Теремной дворец михаила федоровича в кремле. Теремной Дворец в Московском Кремле - чудо русской архитектуры XVII столетия

Одно из красивейших зданий российской столицы. Возведенный в 17-м столетии, претерпевший немало изменений и преобразований, на сегодняшний день он входит в состав Большого Кремлевского дворца, является Резиденцией Президента Российской Федерации и настоящим шедевром русского архитектурного искусства. Можно сказать, что Теремной дворец – это результат гармоничного синтеза традиций и черт, присущих русскому деревянному зодчеству, и анфиладного построения помещений, совершенно нового и необычного для того времени.

История Теремного дворца

Теремной дворец, который тогда назывался просто царским дворцом, был построен в 1635 – 1636 годах по приказу царя Михаила Федоровича. Строилось новое сооружение мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова. Основанием для будущего дворца послужили нижний ярус северной части построенного в 15-м столетии великокняжеского дворца и Мастерские палаты, надстроенные над ним в последующем столетии.

Новый дворец вошел в историю как первые царские покои из камня. Он также стал «родоначальником» анфиладного построения. Для его сооружения использовались новейшие в то время технологии с применением железных «связей». Это позволило уменьшить толщину стен и, соответственно, увеличить ширину пространства.

Первый ярус нового дворца имел хозяйственное назначение, на нем также располагались покои царицы и наследников престола. Третий располагался на плоской кровле (гульбище) и представлял собой большой терем – тот самый «Златоверхий теремок», в котором проходили заседания Боярской думы.

«Главным» считался второй ярус, в котором находились царские покои. Каждая из палат имела свое собственное название – «Проходные сени», «Крестовая палата», «Опочивальня», «Престольная».С южной стороны дворца располагалось парадное Постельное крыльцо, к которому от Боярской площади вела Золотая лестница, в свою очередь, выходившая на Верхнеспасскую площадку.

Верхнеспасская площадка получила свое название благодаря тому, что на ней располагалась царская домовая церковь Спаса «на Сенях». Эту церковь также величали «церковью Спаса за золотой решеткой», поскольку ведущая к ней лестница запиралась на решетку. Не золотую – железную, но позолота была нанесена настолько безупречно, что решетка и впрямь казалась золотой. А в западной части дворца находится церковь Рождества Богоматери «на Сенях», возведенная на основании церкви, построенной в конце14-го столетия. Церковь Екатерины, над которой возведена Церковь Воскресения Словущего, и Распятская церковь также распложены на территории Теремного дворца. Распятие в молельне Распятской церкви – творение рук монашествовавшего старца Ипполита. А вот об изображении Спаса в одноименной церкви ходят легенды, что оно появилось там без человеческого участия.

Роспись Теремного дворца

Стены Теремного дворца были расписаны причудливыми орнаментами, геральдическими узорами, украшены живописью на библейскую тематику и сюжетами, иллюстрировавшими монархические идеи. Первоначальная роспись не сохранилась. В 1836 – 1837 годах, спустя 200 лет после возведения дворца, во время реставрационных работ и строительства Большого Кремлевского дворца, роспись внутренних помещений была выполнена заново под чутким руководством художника Ф.Солнцева. Новое оформление стен было выдержано в стиле 17-го столетия.

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

Теремной дворец, 1797 год. Ведута Джакомо Кваренги

Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов, черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания. Дворец представляет собой многоярусную постройку. Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.

Создается впечатление, что каждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды. Здесь в полной мере проявился талант создателей дворца: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.

Древности Российского государства (Antiquities of Russian country), 1846-1853. Иллюстратор - ru:Солнцев, Фёдор Григорьевич. Отделение VI. Памятники древнего русского зодчества Окна Теремного Дворца.

Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон

Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)

Черты русского деревянного зодчества прослеживаются не только в ярусной структуре, но и в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей, в планировке комнат, напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с тремя окнами по фасаду). Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных.

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг

Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы

Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремла(1801)

Теремной дворец. Государево окно.

Окно царской палаты украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами; базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов.

Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца с западной стороны к Теремному дворцу была пристроена сторожевая башня с декоративными кокошниками и восьмигранной крышей.Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами, сориентированы по сторонам света, напоминают резные обрамления окон Теремного дворца. Крутая шатровая крыша с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль.Хотя для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием ("золотой верх" находится на уровне четвертого этажа современного дома), Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого он расположен, почти полностью скрывает его из вида.

Фасады Теремного дворца можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского илиГосударственного Кремлевского дворцов. Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади. ИзОружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы

У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В нем находились комнаты бытового назначения, а также помещения, где находились запасы воды и свечей, а также заготовки овощей и солений

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.

Третья комната на третьем этаже дворца - Престольная, или царский кабинет. В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом. В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом.

Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик".

Здесь же располагались помещения, включавшие собственно покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой по мнению современников считался более полезным для здоровья.

Царские покои занимали второй этаж дворца. Это были четыре платы сравнительно небольших размеров, перекрытые сомкнутыми сводами с распалубкам: Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня. В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов, еще даст о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей.

Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом. Затем при царе Алексее Михайловиче роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись выполнена в 1836 г. по рисункам Ф. Г. Солнцева и Т. А. Киселева.
На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение соответственно менялось. В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже были личные покои царя: большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку. Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.

В первой из них стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином, вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями. В молельне были установлены два резных иконостаса, покрытых шворенным золотом, с иконами XVII-XVIII в.в.

В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

Четвертый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца.

Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат – златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка – Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т. Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».

В западной части Т. Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель - в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т. Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т. Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

Золотая Царицына палата - дворцовая постройка XVI века в Московском Кремле. Своё название получила после того как в конце XVI века стены Царицыной палаты расписали золотом.До наших дней сохранилась и так называемая Жилецкая палата, служившая сенями Царицыной. В старину в этих сенях дежурила дворцовая стража. В них сохранился изящный ренессансный портал, оформляющий парадный вход в главное помещение женской половины царского дворца.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком - старцем Ипполитом.
.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.

Расположенное на высоком кремлевском холме здание Теремного дворца было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке. Увенчанный золоченой кровлей чердака, окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами, Теремной дворец господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля.
В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Некоторые фото:
http://www.kreml.ru/ru/kremlin/buildings/Teremnoy_dvorets/
http://banallex.livejournal.com/
Литература
Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005
Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М.: Искусство, 1983. - С. 333-334

Трудами зодчих XVII века Москва и Русь преобразились... mamlas wrote in May 19th, 2016

Ещё об

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. Ещё в «Созидателях»



Новодельный Измайловский кремль, построенный в стиле «допетровской» Москвы


При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Поначалу, после разрушительного Смутного времени, речь шла лишь о воссоздании разрушенных и обветшавших построек Кремля. Часть из них была отремонтирована уже в 1613 году, ко дню венчания на царство Михаила Федоровича Романова. Затем начались новые большие работы - в 1625 году для установки часов над Фроловской (ныне Спасской башней Кремля) надстроили трехъярусный верх под "смотрением" каменных дел подмастерья Бажена Огурцова и его товарищей Степана Осиповича Караулова и Григория Загряжского. В проектировании и строительстве шатра и часов принимал участие "англицкой земли часового и водяного взвода мастер" Христофор Галовей.


Теремной дворец в Кремле


Вскоре в Кремле началось новое, еще более масштабное строительство. Частые пожары первой половины XVII столетия продолжали губить деревянные строения Москвы, не щадя и великолепия кремлевских теремов. Тогда-то и решено было построить новый каменный царский дворец. Он стал несомненным шедевром - дошедший до наших дней, хотя и в сильно переделанном виде, Теремной дворец в Кремле. Его построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец представлял собой трехэтажное здание. Основанием дворцу послужили подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499-1508 годах архитектором Алевизом Фрязиным, и стоящие на этих подклетах Мастерские палаты XVI века, времени Ивана Грозного.

На выровненных сводах средней части Мастерских палат и возвели три этажа Теремного дворца.


Венчал его высокий "теремок", знаменитый "верх" с расположенной вокруг него открытой террасой – "гульбищем". Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах - изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в "Теремке златоверхнем", расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

"Восьмое чудо света"

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.


Дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском


Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли "восьмым чудом света". Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Осип Старцев разработал особые приемы каменного декора. "Петушиные гребни", поставленные им на ограде двора боярина И.М. Языкова на Большой Никитской, впоследствии широко использовались многими русскими зодчими.


Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

За одним большим делом следует другое - в 1685 году Осип Старцев закончил строительство Трапезной палаты в Симонове монастыре, начатое еще в 1677 году подмастерьем Парфеном Потаповым.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

Московское барокко

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как "московское (или "нарышкинское") барокко". Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им "иже под колоколы", то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.


Церковь Покрова в Филях


Яков Бухвостов, выдающийся зодчий, происходил из крепостных крестьян и был уроженцем села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, ныне расположенного на территории Клинского района Московской области. Первой его большой работой стало возведение каменных стен и башен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (1690-1694 гг.), заменивших первоначальные деревянные укрепления этой обители. Протяженность стен достигает 930 метров, их высота в настоящее время составляет от 9 до 11 метров. С внутренней стороны стен была устроена полуциркульная открытая аркада, над которой проходил по всему периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом. Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной узор, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.

Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.


Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Давно уже отмечено, что храмы Бухвостова не перестраивались – настолько совершенной была их форма.


Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: "… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…".

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо?..

Фото: Теремной дворец Кремля и Верхоспасский собор

Фото и описание

Первые царские палаты из камня, появившиеся на территории Московского Кремля в начале XVII столетия, были построены по приказу царя Михаила Федоровича и названы Теремным дворцом. Царская резиденция Теремной дворец и Верхоспасский собор, который с 1636 года входит в комплекс домовых церквей русских царей, являются частью архитектурного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Великокняжеские палаты над Боровицким холмом

Великие московские князья всегда селились на высоком месте. Их резиденции строились над Боровицким холмом , откуда открывались великолепные виды на округу. Первым дворец на холме построил Иван Калита . Позже на краю Боровицкого холма были возведены хоромы для Софьи Витовтны , супруги великого князя московского и владимирского Василия I .

В конце XV века Иван III предпринял глобальную реконструкцию кремлевских построек. При нем срыли старые стены, выстроенные из белого камня, и начали складывать новые, кирпичные. На территории Кремля построили несколько новых сооружений, которые входят сегодня в списки важнейших достопримечательностей Москвы. Каменные жилые постройки также начали возводить в это время, и в Кремле, кроме Успенского собора, Грановитой палаты и Архангельского собора в конце XV века появляются здания Государева двора. Их проект принадлежал Алевизу Фрязину – итальянцу, который долгое время работал на великих московских князей.

Строительство Теремного дворца

Смутное время, опустошившее русскую землю, принесло немало разрушений и в Москву. Кремлевский дворец государя к 1630 году пришел в негодность и был фактически заброшен. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович приказал отстроить новые покои. Впоследствии царская каменная резиденция получила название Теремной дворец.

Зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов и Трефил Шарутин использовали в работе множество новых технологий. «Железные связи» позволили им укрепить стены, оставляя их достаточно тонкими. Инновации способствовали увеличению внутренней площади сооружения, что было весьма прогрессивным направлением в древнерусском каменном зодчестве.

За основу Теремного дворца были взяты оставшиеся от палат Ивана III стены и фундамент. Два яруса старого здания нарастили тремя новыми, а на самом верху появился теремок. Интерьеры украшали богато и причудливо. Крыша хором была расписана серебряными красками и сусальным золотом, оконные проемы закрывались слюдяными полупрозрачными стеклами, а стены и потолки покоев расписывала артель иконописцев, которой руководил Симон Ушаков – весьма развитый и талантливый художник, технически намного опередивший свое время.

Новые царские хоромы выглядели весьма крупным и даже монументальным сооружением. Архитектор умело сочетал в нем черты древнерусской классики и элементы итальянского зодчества:

  • Дворец в основной своей массе выстроен из кирпича , но наличники, порталы, парапеты и пилястры выполнены из белого камня .
  • В декоративном убранстве применены традиционные приемы русского каменного зодчества – изразцовые плитки на карнизах четвертого этажа, орнаментальные каменные плетенки, резные наличники окон, ширинки на парапетах гульбищ, пилястры в простенках между окнами и золоченый гребень на крыше.
  • Ярусная ступенчатая конструкция постройки демонстрирует типичные черты хоромных построек, возводимых древнерусскими зодчими. Однако, внутренние комнаты располагались в виде анфилады , что характерно для более позднего периода русской каменной архитектуры.
  • Дворец отапливался с помощью системы печей . Каждая печь была украшена глазурованными плитками разных цветов и форм.
  • В парадные покои вело Золотое крыльцо , которое соединяло Верхоспасскую площадку и второй этаж Теремного дворца. Расписанный золотом вход венчал пирамидальный шатер.

Теремной дворец стал одним из зданий Царского двора, занимавшего большую территорию и включавшего в себя множество построек и, в том числе, Грановитую и Столовую палаты, Постельные хоромы царской семьи, Набережные палаты и несколько домовых храмов.

Что посмотреть в Теремном дворце

У каждого из пяти этажей Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд . В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.

Царские покои располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные сени . Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.

Золотая палата была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате , был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».

Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.

В царской опочивальне находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.

На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком . Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка , в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.

Верхоспасский собор

В состав комплекса домовых церквей Московского Кремля входит собор Нерукотворного образа , чаще называемый Верхоспасским. Храм был построен в первой половине XVII столетия и расположен над Престольной дворцовой палатой на верхнем ярусе Теремного дворца на его мужской половине. С северной стороны Михаил Федорович Романов повелел пристроить небольшую придельную церковь для Евдокии Лукьяновой – своей второй жены и матери царевича.

Зодчие, трудившиеся над проектом и его воплощением, были хорошо известны на Руси. Бажен Огурцов , руководивший бригадой строителей и архитекторов, работал в Московском Кремле уже около десяти лет. Он участвовал в реконструкции Успенского собора, возводил пороховой склад, руководил работами по строительству пристройки в колокольне Ивана Великого, но его главным творением называют Теремной дворец и Верхоспасский собор при нем.

В 60-х годах XVII века при храме появилась трапезная , а на плоской крыше нижних палат – паперть , соединявшая покои государя с собором. Тогда же фасады покрасили, пять глав храма позолотили, а через несколько лет стены внутри церкви расписали иконописцы, которыми руководил Симон Ушаков. В 1670 году установили решетку из меди с позолотой, перегораживающую лестницу из царских покоев, что вела в собор. Храм стали называть Спасом за Золотой решеткой .

Все домовые церкви Теремного дворца в 1682 году подвели под единую кровлю. Комплекс венчали одиннадцать глав с прорезными крестами. Для укрепления конструкции зодчим пришлось строить арку на широких пилонах.

В XVIII-XIX веках храм не раз реставрировался и ремонтировался. Причиной для начала очередных работ чаще всего становились пожары . Один из них, Троицкий, повредил иконостас и его пришлось изготавливать заново. Большие средства на ремонт Верхоспасского собора выделяла фрейлина Матрона Салтыкова. Благодаря ей в храме восстановили алтарные фрески, изготовили новые царские двери и покрыли иконостас окладами с серебряной чернью.

В 1812 году французы разграбили множество храмов, и Верхоспасский собор оказался в числе пострадавших. К счастью, удалось заблаговременно эвакуировать самую ценную церковную утварь, но восстанавливать пришлось очень многое.

Заново расписывали домовой храм при Теремном дворце в 1836 году . Приказ об очередной реставрации поступил от государя Николая I . Начавшееся следом строительство Большого Кремлевского дворца также внесло некоторые изменения в планировку Теремного дворца и Верхоспасского собора. Лестница, прилегавшая к храму, была разобрана, Верхоспасская площадка перекрыта, а Золотая решетка оказалась вставленной в новые арочные проемы. Выходящую на запад стену трапезной переложили. Теперь на ней было устроено три двери, каждую из которых украшали декоративные решетки, стилизованные под XVII век.

Поврежденный при артиллерийском обстреле во время вооруженного мятежа 1917 года угол собора реставрировали в 1920 году, но храм к тому времени уже был закрыт и с тех пор богослужения в нем не проводились.

Иконостас Спаса за Золотой решеткой

Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев , искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой .

Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым . Они располагаются в местном ряду. Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного , окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами.

В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи .

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ

Не многие москвичи знают, что стоит в Кремле сказочный дворец, построенный еще при царе Михаиле Федоровиче Романове в XVII в. И уж совсем немногим довелось побывать в царском Тереме.

С древнейших времен, по свидетельству летописи, еще при великом князе Иване Калите в Кремле стоял Теремной дворец. Был он деревянный, рублен из векового дуба. Скорее всего, тот дворец был построен Юрием Долгоруким, возведен был царский Терем неподалеку от церкви Архангела Михаила.

Строились великокняжеские хоромы долгие столетия по единому канону: высокие шатровые кровли с шатровым верхом в виде бочки с медным золоченым гребнем наверху, с широкими двойными окнами, украшенными узорчатой резьбой. Позолоченные украшения теремов, окна из разноцветной слюды, яркая роспись наличников - все придавало теремам нарядный, праздничный вид. На фоне серых посадских изб Терем царский казался сказочным.

Когда в XV в. по велению царя Ивана III на месте деревянного дворца был воздвигнут каменный, его архитектурный облик мало отличался от деревянного старинного Терема. При Иване III началось великое строительство в Кремле. Заново возводились главные храмы, стены, башни и бойницы. Строили в основном итальянские мастера, но их искусство не оказало значительного влияния на русское зодчество. Так, для главного кафедрального Успенского собора Кремля итальянский архитектор Аристотель Фиораванти за образец взял древний Успенский собор Владимира.

Известно, что с давних времен и до Петра I все постройки на Руси возводились по вековым традициям. На протяжении многих столетий горели не раз и деревянные, и каменные дворцы, да и город разрушался дотла при вражеском нашествии, но вновь и вновь отстраивались и Кремль, и Москва. К счастью, до дня сегодняшнего превосходно сохранился Теремной дворец царя Михаила Романова, построенный в 1636 г. по образцу древних царских хором.

Дорогой читатель! Я проведу тебя по этим древним палатам царского Терема, расскажу, какое впечатление производит осмотр их на иностранных гостей.

Давно это было, шел декабрь 1956 г… Я сопровождала замечательных французских актеров Ива Монтана и Симону Синьоре, показала им Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец, соборы кремлевские. Но здесь мне хочется подробно рассказать, какое впечатление произвело на гостей посещение Теремного дворца.

Прекрасных французов сопровождали представители посольства Франции, ответственные работники Министерства культуры, пресса, переводчики, фотокорреспонденты. Все шумно переговаривались, но когда мы взошли на Верхоспасскую площадку и приблизились к Золотому крыльцу, ведущему в древние теремные покои царей, все сразу смолкли. Взору гостей предстал блистающий золотом и пурпуром портал крыльца, у парапетов застыли скульптурные каменные львы, и «страшно» было взойти на ступени каменной лестницы, украшенной дивной резьбой. Наконец все поднялись в Переднюю комнату, или Проходные сени, где по утрам собирались приближенные бояре, чтобы засвидетельствовать свою преданность государю. Здесь же царь иногда устраивал трапезы, поэтому называли эту комнату еще и Трапезной. Роспись стен и потолка комнаты изумительной красоты: изящный растительный узор подчеркивает значимость религиозных сюжетов. Обивка старинной мебели выполнена в цветовой гамме настенной живописи. Все сработано русскими умельцами.

Здесь при полной тишине я начала свой рассказ и пригласила гостей в следующую палату - Думную, или Соборную, еще ее называли Крестовой. В ней собиралась Боярская дума, обсуждались вопросы государственной важности. Стены и сводчатый потолок этой комнаты выдержаны в голубых тонах, даже стекольца голубые с белым. Из Соборной палаты следуем в Государев кабинет, или Престольную, где стояло царское кресло (престол).

Государева комната - это рабочий кабинет царя, где он проводил много времени, беседовал с близкими людьми, давал обеды «без чинов», где все занимали место без учета знатности, рода и чина.

В Престольной комнате в 1660 г. состоялся собор - церковный суд над патриархом Никоном. Собор постановил здесь в присутствии царя Алексея Михайловича лишить Никона «патриаршего престола и чести».

Престольная комната - самая нарядная, самая живописная, где сплошь расписаны и стены, и потолок, преобладающий цвет - красный, по нему идет позолота. Лавки, стулья - все обтянуто малиновым бархатом. Расписная столешница с золоченым подстольем на фигурных ножках. Кресло царя тоже обтянуто малиновым бархатом. На стенах изображены гербы областей России. В углу красуется круглая печь, затейливо украшенная красными кафелями. Стекла окон, в тон отделки комнаты - красные и белые, забраны в медные переплеты. Когда редкие лучи солнца заглядывают в Терем, он воистину кажется сказочным.

Царские палаты замыкает опочивальня, в центре которой стоит кровать темного дерева, украшенная рельефной резьбой. Над кроватью балдахин - «небо», как говорили в старину. Изразцовая печь, обивка мебели - все в тон искусной росписи стен. Из опочивальни дверь открыта в царскую молельню, где сохранились два резных позолоченных иконостаса с иконами XVII–XVIII вв. Воспитанные французские гости постеснялись войти в молельню, но задали вопрос: «Где жили русские царицы?» Пришлось рассказывать, что женская жилая половина дворца всегда строилась отдельно и, к сожалению, не сохранилась, однако уцелел приемный зал русских цариц - Золотая царицына палата. В то время там шли реставрационные работы, и, приоткрыв дверь в палату, откуда была частично видна роскошная роспись стен, я сказала: «Вот как описывал убранство Золотой царицыной палаты патриарх Иеремия, который был принят царицей Ириной в 1589 г. Палата «покрыта была чистым золотом, украшена многочисленными скульптурными изображениями птиц и зверей из драгоценных металлов». Епископ Арсений добавлял: «…стены Палаты, казалось, были обиты золотом и светились»».

Я продолжаю рассказывать, а французские гости не только не переговариваются, а как-то странно замирают при моих словах: «…великолепие наряда царицы Ирины, по словам епископа Арсения, сопровождавшего патриарха Иеремию, всех присутствующих повергло «в некий тихий ужас«…Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Я замолчала… Симона Синьоре тихо вздохнула…

Проходим через Святые сени в Грановитую палату. По тем временам палата, построенная в XV в. итальянскими архитекторами Марко и Антонио Солари, была самым большим и великолепным залом на Руси, площадь которого достигала 495 м, а высота - 9 м. В Грановитой палате на протяжении пяти столетий происходили приемы, государственные совещания, отмечали воинские победы. В 1552 г. Иван Грозный устроил трехдневный пышный пир, празднуя победу над Казанью. Петр 1 отмечал здесь в 1709 г. блистательную победу над шведами под Полтавой, а Екатерина Великая дала обед в честь полководцев, одержавших победу над Турцией в 1774 г. Во время таких торжественных празднеств столы и поставцы в Грановитой палате ломились от золотой и серебряной посуды, от груды яств.

Свет, падавший из восемнадцати окон, освещал великолепную настенную живопись, выполненную палехскими мастерами по описям XVII в. Рассказывая о ней, я показала гостям изображения русских князей и царей со времен Владимира Мономаха. На этом экскурсия закончилась. Совершенно ошеломленные и восхищенные увиденным, высокие гости, прощаясь, сказали: «Нам кажется, что мы побывали в сказке. Нет, мы побывали в древней России, мы не представляли такого чуда!»

А ведь гости не осматривали еще одну очень интересную комнату - Детскую. Она поражает изяществом и богатством белокаменной резьбы. Над входом высеченная по камню надпись гласит, что комната построена по повелению царя Михаила Романова для царевичей Алексея и Ивана. Ее окружает открытая терраса - гульбище, на западной стороне которой сооружена маленькая смотрильная башенка. С площадки башни неожиданно открывается живописный вид на город, на его улицы и улочки, на купола церквей, на пеструю панораму столицы.

Дорогой читатель! Когда ты идешь торопливо по Воздвиженке по направлению к Троицким воротам, посмотри на Кремль - ты увидишь эту островерхую цветную башенку и крышу Терема - двухскатную, яркую, красно-белую, с высоким гребнем - и золотые маковки церквей Теремного дворца.

Здесь сохранились шесть церквей, неповторимое убранство которых, созданное русскими мастерами, по праву считается шедевром не только отечественного, но и европейского искусства.

Особое место в Теремном дворце занимает Верхоспасский собор, построенный в XVII в. Вход в церковь запирается золотой решеткой, почему собор известен еще под названием Спас за Золотой решеткой. На сводах храма сохранилась роспись XVII столетия. В деревянном резном золоченом иконостасе есть и иконы XVII в., выполненные кремлевским живописцем Федором Зубовым. В этом соборе цари крестили своих детей, а в день их совершеннолетия объявляли наследниками престола, здесь молились все русские цари от Михаила Романова до Петра I. Это камерный, домовый собор царской семьи. Построенные в разное время, теремные церкви в XVII в. были подведены под одну крышу мастером каменных дел Осипом Старцевым. На крыше поставили одиннадцать позолоченных главок, над куполами которых засветились золотые ажурные кресты. Эти главки хорошо видны из-за стен Кремля.

Прекрасен, неповторим кремлевский ансамбль! Трудно не согласиться с Лермонтовым: «Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… Надо видеть, видеть…»

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

автора Молева Нина Михайловна

Дворец на Пречистенке Пречистенка, 16 – этого дома нет среди московских пушкинских адресов. Пушкиноведы предпочитают осторожную формулировку: здесь мог бывать поэт. Архивные документы позволяют сказать: не мог не бывать. Слишком тесно была связана его жизнь со

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна
Похожие публикации