Стресс: виды, симптомы, диагностика, лечение. Стресс

Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает.

Привыкая жить в постоянном напряжении, испытывая его вновь и вновь, мы перестаем получать удовольствие от жизни. Нам не дает покоя мысль: почему так происходит? Мы, увы, не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.

Виды стресса

У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.

Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.

Отличительные признаки стресса

Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак - изменение поведения. Чаще всего встречаются:

Повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;

Снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;

Частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;

Потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;

Постоянное уныние и жалость к себе;

Потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;

Нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.

Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния.

Отрицательная стратегия поведения

Находясь в состоянии стресса, мы обычно выбираем такую линию поведения, которая, как нам кажется, уменьшает дискомфорт. Увы, чаще всего подобная тактика не дает ожидаемого результата.

Типичные линии поведения.

Бегство - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.

Самоедство - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.

Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.

Проволочки - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.

Поиски приключений - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.

Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.

Затворничество - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.

Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться таким образом от подавленности, мы лишь усиливаем стресс.

Стресс – это такая реакция, когда после обработки сознанием какого-либо внутреннего или внешнего обстоятельства возникает особое состояние нервной системы, которое приводит к изменению работы внутренних органов. Подобный фактор может быть индивидуальным у каждого: внутренний – личная болезнь, которая снижает качество жизни, внешний – смерть близкого человека, смена работы или переезд. Стресс возникает только при условиях, когда воздействие данного обстоятельства превышает личный порог стрессоустойчивости.

Стресс может являться острым и развиваться в виде единичного воздействия, последствия которого могут проходить самопроизвольно в некоторых случаях. Это явление запрограммировано природой, для того чтобы бороться с опасностями и избегать их. Чаще всего в современном мире встречается хроническая форма стресса, при которой психотравмирующие обстоятельства начинают как бы наслаиваться друг на друга. Именно данный процесс и становится причиной многих хронических заболеваний.

Чем опасен стресс

Ученые твердят, что более 150 тысяч человек в 142 странах мире сегодня имеют проблемы с собственным здоровьем, которые возникли в результате стресса. Наиболее частой является болезнь сердца (инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, стенокардия). Согласно данным РАН, после распада Советского Союза за 13 лет количество больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями возросло с 617 до 900 человек на каждые 100 000 населения. При этом количество курильщиков и людей, которые регулярно принимают алкоголь, людей с наличием выраженного ожирения или повышенным уровнем холестерина – те причины, которые и являются ключевыми при развитии сердечных и сосудистых патологий, остались в пределах прежних показателей. В результате, ученые задумались о влиянии на здоровье психоэмоционального состояния.

На втором месте находятся последствия жизни в постоянном состоянии психического заболевания, на третьем – ожирение. Хронический стресс не обходит стороной также и органы мочеполовой и пищеварительной системы, однако изменения, которые в них происходят, не настолько фатальны. Помимо прочего, человек, который постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, сильно снижает работоспособность и силу собственной иммунной системы, становясь легкой мишенью для множества патологий.

Как развивается стресс

Впервые процессы, которые происходят после столкновения человека с психотравмирующими событиями, были описаны психологом Кэннон в 1932 году. Широкая огласка данного вопроса и термин «стресс» начали применяться только с 1936 года, после выхода в свет статьи известного физиолога Ганса Селье, который именовал стресс «синдромом, который развивается вследствие воздействия различных повреждающих агентов».

Селье установил, что при воздействии на психику агентов, которые превышают адаптационные ресурсы организма (порог стрессоустойчивости), могут развиваться следующие реакции:

    Увеличивается кора надпочечников. Именно этот участок организма отвечает за выработку «гормона стресса», основным глюкокортикоидным гормоном является кортизол.

    Снижение количества липидных гранул в надпочечниках (в мозговом слое), основной задачей данных структур является выделение норадреналина и адреналина в кровь.

    Снижение объема лимфатической ткани, отвечающей за иммунитет, провоцирует обратное развитие лимфатических узлов, селезенки, тимуса (центрального органа иммунной системы).

    Повреждение слизистых оболочек двенадцатиперстной кишки и желудка, включая развитие язв (их называют еще стресс-язвы).

Под влиянием гормонов норадреналина, адреналина и кортизола возникает не только стресс-язва на слизистых кишечника и желудка, но и:

    повышение уровня глюкозы в крови, что приводит к снижению чувствительности тканей к инсулину (так, в результате стресса, можно получить сахарный диабет второго типа);

    задерживается натрий, а вместе с ним и вода в тканях, в то время как калий, который необходим для нормальной работоспособности нервов и сердца, выводится быстрее обычного;

    распад тканевых белков, которые образуют глюкозу;

    повышенное отложение липидной ткани в подкожной клетчатке;

    сердцебиение становится частым, и нарушается его ритм;

    повышается артериальное давление.

В результате снижения объема лимфатической ткани, происходит снижение и общего иммунитета. Это может привести к снижению устойчивости к инфекциям, и любой вирус может стать причиной развития тяжелой патологии или ее осложнения бактериальными патогенами.

Порог стрессоустойчивости индивидуален для каждого человека и зависит от:

    устойчивости психики человека к воздействию неблагоприятных факторов;

    жизненного опыта человека;

    типа нервной системы (является одной из двух сильных или наоборот двух слабых), это определяет скорость реакции при принятии решений и выраженности и характере эмоций.

Таким образом, меланхолики и холерики более подвержены стрессу, тогда как уравновешенный сангвиник меньше, а флегматик и того меньше (для них требуется большая сила стрессогенных факторов).

Классификация

Стресс – это общее название для всех вышеописанных реакций организма, когда влияние психики активизирует работу надпочечников. Он может являться:

    Отрицательным, который приводит к дистрессу. О нем будет подробно сказано далее, поскольку именно он может разрушать здоровье.

    Положительным – эустресс. Спровоцирован внезапной радостью, к примеру, при встрече со старинным другом или при получении неожиданного подарка, также его может вызвать жажда соревнования или вдохновение. Этот вид стресса не оказывает негативного влияния на человеческое здоровье.

По характеру воздействия дистресс может быть:

    Психологическим или нервно-психическим. Особый вид, который принято подразделять на два вида:

    1. психоэмоциональный стресс, который развивается на фоне сильной ненависти, обиды или гнева;

      информационный стресс, возникающий при переизбытке информации. Чаще всего развивается у людей, которые по роду деятельности должны заниматься обработкой большого количества информации.

    Физическим, который подразделяют на:

    1. световой (когда человек вынуждено долгое время находится в освещенном пространстве, при попадании в условия полярного дня, лежа в больнице, на работе);

      болевым (в результате травмы и боли);

      пищевым (при голоде или наоборот – вынужденном питании теми продуктами, которые отвратительны для человека);

      температурным (к примеру, при воздействии холода или жары).

Дистресс может возникать вследствие экстремальных условий (оползней, наводнений, ураганов, военных действий) или крайне сильными психологическим событиями (сдача экзамена, разрыв отношений, смерть родственника).

Существует даже классификация стрессоров (стрессирующих факторов). В их качестве могут выступать:

    Жизненное событие – продолжительное по времени событие: смерть близкого человека, развод, командировка, переезд.

    Хроническое эмоциональное перенапряжение. Оно развивается в результате неразрешенных конфликтов с коллегами или членами семьи.

    Небольшие жизненные трудности, которые накапливаются в течение долгого времени по аналогии со снежным комом и могут разрушить нормальное взаимоотношение в семье.

Данные стрессоры – это истинная причина развития дистресса.

Течение стресса

Ганс Селье выделял в свое время три стадии при ответе организма на любой стресс. Скорость возникновения зависит от силы стрессора и состояния ЦНС конкретного человека:

    Стадия тревоги. Человек перестает контролировать собственные действия и мысли, что создает предпосылки для ослабления организма. Поведение больного меняется и становится противоположным тому, которое обычно свойственно для человека.

    Стадия резистентности. Сопротивляемость организма повышается таким образом, чтобы человек смог принять конкретное решение и справиться с появившейся ситуацией.

    Стадия истощения. Развивается при длительном стрессе, когда организм больше не в силах поддерживать должную резистентность. Именно на данной стадии начинают развиваться повреждения внутренних органов.

Есть также и более расширенное описание стадий, которое было сделано после работ Селье. Таким образом, выделяют 4 стадии:

    Мобилизация: повышение активности и внимания человека, силы пока еще расходуются экономно. Если процесс на данной стадии затухает, то это только закаляет организм, а не разрушает его.

    Активная (стеническая) отрицательная эмоция. Возникает ярость, агрессия, гнев. Для достижения цели силы организма начинают расходоваться неэкономно, что приводит к истощению организма.

    Астеническая (пассивная) отрицательная эмоция. Возникает в результате чрезмерного расходования сил организма на предыдущей стадии. Человек становится тоскливым и не верит в собственные силы, а также в возможность разрешения возникшей ситуации. Высокая вероятность возникновения депрессии.

    Полная деморализация. Происходит тогда, когда стрессор действует на организм человека все время. Человек начинает смиряться с тем, что он проиграл и становится безучастным, не хочет решать ни задачу-стрессор, ни какую-либо другую. О таких людях часто говорят «сломлен».

Что может стать причиной стресса

Чем провоцируется стресс у здорового человека, было сказано выше. Это и переезд, и травмы, и развод, и гибель близкого человека, и даже денежные проблемы, постоянная нехватка времени для сдачи работы в срок, болезни – близкого или личные. Женщины подвергаются стрессу при рождении ребенка, даже в случае, когда женщина уверена, что в течение 9 месяцев она успеет подготовиться к этому (особенно уязвимы к стрессам роженицы, которые имели осложнения при вынашивании, перенесли в это время разрыв с любимым человеком или страдали от постоянных конфликтов).

Факторы, повышающие шанс возникновения стресса – недосыпание, хронические болезни, недоброжелательный настрой друзей и окружения. Более уязвимыми к стрессу считаются люди, которые верны убеждениям и данному слову.

Причины стресса у детей могут быть не настолько очевидны:

    отсутствие человека, который мог бы выслушать проблемы;

    навязывание хобби родителями;

    проблемы общения;

    повышение нагрузок в школьной программе или после перехода из детского сада в первый класс;

    перемена места жительства;

    проблемы в общении со сверстниками;

    проблемы с обращением в детском саду;

    переохлаждение;

    резкая смена погодных условий;

    случайное лицезрение интимного обращения чужих людей или родителей;

    смена часового пояса;

    резкие изменения в распорядке дня;

    потеря домашнего любимца;

    начальный сексуальный опыт;

    частое пребывание в больнице без родителей;

    неблагополучная обстановка в семье;

    отправка в пионерлагерь или санаторий без родителей.

Как определить, что у человека стресс

Принято различать стресс острый и хронический. Они проявляются по-разному.

Также существует диагноз – острая реакция на стресс. Так называют расстройство, возникающее у психически здорового человека в ответ на сильный физический или психологический стрессор, при котором существовала серьезная угроза жизни близкому человеку или самому пострадавшему. Она отмечается после:

    участия в боевых действиях, который были особо кровопролитны;

    того, как человек попал в заложники при террористическом акте;

    автокатастрофы;

    изнасилования, особенно при жестоких случаях;

    гибели детей;

    пожара в доме;

    стихийного бедствия (наводнения, цунами, ураганы).

Подобный сильный стресс является кратковременным расстройством, он может длиться от нескольких часов до 1-2 дней. После него требуется срочная медицинская помощь со стороны грамотного психотерапевта или психиатра, в противном случае стресс может стать причиной суицидальных попыток или перейдет в хроническую форму со всеми вытекающими последствиями.

Риск развития реакции на сильный стресс выше у людей:

    которые истощены после тяжелого труда или после болезни;

    при наличии заболевания мозга;

    которые не видят помощи со стороны;

    старше 50 лет;

    когда вокруг погибают люди;

    когда произошедшее является полной неожиданностью.

О наличии острой реакции на стресс говорят симптомы, которые начинаются спустя несколько минут после произошедших событий:

    Подобное помутнение сознания, при котором человек дезориентирован в происходящих событиях, но может обращать внимание на мелкие детали. В результате, человек способен совершать бессмысленные и странные поступки, которые для окружающих могут стать признаком неадекватности конкретной личности.

    Человек способен высказывать бредовые идеи и рассказывать о несуществующих событиях, говорить при отсутствии собеседника. Подобное поведение продолжается короткое время и может резко оборваться.

    Человек с наличием острой реакции не понимает или не совсем понимает речь, обращенную к нему, не может выполнить просьбу или делает это неправильно.

    Крайняя заторможенность движений и речи. Может быть выражена до такой степени, что человек просто застывает в одной позе и отвечает на вопросы невнятным звуком. Реже возможна обратная реакция: словесный поток, который невозможно остановить и выраженное двигательное беспокойство. Также может присутствовать паническое желание нанести себе вред или паническое бегство.

    Реакция со стороны вегетативной системы: понос, рвота, покраснение или побледнение кожи, расширение зрачков. Может возникать настолько резкое падение артериального давления, что человек просто погибает.

    Довольно часто присутствуют такие симптомы стресса: отчаяние, агрессивность, неспособность ответить при полном понимании речи, растерянность.

При попадании в подобную ситуацию человека с нездоровой психикой острый ответ организма на стресс может быть не таким, какой описан выше.

Данные симптомы присутствуют больше 2-3 дней и не являются острой реакцией на стресс. Необходимо срочно обратиться к невропатологу, наркологу, психиатру или инфекционисту для поиска истинной причины такого состояния.

После перенесенной острой реакции довольно часто полностью или частично пропадает память о подобном поведении. При этом человек некоторое время остается сверх напряженным, страдает от нарушений поведения и сна. 2-3 недели возможно истощение, от чего пропадает желание заниматься, чем-либо, и даже нет воли к жизни. Человек может ходить на работу и выполнять ее на «автомате».

Острый стресс

О наличии в жизни человека стресса, говорят такие симптомы, которые возникают срезу или спустя некоторое время после столкновения со стрессором:

    потливость;

    учащенное сердцебиение;

    ощущение дискомфорта и стеснения в грудной клетке;

    тошнота с однократной рвотой;

    эмоциональный взрыв, который сочетается с ощущением неконтролируемого страха или тревоги, или же с возбуждением, близком к агрессии;

    онемение и ощущение ватных конечностей;

    стрессовое недержание мочи;

    боль в животе;

    чувство жара или озноб;

    учащенное дыхание, которое сопровождается ощущением нехватки воздуха.

При сильном стрессе, который все же не достиг критической отметки (когда существует угроза жизни, которая обычно и является причиной острой реакции на стресс), у личности, помимо перечисленных выше признаков, может наблюдаться:

    головная боль;

    кожная сыпь по аналогу крапивницы, которая возникает в ответ на поступление в организм аллергена;

    судороги без потери сознания;

    выраженное чувство отчаяния, безнадежности;

    болезненные позывы к опорожнению кишечника, после чего присутствует жидкий стул.

Хронический стресс

Состояние, которое характерно для современных людей со стремительным темпом жизни. Клиническая картина хронического стресса выражена не настолько ярко, как при острой реакции на стресс, поэтому довольно часто ее проявления списывают на усталость и не придают ситуации должного значения, пока не возникают серьезные заболевания. При возникновении последних человек спешит к врачу и начинает курс лечения, которое не приносит должного результата, поскольку основная причина, жизнь в постоянном стрессе, остается неустраненным фактором.

О том, что у человека хронический стресс, говорят признаки, которые условно подразделяют на несколько групп:

Связанные с изменениями физиологии пациента

При стрессе человек может испытывать физические страдания, которые заставляют его искать причину для посещения врачей различных направлений и вынуждают принимать множество медикаментов. Однако наличие перечисленных ниже симптомов, когда они возникают у человека, постоянно испытывающего стрессы, не означает, что он не страдает от стенокардии или язвенной болезни. Поэтому они будут перечислены, а уже относительно их наличия и трактовки нужно говорить в каждом конкретном случае со специалистами и принимать решения относительно лечения.

Среди физиологических симптомов хронического стресса выделяют:

    рези в желудке;

  • затруднение глотания;

    похолодание рук;

    сухость во рту;

    звон в ушах;

    заикание;

    частое мочеиспускание;

    боль за грудиной;

    бруксизм;

    боль в спине;

    головная боль;

    снижение аппетита;

    частые инфекционные заболевания дыхательных путей, которые сопровождаются насморком и кашлем;

    покраснение лица, приливы жара;

    выкручивание суставов;

    периодические мышечные спазмы: перемещающиеся и непонятные мышечные боли, спазмы мышц рук;

    снижение либидо, эректильная дисфункция;

    сыпь в виде красных пятен или пузырьков, которая возникает на пустом месте;

    навязчивые движения и тики;

    сильная дрожь верхних конечностей;

    повышенное потоотделение;

    скачки артериального давления;

    во время очередного эпизода может повышаться температура тела.

Симптомы, которые связаны с эмоциями

О наличии у человека стресса хронического характера свидетельствуют изменения в его характере, когда у до этого уравновешенного человека начинают проявляться:

    враждебность к другим;

    импульсивные поступки;

    взрывы гнева;

    плаксивость;

    тревожность;

    раздражительность;

    капризность;

    занижение самооценки;

    ухудшение памяти;

    изменение длины сна и существенное ухудшение его качества (частые кошмары);

    появление суицидальных наклонностей и мыслей о совершении самоубийства;

    повышение чувствительности к мигающему, яркому свету, громким звукам;

    чувство невыразимой тоски, безысходности, одиночества;

    склонность к командным крикам;

    снижение порога беспокойства;

    концентрация только на неприятных событиях;

    обидчивость;

    чувство нереальности происходящего вокруг;

    пессимизм;

    постоянная критика близких;

    чувство вины;

    исчезновение стимулов, целей, жизненных интересов;

    лживость;

    подозрительность.

Социально-поведенческие симптомы

О том, что у человека присутствует хронический стресс, подскажут также и изменения в его общении и поведении:

    человек становится конфликтным;

    трудоголизм и постоянные нагрузки на работе и даже дома являются самостоятельной попыткой уйти от ситуации;

    постоянная нехватка времени;

    старание находится изолированно;

    склонность к употреблению медицинских препаратов, наркотиков, алкоголя;

    нервный хохот;

    потеря прежних интересов: к хобби, работе;

    утрата интереса к собственному внешнему виду;

    невнимательность;

    за рулем человек довольно часто ведет себя неадекватно, высказывается грубо в отношении других участников движения;

    в привычной работе допускается много незначительных ошибок.

Интеллектуальные признаки

К ним относят:

    трудности в принятии решений;

    вязкость речи;

    навязчивые мысли, часто – негативные;

    повторение сказанного ранее;

    затруднение при анализе новой информации;

    ухудшение памяти: быстро забывает и плохо запоминает, могут наблюдаться провалы в памяти.

Особенности протекания стресса у женщин

Женщины являются более уязвимыми к стрессам. Кроме того, в попытках стать идеальной матерью и женой женщины стараются скрывать собственные переживания и начинают их копить в себе. Это может стать причиной проявления определенных симптомов, большинство из которых были представлены выше и которые ничем не отличаются от «мужской» клиники. В результате, из этого могут вырасти эндокринные, сердечные или гинекологические заболевания, а также ожирение.

Признаки стресса у женщин, которые позволят догадаться о его наличии:

    ухудшение координации;

    боли в желудке;

    приступы паники;

    спазмы, которые сопровождаются болью сначала в одном, а затем в другом отделе живота;

    возникновение непонятных гнойников или красных элементов;

    боли в спине;

    подергивание века на одном из глаз, которое продолжается несколько минут;

    внезапные перепады настроения, которые ранее были не свойственны для женщины;

    сбои в менструальном цикле;

    боли в суставах;

    головная боль (обычно в одной половине головы);

    изменение отношения к близким и к себе (эмоциональная холодность, чувство вины);

    раздражительность;

    мысли о суициде;

    снижение инстинкта самосохранения;

    снижение уровня работоспособности;

    щелканье, свист, шум в ушах;

    выпадение волос (возможно сразу или спустя 3-6 месяцев после стресса);

    согласно данным American Journal of Obstetrics and Gynecology, симптомом стресса, который возникает под воздействием кортизола, может являться вагинальная молочница с частыми рецидивами;

    пристрастие к некоторым видам пищи (обычно это молочные продукты и сладости) или алкоголю.

Особенно стоит обращать внимание на подобные симптомы нужно после родов. Они будут свидетельствовать о том, что вполне вероятно начало послеродовой депрессии или даже более опасного послеродового психоза.

Особенности течения стресса у детей

Признаки стресса у ребенка также слабо заметны, особенно если малыш еще не достиг сознательного возраста.

Если ребенок в возрасте до 2 лет, о том, что он перенес стресс, могут свидетельствовать отказ от пищи, раздражительность и плаксивость. Подобные симптомы развиваются при любой не воспалительной или воспалительной патологии, поэтому последние нужно исключить в первую очередь.

Дети в возрасте от 2 до 5 лет заявляют о перенесении стресса путем возвращения старых привычек: недержание кала или мочи, отказ от самостоятельного кормления, сосание пустышки, пальца. Ребенок может начать плакать при изменении обстоятельств (к примеру, от того, что его будят ночью в туалет), а также при появлении в доме новых людей. Также вполне возможно развитие заикания.

О стрессе у детей 2-5 лет свидетельствует снижение активности, или наоборот гиперактивность, беспричинное кратковременное повышение температуры тела, частая смена настроения, рвота, возникновение множества страхов (собак, одиночества, темноты, людей определенной профессии). Малыш в стрессовом состоянии плохо засыпает.

У детей 5-9 лет стрессы проявляются следующими симптомами:

    беспричинные тревоги и страхи;

    агрессия;

    поведение как у детей раннего возраста (появление сюсюканья, уподобления малышу, ребенок начинает ластиться);

    ночные кошмары;

    снижение успеваемости;

    утомляемость;

    если малыш начинает лгать, вполне возможно, что это тоже проявление стресса;

    вызывающее поведение на протяжении нескольких дней;

    нервные тики или вредные привычки расчесывать кожу, ковыряться в носу, вырывать волосы, грызть ногтевые пластины или предметы (ручки, резинки, линейки);

    ребенок может частично забыть о стрессировавших его событиях;

    расслоение ногтей;

    заеды в уголках рта;

    боли в области грудной клетки;

    головные боли;

    тошнота и иногда рвота;

    снижение или повышение аппетита;

    попытки убежать из дома, или желание постоянно находиться в пределах дома, избегание других детей, отказ от посещения школы.

Какие проявления свидетельствуют о перенесенном стрессе

Основными симптомами после стресса являются проявления истощения организма. А именно:

    негативные мысли;

    затруднения при сосредоточении;

    нерешительность;

    ухудшение памяти и внимания;

    безразличие к собственному внешнему виду;

    снижение либидо;

    снижение аппетита;

    сонливость днем и бессонница ночью, однако возможна и постоянная сонливость;

    усталость, которая возникает быстрее, чем ранее, и может не пройти даже после продолжительного отдыха;

    беспричинная тошнота;

    появление непереносимости жары;

    потливость, головные боли, скачки артериального давления, учащение пульса;

    человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Однако если сила раздражителя была довольно высокой, то при отсутствии острой реакции на стресс спустя несколько недель или месяцев вполне возможно развитие синдрома посттравматического расстройства стрессового генеза. Он проявляется:

    неадекватной (обычно – это полное отсутствие или очень слабая) реакция на происходящие события;

    тревожностью;

    агрессивностью;

    недоверчивостью к окружающим;

    отчуждением от окружающих;

    человек начинает жить в собственной проблеме – днем он постоянно о ней думает, а ночью испытывает кошмары в ее отношении;

    если человек ассоциирует травмирующую ситуацию с какими-либо конкретными событиями, то при их повторном появлении он становится крайне агрессивным и испытывает приступы паники;

    приступы паники возможны и сами по себе и снижаются при общении с другими людьми, соответственно в такие моменты больной весьма охотно идет на контакт даже с незнакомыми людьми;

    у человека могут возникать боли в голове, сердце, животе. Поэтому довольно часто в таких ситуациях в ходе обследования по причине таких болей врачи ничего не находят. Это заставляет человека постоянно искать подходящего врача и консультироваться у множества специалистов. Если же ни один из врачей не сможет принести облегчение пациенту, он довольно часто теряет веру в медицину и начинает заниматься самолечением, а для лучшего результата начинает увлекаться наркотическими средствами и алкоголем.

Таким образом, заподозрить клинику, спровоцированную стрессом, очень часто можно при наличии патологий внутренних органов. Говорить в сторону стресса можно по тому фактору, что чаще всего его признаки затрагивают сразу несколько систем организма (к примеру, изжога и боли в суставах). Уточнить диагноз возможно только при помощи обследования: в таких случаях при помощи лабораторных (анализы) и инструментальных (рентген ЖКТ, УЗИ сердца, кардиограмма, фиброгастроскопия) исследований будут обнаружены минимальные изменения или полное отсутствие изменений в органах. Наличие стресса может подтвердить психиатр или психотерапевт в ходе беседы с человеком и проведении некоторых специальных тестов (обычно, устных). Также о наличии стрессовой реакции организма будет свидетельствовать изменение уровня гормона АКТГ и кортизола в крови.

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    10 самых интересных фактов о мышцах

    Стресс. Как повысить уровень мелатонина

    Как ваше тело реагирует на стресс

    Переход - Трансформация физического тела

    6 упражнений для похудения в домашних условиях - упражнения для жиросжигания дома

    Субтитры

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon ) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response ) .

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому , но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) - всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс - это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса , проявляющийся в группах и популяциях , находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации - снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии . Метод систематически используется в задачах мониторинга .

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе .

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система . В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции , поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы , сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение . При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться .

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами .

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс - это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс - это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

См. также

  • Неспецифические адаптационные реакции организма

Похожие публикации