Система контроля в муниципальном образовании. Система контроля в управлении муниципальным образованием и управлении структурой муниципальных образований

Важнейшими функциями муниципального управления являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного управления и контроль их исполнения.

Эффективность деятельности органов управления по достижению их целей в значительной степени определяется уровнем организации выполнения

распорядительных документов в органах управления и контроля их исполнения. Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления, М.:ЮРАЙТ, 2009. С.112.

От систематичности и целенаправленности организации выполнения распорядительных документов и контроля их исполнения зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

Согласно классификации, предложенной профессором Радченко, контроль исполнения распорядительных документов следует относить к общим функциям государственного и муниципального управления. Каждая общая функция управления образуется на базе одной или двух основных функций социального управления (планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование и координирование).

Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть выполнены следующие комплексы однородных работ: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. М.:НОРМА, 2010. С.98.

  • - регистрация, учёт и постановка документов на контроль;
  • - разработка планов мероприятий по выполнению документов;
  • - своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в документах, по срокам и объёмам выполненных работ;
  • - информирование исполнителей о приближении сроков исполнения распорядительных документов;
  • - воздействие в необходимых случаях на исполнителей распорядительных документов, по вине которых нарушаются сроки исполнения документов;
  • - регулярное информирование руководителей органа управления о ходе исполнения документов;
  • - снятие документов с контроля.

Контроль исполнения распорядительных документов основывается как на общих, так и на частных принципах контроля, отражающих организационно-техническую сторону контроля.

К частным принципам контроля исполнения распорядительных документов органов государственного управления относятся: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону:ПЕЛИКАН, 2010. С.54.

  • - системность контроля исполнения распорядительных документов;
  • - личная ответственность первого руководителя за состояние контроля исполнения;
  • - централизация контроля исполнения;
  • - единство ответственности за организацию исполнения и контроль исполнения;
  • - единство подготовки распорядительных документов и контроля их фактического исполнения;
  • - соответствие содержания распорядительного документа необходимым условиям контроля его исполнения.

Контроль исполнения документов включает в себя следующие стадии:

1. Учет контролируемых документов.

  • 2. Непосредственную проверку и регулирование хода исполнения документов.
  • 3. Анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания. Хедоури. Ф, Мескон М. Основы менеджмента. М.:СТАР, 1993. С.98.

Органами контроля за исполнением распорядительных документов в субъекте Российской Федерации являются контрольные органы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Эти функции в регионе прежде всего осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации. Кроме этого осуществляет контроль за деятельностью Администрации субъекта Российской Федерации Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, на которое возложена задача координации всех контрольных органов на всех уровнях государственного управления, Прокуратура Российской Федерации, министерство юстиции Российской Федерации, министерство внутренних дел Российской Федерации, налоговая служба Российской Федерации и другие контрольные органы Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью своих территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации, а также контрольных органов субъектов Федерации.

Объектами контроля являются Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Главы Администрации, правительства субъекта Российской Федерации по различным вопросам.

Разнообразие объектов контроля исполнения распорядительных документов не может скрыть его специфики - проверяется и оценивается с одной стороны деятельность организаций, должностных лиц с точки зрения ее содержания и эффективности, а с другой стороны - деятельность по выполнению конкретных правовых актов. Попов Г.Х. Проблемы теории управления, М.: ЮРАЙТ, 2009. С.44.

В администрации функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда руководство сформулировало цели и задачи в распорядительных документах.

Контроль за исполнением распорядительных документов - это часть в едином процессе обеспечения достижения администрацией своих целей, выраженных в постановлениях и распоряжениях. Здесь важно то, что уже сами по себе цели и планы администрации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ.

Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности организации исполнительной власти.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.

Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам.

Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Система контроля - выражается в совокупности субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерений, выработки корректирующих воздействий.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания.

Контроль в муниципальном управлении рассматривается в качестве одной из его основных функций. Под ним понимается процесс обеспечения достижения муниципальной управленческой организацией своих целей. С помощью контроля ее руководство определяет правильность принятых им управленческих решений и необходимость их корректировки.

Управленческий контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих функционирование муниципальной управленческой организации и достижению последней намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства муниципальным хозяйством и жизнедеятельностью местного сообщества.

В функцию управленческого контроля как элемента муниципального управления входит:

Сбор, обработка и анализ о фактических результатах выполнения управленческих решений структурными органами и подразделениями местной администрации, сравнение этих результатов с разработанными или прогнозируемыми показателями, выявление отклонений и анализ причин их обусловивших;

Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей и решения проблем;

Разработка стандартной системы отчетности, проверка ее эффективности на основе анализа результатов работы муниципальной управленческой организации в целом и ее отдельных структурных подразделений.

Словом, процесс управленческого контроля состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если полученные результаты отличаются от установленных или прогнозируемых стандартов и показателей.

Можно ли определить управленческий контроль в местной администрации как проверку качества работы ее структурных органов и подразделений, должностных лиц по выполнению муниципальных правовых актов и своих собственных решений?

На наш взгляд, такая постановка вопроса не совсем точно отражает назначение управленческого контроля в практике муниципального управления. В местной администрации контроль можно рассматривать как форму консолидации и координации усилий ее структурных подразделений по достижению поставленных перед ними целей.

Правда, в практике муниципального управления осуществление контроля связывается с вмешательством в управленческую деятельность структурного органа или подразделения местной администрации. При этом предпочтение отдается организации «внутреннего» контроля за исполнением муниципальных управленческих решений.

Обратим внимание еще на один аспект назначения управленческого контроля. Местная администрация как муниципальная управленческая организация должна обладать способностью выявлять недостатки в своей деятельности, умением исправлять их до того, как они становятся тормозом не только ее развития, но и функционирования. Эффективное использование управленческого контроля позволяет руководству местной администрации своевременно вносить изменения в ее организационную структуру, корректировать функции отдельных структурных подразделений, совершенствовать процедуру разработки, принятия и выполнения управленческих решений и т.п.

Виды контроля в муниципальном управлении . По субъекту контроля он разделяется на общественный и муниципальный.

Общественный контроль осуществляется со стороны местного сообщества в целом, органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций, групп граждан и отдельных жителей. Как правило, он проявляется через обращения граждан в органы местного самоуправления, в средствах массовой информации и др.

Муниципальный контроль в свою очередь можно подразделить на административный и финансовый контроль.

Административный контроль в местной администрации включает в себя:

Контроль за выполнением муниципальных правовых актов, принятых главой местной администрации, его заместителями, а также представительным органом местного самоуправления;

Контроль за исполнением нормативных правовых актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, относящихся к сфере управленческой деятельности органов местного самоуправления, включая местную администрацию;

Внутриведомственный контроль. Он представляет собой, с одной стороны, т.е. контроль, осуществляемый структурными органами и подразделениями местной администрации за работой подведомственных муниципальных организаций, а с другой – контроль со стороны руководителей местной администрации за деятельностью подчиненных им структурных органов и подразделений;

Поведенческий контроль рассматривается в двух аспектах: 1) официальный (формальный) контроль, который связан с выполнением муниципальными служащими соответствующих должностных инструкций; 2) неофициальный (неформальный) контроль за работой и поведением муниципальных служащих.

Финансовый контроль осуществляется, во-первых, посредством систематической финансовой отчетности структурных органов и подразделений местной администрации, подведомственных им муниципальных организаций по основным показателям экономической и хозяйственной деятельности; во-вторых, через организацию выборочного контроля за финансовой деятельностью вышеназванных субъектов.

По временным показателям муниципальный управленческий контроль можно условно подразделить на три вида:

Предварительный;

Текущий;

Заключительный.

Предварительный контроль используется, как в сфере управления муниципальными финансами и собственностью, так и области исполнения муниципальных нормативных актов. На основе отработанных методик просчитываются предельные значения затрат, которых должны придерживаться структурные органы и подразделения местной администрации, муниципальные предприятия и учреждения. Речь также идет о предварительном анализе эффективности использования муниципальной недвижимости (сдача в аренду, приватизация и др.).

Текущий (промежуточный) контроль затрагивает все виды муниципального управленческого контроль (финансового и административного) и осуществляется на основе планов работы местной администрации, ее структурных подразделений, включая соответствующий контрольный орган.

Заключительный (окончательный) контроль связан с подведением итогов работы по выполнению муниципального правового акта (решения представительного органа местного самоуправления, постановления или распоряжения главы муниципального образования и др.).

Уровни управленческого контроля в местной администрации . Можно вести речь о нескольких уровнях организации муниципального управленческого контроля.

Уровень первый. Функцию контроля выполняют глава местной администрации, его заместители в соответствии со своей компетенцией. Общее руководство работой по организации контроля в местной администрации осуществляет ее руководитель. На заместителей главы, как правило, возлагаются полномочия по организации контроля в подчиненных им структурных органах и подразделениях и в соответствующих отраслях муниципального хозяйства и сферах жизнедеятельности местного сообщества.

Уровень второй. Глава местной администрации создается структурное подразделение, наделенное полномочиями по организации контроля в муниципальной управленческой деятельности. К примеру, в мэрии города Архангельска образовано контрольно-аналитическом управление. Об его функциях и некоторых аспектах его работы речь пойдет несколько ниже.

На третьем уровне контроль осуществляется структурными органами и подразделениями местной администрации. Непосредственную ответственность за организацию контроля осуществляют руководители этих подразделений. Основное внимание акцентрируется на контроле за выполнением муниципальных правовых актов; управленческих решений, принятых должностными лицами; организации финансового контроля в подведомственных муниципальных организациях и т.п.

Остановимся несколько подробнее на вопросе о роли контрольной службы в местной администрации в муниципальном управлении .

В администрации города может быть создано контрольно-аналитическое управление с целью обеспечения деятельности главы муниципального образования - мэра города по осуществлению им контрольных функций в отношении структурных подразделений местной администрации, муниципальных учреждений и унитарных предприятий и анализа их деятельности.

В его могут входить следующие отделы:

Анализа работы по исполнению документов;

Финансового и имущественного контроля;

По защите прав потребителей;

По работе с обращениями граждан.

Управление осуществляет свою деятельность на основе ежеквартальных планов работы, утверждаемых заместителем мэра города - управляющим делами.

Основными задачами управления являются:

Организация контроля за выполнением структурными подразделениями мэрии города, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, их должностными лицами решений представительного органа муниципального образования, постановлений и распоряжений мэра города, первого заместителя мэра города, заместителей мэра города;

Организация контроля за соблюдением финансовой дисциплины и эффективности использования муниципального имущества структурными подразделениями мэрии города, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, целевого и рационального использования ими бюджетных и внебюджетных средств, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей;

Осуществление защиты прав потребителей - граждан, проживающих на территории муниципального образования;

Организация работы с обращениями граждан, поступившими на имя главы муниципального образования.

Контрольно-аналитическое управление местной администрации

Проверяет и анализирует работу по организации выполнения решений представительного органа муниципального образования, постановлений и распоряжений главы муниципального образования, главы местной администрации структурными подразделениями администрации, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;

Организует и координирует работу структурных подразделений местной администрации по контролю за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений и унитарных предприятий;

Осуществляет ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и унитарных предприятий, их руководителей по вопросам использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, движимого и недвижимого муниципального имущества, земель и других ресурсов в соответствии с целевым назначением, обеспечения сохранности всех видов ресурсов;

Готовит, на основе проведения ревизий и проверок, информационно-аналитические материалы по вопросам эффективности использования муниципальной собственности, функционирования муниципальных учреждений и унитарных предприятий и представляет ихглаве муниципального образования или главе местной администрации;

Обеспечивает, во взаимодействии с государственными органами и общественными организациями, контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, консультирует граждан по этим вопросам;

Организует работу с обращениями граждан, контролирует своевременное и правильное рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб граждан, поступающих в мэрию города, проверяет состояние работ по рассмотрению заявлений и жалоб граждан в структурных подразделениях местной администрации;

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования. главы аместной администрации по вопросам, входящим в компетенцию управления.

Для обеспечения своих функций контрольно - аналитическое управление имеет право:

Самостоятельно проводить ревизии и проверки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также создавать комиссии с привлечением представителей структурных подразделений местной администрации для проведения ревизий и проверок, принимать меры по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

Требовать от руководителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий документы, объяснения и другую информацию, необходимую для проведения ревизий и проверок в соответствии с функциями, возложенными на управление.

Запрашивать и получать у должностных лиц муниципальных учреждений и унитарных предприятий письменные объяснения по поводу выявленных нарушений;

Вносить по нарушениям, выявленным в ходе ревизий и проверок, предложения главе муниципального образования, главе администрации о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей и работников структурных подразделений мэрии города, муниципальных учреждений и унитарных предприятий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

Готовить и вносить на рассмотрение мэру города представления в государственные надзорные и правоохранительные органы о привлечении должностных лиц муниципальных учреждений и унитарных предприятий к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности по фактам выявленных нарушений и злоупотреблений.

Организация контроля исполнения распорядительных документов. Система контроля в местной администрации за исполнением распорядительных документов предполагает организацию контроля за выполнением:

Решений представительного органа местного самоуправления;

Нормативных правовых актов, принимаемых законодательным (представительным) органом и исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

Постановлений и распоряжений главы местной администрации, его заместителей в пределах их компетенции.

На контроль также ставятся поручения главы местной администрации, протоколы совещаний при руководителе органа муниципального управления, служебные письма.

Контроль за исполнением распорядительных документов включает в себя:

Постановку документа на контроль;

Проверку своевременного доведения до исполнителя данного документа;

Предварительную проверку или регулирование процесса исполнения распорядительного документа;

Анализ и обобщение результатов исполнения распорядительного документа по существу вопроса, форме и сроку исполнения;

Своевременное информирование главы местной администрации о ходе выполнения или итогах его исполнения структурным органом или подразделением местной администрации;

Снятие документа с контроля.

Контроль за выполнением распорядительных документов, поручений главы администрации осуществляется, как правило, через организацию проверок работы исполнителей, а также посредством предоставления исполнителями информации о результатах своей деятельности.

Проверка хода исполнения распорядительных документов в мэрии города проводится до истечения сроков их исполнения в следующем порядке:

1. Распорядительные документы предыдущих лет – не реже одного раза в год.

2. Распорядительные документы текущего года пользования – не реже одного раза в квартал.

3. Распорядительные документы текущего месяца - за 10 дней до истечения срока.

4. Распорядительные документы со сроком принятия менее месяца – за три дня до установленного срока или по мере необходимости.

Для снятия с контроля распорядительного документа соответствующее структурное подразделение мэрии готовит информацию об его исполнении. В случае необходимости информация об итогах исполнения одновременно готовится контрольным подразделением. Решение о снятии с контроля распорядительного документа принимает глава местной администрации, а в период его отсутствия – исполняющий обязанности главы местной администрации.

Литература

1. Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. – М.: Русский язык,1985.

2. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. – С.306.

Контроль является одной из составляющих управленческого цикла.

К.-проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным требованиям.Он ориентировании на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

Виды контроля:Внешний -(прокуратура, суды, субъекты РФ, ведомственный)

по масштабу общий осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр,детальный контролер рассматривает все мелочи, детали проверяет каждый шаг исполнителя.

по форме документальный, собеседование, заслушивание отчетов

по предмету контроля -контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей, контроль исполнения распорядительных документов включает контроль точного толкования, контроль деятельности подразделений это проверка целей, задач, функций, методов работы, профессиональных качеств сотрудников

Внутренний (представительный, административный, общественный)

По продолжительности -периодический и непрерывный

По временному фактору- предварительный осуществляется до начала работ. контролируется в соответствии установленным требованиям, текущий осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными.позволяет установить отклонения и принять корректирующие решения, окончательный осуществляется после выполнения работы, отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, результаты учитываются для последующих работ. В зависимости от целей деятельности - служебный, экологический, санитарный, юридический

При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие основаны на его социально-политических аспектах, частные отражают организационно-техническую сторону.

Принципы контроля: общие -массовость,всесторонность,объективность,повсеместность контроля, реальность, результативность, гласность

Частные -осмысленное и однозначное восприятие цели сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, становление достижимых целей, вознаграждение за достижение, отсутствие чрезмерного контроля.

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяются на: представительный,административный . Представительный орган в соответствии с ФЗ2003г. Наделен исключительными полномочиями по контролю исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными объектами контроля со стороны представительного органа является соблюдение прав граждан,выполнение местных планов и программ развития. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии. Контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизиооная комиссия) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органам муниципального образования в соответствии с его уставом. К его полномочиям относится контроль исполнения местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки проекта местного бюджета, отчета о его исполнении. Результаты проверок подлежат публикации. Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль действий подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания

41. Организация работы с обращениями граждан

Конституция РФ(ст33) и ФЗ устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. К депутатам и должностным лицам.

Обращение - это юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди­ческих последст­вий. Направ­ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Обращением можно считать только такое послание, из которого следует жела­ние автора побу­дить адресата к каким-либо действиям.

Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан - важное самостоятельное направление деятельности органа управления, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан

Формы обращений граждан По способу обращения - письменные, на приемах населения, на встречах с населением, по электронной почте, по интернету, через пейджер, по телефону По количеству граждан -индивидуальные, коллективные. По существу - предложения, заявления, жалобы.

Предложение -обращение гражданина или групп граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муницип.органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местной администрации. Жалоба -обращение по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление -обращение по поводу принадлежащих им или другим гражданам прав,свобод и законных интересов. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращения гражданина и дать на него письменный ответ. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом сроков ответа на обращение граждан устанавливается административная ответственность. Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, является одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат так же гарантией защиты их прав и законных интересов.

Этапы технологии работы с обращениями граждан: прием и первичная обработка письменных обращений; регистрация; направление на исполнение; уведомление заявителя о направлении обращения в другие организации; уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения; контроль за сроками исполнения и выполнением принятых по ним решениям; информационно-справочная работа; уведомление заявителя о вынесенном решении; группировка обращений в дела; текущее хранение; анализ поступивших обращений; опубликование в печати обращений, имеющих важное общественно-политическое значение; личный прием граждан.

Письменные и устные обращения граждан, замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы органов управления. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин жалоб, а также вынуждающих граждан обращаться в редакции сми по вопросам, которые могут и должны разрешаться в подразделениях.

В ходе проверок организации работы с обращениями граждан изучаются : Планирование работы. Должностные инструкции сотрудников. Знание сотрудниками требований нормативных документов. Материалы коллегий, оперативных совещаний. Полнота и качество заполнения учетных форм. Накопительные дела с материалами по письменным обращениям граждан. Организация приема граждан. Статистические и аналитические материалы. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Результаты проверок отражаются отдельной справкой или актом. Результаты аналитической работы по обращениям граждан используются при проведении проверок в разработке мер по улучшению качества жизни населения.

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Похожие публикации