проектов различного уровня сложности, составления органограмм.

Сравним две работы:

  1. Первым примером является интеллект-карта по истории России 17-18-го вв. Ключевым понятием-словом является «Петр I». От него отходит четыре большие ветви: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Каждая категория имеет еще разветвления, которые заполняются более конкретной информацией: именами, датами, событиями. Данная карта представляет собой сжатый, но довольно емкий конспект темы, который можно использовать для повторения материала или в качестве мозгового штурма перед началом изучения новой темы.
  2. Второй работой является диаграмма анализа жизни человека. В центре помещается личное фото, а от него отходят ветви, соответствующие основным сферам жизни: личной, профессиональной, творческой, интеллектуальной, физического здоровья и т. д. Такая карта помогает адекватно оценить настоящее положение дел и по результатам спроектировать будущие шаги и решения, которые помогут восполнить пробелы и справиться с определенными недостатками.

Как видно, цели применения метода интеллектуальных карт различны, но эффективность может быть одинаково высокой.

В теории диаграмм связей все выглядит практически безупречно. А что делать с практикой? Как правильно составлять интеллект-карту, чтобы она дала максимальный эффект? Здесь следует учитывать ряд моментов:

  • Как правило, в центре карты помещается ключевое понятие. Если же необходимо отобразить шкалу времени, то по левую сторону размещается прошлое, а по правую - будущее время.
  • От ядра - центральной идеи - лучше отводить максимум 5-7 веток. Иначе карта будет сложной для восприятия. Если же тема требует большего масштаба, то элементы должны быть сгруппированы по какому-либо признаку.
  • Третьим моментом является логичность или последовательность карты. Она касается взаимосвязи элементов. Вернемся к примеру, обозначенному выше, - интеллект-карта по истории. При разветвлении элементы расставлены в определенном, не случайном порядке: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Они отождествляют собой цепь событий, которые связаны с жизнью и царствованием Петра I.
  • Симметричная интеллект-карта - пример быстрого и прочного запоминания информации. Не стоит забывать и об этом.
  • И еще один совет, касающийся оформления диаграммы. Лист бумаги лучше располагать горизонтально. Так больше места для графических манипуляций, и есть возможность дальнейшего моделирования карты. Для ассоциативного восприятия можно использовать символы, рисунки, разные цвета ручек или карандашей.
Похожие публикации