За что несут ответственность учителя. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель

Брагина Галина Анатольевна
Учебное заведение: МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Статья «Быть наставником очень ответственно» Брагина Галина Анатольевна МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл. Когда появляется молодой специалист в коллективе, администрация назначает наставника. Его задача - помочь, подбодрить, поддержать начинающего коллегу. В статье я рассказываю о ресурсах моей наставнической деятельности.

Статья «Быть наставником очень ответственно»

Мудрость + молодость=успех!

Стоять над жизнью молодой,

Храня прекрасное единство,

Честь вековая, долг святой-

Учительство и материнство.

Сначала души пробуди,

Пусть жажда к знанью в них проснётся,

Потом питомцев поведи

К прозрачно – чистому колодцу.

Живую воду из глубин

Ты черпать научи рукою,

Чтоб свой народ и край любить,

Мужать и хорошеть душою.

В. Раабе

Это стихотворение стало моим педагогическим кредом и как нельзя, лучше подходит к моей наставнической деятельности. Прийдя в деревянную старенькую, но такую родную и тёплую 8 – летнюю школу, именно в тот кабинет, где я сама начинала «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь», даже и не могла подумать, что спустя 35 лет меня попросят на августовской учительской конференции рассказать о наставничестве. Тогда не было таких понятий, как:

· Индивидуальный план адаптации молодого педагога,

· Программа индивидуального роста начинающего учителя,

· Портфолио молодого педагога,

но у опытных учителей были такие же, как и сейчас задачи: ПОМОЧЬ, ПОДДЕРЖАТЬ, ПОДБОДРИТЬ молодого учителя. И мои опытные коллеги 8 – летки всегда были рядом со мной: подсказывали, советовали, «вели за руку»…

За последние 3 года в начальном звене нашей школы ежегодное пополнение! Администрация школы берёт сразу же «под крыло» молодёжь, назначает наставника. И вот мне поручили такое «пополнение». Так получилось , что это моя ученица и по совместительству дочь – Кузьминых Ирина Сергеевна!

Я прочитала, что становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность , что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Работа с молодыми специалистами традиционно является для меня одной из самых важных составляющих методической работы. В процессе наставничества и сама совершенствуюсь, обогащаю свой опыт более мобильными приёмами.

Ну а сейчас я остановлюсь на тех ресурсах, которые я использую в своей наставнической деятельности. И в этой цепочке – на первом месте, конечно, ШКОЛА! Проблемные группы, методические объединения – именно здесь начинающий педагог узнаёт, что такое самоанализы и критерии, технологии и приёмы. На базе нашей школы открылся Центр духовно – нравственного развития недавно, но сколько детей и педагогов из района он собирает на Макариевских чтениях, Рождественском и Пасхальном фестивалях, Празднике славянской письменности! РВЦИ нашей школы занимает ведущее место в областном рейтинге РЦРО.

Сегодня можно сказать уверенно, что Управление образования – центр сопровождения молодых учителей. Начальник Управления Васильчук Наталья Николаевна лично курирует наставничество и работу с молодыми специалистами. В этом учебном году специалисты РУО провели много образовательных событий, в том числе для начинающих педагогов: «Современный урок в начальной школе», «Первые шаги в профессии». Хотелось бы, чтобы конкурсы профмастерства для начинающих педагогов стали традиционными, и, может быть, с очным финальным этапом, где молодые бы видели и слышали друг друга.

Дом детского творчества в Молчаново – успешное пространство для творчества молодого педагога. Отрадно, что во всех творческих конкурсах есть номинация «Педагоги». Мой молодой учитель каждую свободную минутку что – то изобретает, мастерит, поэтому ей нужны такие творческие выставки! Районная детская организация «Горящие сердца» – сколько общественно – значимых акций найдётся школьнику любого возраста!

Активно используем сеть Ресурсно – внедренческого Центра инноваций Томской области. Нас связывает давнее сотрудничество с подгорнскими учителями начальных классов. Ну и, конечно, ресурс МАОУ «Молчановская СОШ №1» незаменим – здесь можно найти много образовательных событий для учеников и учителей начального звена.

Приятно работать с теми областными структурами, которые бесплатно проводят детские конкурсы и фестивали, умеют разглядеть работы сельских ребятишек и обязательно на каждую церемонию награждения приглашают какую – либо семью из нашей школы.

ТГПУ – все мы выходцы оттуда! С факультетом начальных классов у нас давнее деловое сотрудничество. Об опыте нашей детской организации «Муравейка» мы вместе с Ириной Сергеевной рассказали в родном институте на Всероссийской конференции «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России»

В педуниверситете традиционно проходит конкурс научно – исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй». В этом году он собрал более 100 младших школьников. Пригласили и наших двух девочек со своими экологическими работами. Отрадно, что они «не потерялись» среди учеников томских гимназий и лицеев. В результате – «Приз зрительских симпатий»!

Как результат нашей совместной деятельности – в прошлом учебном году у моего начинающего педагога четыре региональных победы! Нас, как авторов – победителей работы «Спортом занимайся, правильно питайся!», пригласили в Москву. В шестой раз я представляла Томскую область на конференции «Воспитываем здоровое поколение», ставшей Международной. Оргкомитет отметил креативность и оригинальность нашей работы. И всё это благодаря молодому учителю!!!

С приходом нового Главы, заметно оживилась жизнь в районе: фестиваль хоров, спартакиада, Праздник гриба на высшем уровне! Главная наша совместная задача – не заманить молодого специалиста в школу, а помочь в становлении профессиональной и общественной деятельности.

Для наставников пожелание : чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать (откажитесь от фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо»), не проповедовать (откажитесь от фраз типа «Ваш профессиональный долг обязывает…», «на Вас лежит ответственность…»), не поучать

(откажитесь от фраз типа («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не «учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашёл правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Я уверена, что моей Ирине Сергеевне удаётся дарить эту частичку каждому ребёнку! Она доказывает это каждодневным трудом, творческим подходом и удивительной ответственностью. И учит не только «к 4 прибавить 2, по слогам читать слова», но и дружить, познавать, творить, удивлять.

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Конституция - документ прямого действия:
Ст.38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий:

Одна из главных задач родителей - забота о детях, их воспитание. Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. гласит, что интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей. Проявление такой заботы диктуется не только нравственными, но и правовыми нормами. Часть 4 ст. 43 Конституции устанавливает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Глава 11 СК говорит о праве детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; проживать совместно с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, другими родственниками (ст. 54). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них (в случае конфликтов родителей или препятствий это право может быть обеспечено решением суда). Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК). При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет - в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства. Забота о детях, их воспитание - право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом. Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

Поснова Александра АлександровнаУчитель начальных классов, МАОУ СОШ№3, г.Новый Уренгой ЯНАО[email protected]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Аннотация.

Ответственность профессиональной успешности современного учителя дает возможность искать информацию, обрабатывать и реализовыватьее в практической деятельности. Размышления работы учителя в современной школе.Ключевые слова: современный ребенок, современный учитель, педагогический поиск.

Умен ты или глуп,Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слова не сказал!Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади

Как пел Высоцкий, ©Чему нас учит семья и школа?ª. Чему угодно, только не тому, как быть самим собой! Например:Макаренко ненавидел шаблоны и стереотипы в воспитании, потому что в каждом своем ученике видел личность. Не забывая при этом о могучей роли общества вообще и трудового коллектива в частности. По моему убеждению, нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию.Современный ребенок ©запертыйª в ограниченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором, компьютером, страдает от отсутствия развитой сенсорной, мыслительной и творческой базы. Экспериментально доказано, что мозг человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц. Самым упорным такая скорость когдато позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно, к середине жизни.Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли –то есть, вновь не знаем. Ситуация усугубляет появление техники. Устройства, действующие по принципу ©нажми на кнопку получишь результатª, создают иллюзию соответствия требованиям времени. На смену культуре приходит поп культура. На рынок выбрасывается Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений, поэзия романсов дешевыми ©джаги джагиª, изысканная речь –сленгом.До недавних пор все образовательные системы были рассчитаны на активное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Как мы видим, на сегодняшний день его потенциал исчерпан. Чтобы сохранить ощущение реальности, не заблудиться в постоянно меняющейся действительности, предстоит подключить к работе и вторую половинку мозга, отвечающую за интуицию и образное восприятие. Только так, гармонично развивая оба полушария, ученик сможет найти общий язык с окружающей действительностью, видеть мир во всей его полноте.

Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Я горжусь, что в передовых школах стала меняться психология преподавания. И тут начинается самое сложное, но и самое интересное: встреча с самим собой. Открытие в себе себя, той самой ВСЕЛЕННОЙ. Достаточно научиться логике мышления в областях разных знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится. Научить учеников учиться, а не даватьготовые знания, так как человек способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. То, что познается в школе, на всю жизнь врезается в память.

В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются, по сути дела, одними из обязательных требований, которые предъявляются к современному учителю. Современной школе нужен новый учительучитель, обладающий инновационным мышлением, умеющий адаптироваться к социальным запросам общества, имеющий высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм. Мечта любой школы, любого ученика -умный, добрый, все понимающий иумеющий учитель. Стремиться надо именно к этому. Учитель -это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Конечно, путь педагога это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Главное в педагогике –учитель должен иметь свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность. Учитель, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.Учитель стоит перед необходимостью овладения путями, методами, формами самовоспитания. Ему нужно сделать самовоспитание составной частью своей повседневной жизни. Радость узнавания мира, увлеченность его открытием,наслаждение самим процессом познания -это и есть ценнейший гуманистический дух школы. Ищущий учитель осваивает философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние и отбирает принципы, содержание, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые у него, у данного учителя, дают наибольший эффект. Так учитель создает свой собственный стиль. Учить учиться -©готовить человека к жизниª. Учить самообразовываться -в этом, можно сказать, веяние времени, одно из важнейших требований его.Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной специальности и, казалось бы, неплохими исполнительскими навыками, продемонстрированными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во многом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.). Ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку.Учитель, наставник… –эти понятия могут быть безо всякой натяжки отнесены к вечным. Сколько существовало и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие ©учительª. Действительно, за словом ©учительª стоит образ наставника, от которого во многом зависит жизнь другого человека или целой группы людей. В нем сфокусированы некие жизненно определяющие, нравственные, духовные, социальные, профессиональные принципы и понятия. От нравственных принципов и убеждений, от меры ответственности и профессионализма учителя, а также от восприятия и усвоения этих принципов и качеств его учениками зачастую зависит судьба целых народов, государств и цивилизаций. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос: какие качества учителя (или ©компетенцииª) должны быть постоянными, тоесть не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, ©подвижнымиª, тоесть необходимыми учителю в связи с требованием ©новогоª времени. В процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс нравственного роста, обучения и научения. Важный момент этого взаимодействия–восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Современный учитель должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя –формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами–служить обществу, в то же время создавая его.

Кто сегодня должен учить школьников? В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников? Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами обучающиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят,чтобы их дети могли применить их на практике. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенкураскрыть его творческий потенциал. Еще важный аспект –создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.А в повседневной жизни всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать и, наконец ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!! Одним изусловий является наличие любимого взрослого друга –наставника, учителя. Если же учитель открыт, готов делиться собой –он сияет. А бабочки в темноте куда летят? Правильно, на СВЕТ.Глубоко ошибочно господствующее в обществе мнение, что каждый молодой человек ©вырастет –поумнеетª,ученикамнеобходимо просто показать, как богат и прекрасен может быть внутренний мир каждого, и тогда всем захочется вступить на путь САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. И мир вокруг них никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. Помните знаменитую фразу из фильма ©Доживемдо понедельникаª: ©Счастье –это когда тебя понимаютª? К этому счастью стремятся абсолютно все. Что и требовалось доказать.

ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЗА ИННТУИЦИЮ И ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЯ МОИ ©ТЕЛЕПУЗИКИª НАЧИНАЮТ ВЫДАВАТЬ ТАКИЕ ИДЕИ, МЫСЛИТЬ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, ЧТО Я ©НЕМЕЮ ª ОТ ИЗУМЛЕНИЯ. МОИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО УМЕТЬ ЭТО ЗНАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ В УЧЕБЕ, В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ. Я УЧУ РЕБЯТ В ПРИВЫЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ И БЫТА ВИДЕТЬ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И НАХОДИТЬ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МЕСТО ЖИЗНИ.ГЛАВНОЕ НА МОИХ УРОКАХ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ОЩУЩАЛ СЕБЯ ТВОРЦОМ. ВЕДЬ ОНИ ВСЕ –ОСОБЕННЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, ОБЛАДАЮЩИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ. И МИР ВОКРУГ НИХ ДАЙ БОГ НИКОГДА НЕ ОКАЖЕТСЯ СЕРЫМ, СКУЧНЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ. ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ. НАВЕРНОЕ, Я УЛОВИЛА ПАРАЛЕЛЬ И СТАРАЮСЬ ВЫЯВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО. Важно, что дает твой труд в повседневной практике, работать с опережением, с ориентацией на будущее. Воспитание свободной личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира,чтобы увидеть наличие индивидуального прогресса у детей

вот основа–ответственности современного учителя.Способность быть ответственным за качество своей деятельности. Именно от таких верных своему делу учителей многое зависит в образовании.

Источники информации:

Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2001. Розин В. М. Образование в конце ХХ века. (Материалы ©круглого столаª) // Вопросы философии. 1992. № 9Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К.Н. Вентцель. 3 изд. М., 1923;Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. 2009. № 4. Управление профессиональным развитием и измениями в системе ПК: Монографический сб. / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.Б. Зоткина. Томск, 2002.Пионова P.C. Педагогические технологии? Педагогические технологии... // Междунар. науч. конф. ©Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI векаª: Тез. докл. СПб. 79 июля 1999 г. СПбГУАП. СПб., 1999.Национальная образовательная инициатива ©Наша новая школаª.

За последнее десятилетие социальная ситуация в Москве изменилась. Один из показателей этого появление среднего класса в обществе, формирование которого привело к социокультурным вызовам. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя, как один из ключевых элементов системы образования, приобретают экономические, культурные, психологические признаки среднего класса.
Современный средний класс хочет отдавать своих детей в хорошие школы, ожидая, что это поможет им стать успешными, стать которыми они могут, как правило, только при обучении у успешного учителя. К сожалению, в настоящее время ситуация в образовании в этом контексте далека от идеала. По данным социологического исследования «Образование Москвы 2.2.», респонденты - социальные заказчики - не всегда удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг организациями, реализующими программы общего образования (индекс по состоянию на ноябрь 2013 г. составил минус 10). Особо хочу отметить, что этот показатель представлен на фоне крайне высокой оценки уровня квалификации работников школ (+21) и высокой степени удовлетворенности такими параметрами, как состояние материально-технической базы (+18), обеспеченность современным высокотехнологичным оборудованием (+25), обеспечение безопасности участников образовательных отношений (+45), доступности мест в школах столицы (+ 49).
Анализируя ситуацию, можно предположить, что, несмотря на активную комплексную модернизацию отрасли, москвичи, отмечая позитивные перемены, с другой стороны, прислушиваются к позиции учителей и администраций школ. Определенный круг педагогов даже после значительного увеличения заработной платы ментально не сильно изменился. Они по-прежнему говорят о тяжелом материальном состоянии учителя, объеме бумаг и отчетов, низком социальном статусе в обществе. На мой взгляд, и администрации школ, разговаривая с родителями, подчас говорят о бедственном состоянии школ, сложной финансово-экономической ситуации, обосновывают свои внутренние проблемы решениями, которые принимаются «сверху».
В чем причина такой позиции? Наверное, в том, что слабым в какой-то степени быть проще. Многие ошибки, слабый уровень преподавания, недостаточный профессиональный уровень сотрудников можно списать на слабость в целом системы образования, такое обоснование слышат наши родители и не имеют оснований не верить.
Мне кажется, что наша задача - стать сильной школой в глазах населения. Школой в полной мере, несущей ответственность за свои действия. Школой, которая сама принимает решения и готова обосновывать их родительскому сообществу. Основа сильной школы - ответственные учителя.
Изменение уровня доходов означает изменение и требований общества к учителям. Зарабатывая больше, учитель должен менять требования к самому себе, менять внутренние стандарты. Выпускник современной школы должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя самому, обладая компетенциями в формулировании новых идей, подбора команды, поиска ресурсов для их реализации. Чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.
В нашей школе деятельность, направленная на повышение эффективности и качества работы педагогического коллектива и образовательной организации в целом, осуществляется по нескольким направлениям:
- совершенствование и повышение эффективности работы педагогического корпуса;
- маркетинг образовательных услуг;
- PR образовательного учреждения.
Могу отметить использование коучинг-технологий в области самосовершенствования личности учителя, взаимодействие с лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО в области проектной деятельности, сотрудничество с МГМУ им. И.М.Сеченова в рамках комплексной программы по проблемам здоровьесбережения учителя и профилактики рисков для здоровья. Руководители структурных подразделений в рамках совместной с учителями работы готовят индивидуальные планы личностного развития, самообразования, повышения квалификации. Психологическая служба систематически проводит тренинги для педагогических работников по взаимодействию с участниками образовательных отношений, стрессоустойчивости. Для повышения открытости школы мы активно используем возможности интернет-сайта, электронного журнала, средств массовой информации. Традиционно для жителей района проводим ярмарки дополнительного образования, массовые и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, лекции и мастер-классы для родителей.
На уровне образовательной организации возможно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность педагогических работников. Молодой учитель должен отчетливо понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна ему дать сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. В коммерческих структурах человек всегда намечает себе определенные вехи социального развития, то же самое должно происходить и в системе образования.
На уровне Правительства РФ существует четко сформулированная задача развития среднего класса. Такое поручение президента задача и для системы образования, с другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживает и родительское сообщество.
Несомненно, нельзя забывать и про управленческую команду всей образовательной организации, отвечающую за реализацию данных задач, во главе которой может и должен быть современный, успешный, мобильный, компетентный руководитель.
Таким образом, должно сформироваться единое образовательное пространство города, пространство, которое состоит из сильных школ, предлагающих качественные образовательные услуги высокого уровня на основе свободной конкуренции. У каждого московского родителя должно быть понимание полной ответственности каждого конкретного учителя и каждого учреждения за качество его услуг без всяких скидок и поблажек. В этом я вижу принципиальную основу развития системы образования округа.

С.КОРЫШЕВ, директор школы №1370

Похожие публикации