Шикарные монгольские юрты. Невзрачные снаружи - потрясающие внутри: великолепные юрты кочевых народов

Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.

Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников - юрт.

Из чего сделана юрта

Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.

Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.

В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.

Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.

Юрты монголов

Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты - деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.

Двери монгольской юрты всегда обращены на юг - эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.

Внутри юрта разделена на несколько частей:

  • женскую - справа от двери;
  • мужскую - от двери слева;
  • гостевую - с северной стороны, напротив входа, в гостевой части обязательно располагали алтарь.

Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.

Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».

Неписаные правила при посещении монгольской юрты

Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:

  • Входя в юрту, нельзя наступать, а тем паче садиться на порог. Человек, умышленно наступивший на порог, извещал тем самым хозяина о своих злых намерениях, а коснувшийся правой рукой притолоки двери нес в дом мир и благодать.
  • Оружие или поклажу в юрту заносить нельзя. Они оставляются у входа снаружи - это служит подтверждением чистых намерений гостя.
  • Войдя на северную, гостевую половину юрты, принято дождаться от хозяина приглашения присесть. Самовольно садиться считается невежливым.
  • В юрте не принято свистеть. Считается, что тем самым в жилище призываются злые духи. Также пределы юрты не должен покидать огонь из очага, ибо с ним от хозяина уходит счастье.

Юрты казахов

Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.

Шанырак для казахов - не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.

Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.

У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».

Интерьер юрты

Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.

В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.

Но особый колорит жилищу кочевников придают Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.

Современная юрта

Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит

Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты - деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений.

Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

    Без спроса хозяев входить в юрту

    Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

    Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

    Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

    Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

    Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику.

    Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

    Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

    Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

    Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

    Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

    Запрещается дарить нож и острые предметы.

    При застолье гости не имеют права менять свои места.

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".

Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Юрта прежде и теперь. Майдар Дамгинжавын. Памятники истории и культуры Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
  • Монгольская юрта. Страницы фотоальбома. (32 фотографии, 2010 - 2013 годы)

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту - главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Традиционное жилище кочевника - легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая - для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

Жилищем тюркских и монгольских кочевников с древних веков служит юрта. Из чего сделана она? Путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». Вот вам и ответ на вопрос. Но конечно же, пережив десятки веков, это переносное жилище имеет ряд особенностей и приспособлений, помогающих быстро собрать и разобрать ее. Поэтому однозначный ответ здесь будет неуместным. Давайте попробуем разобраться, из чего сделана юрта - дом монгольских и тюркских кочевников.

Жилище скотоводов кочевников

До средины ХХ века в Монголии у населения практически не было постоянных домов, исключение составляли религиозные сооружения, то есть храмы, монастыри и другие. Жители страны для проживания использовали переносные монгольские юрты, которые устанавливали на новых пастбищах для скота. К слову сказать, юрты использовались не только в Монголии, но и в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Туве и Бурятии.

Для кочевых народов более удобного и комфортного жилища не найти. Теплая, она убережет от морозов, холодных степных ветров. Защитит от знойного южного солнца. Юрта устроена таким образом, что ее довольно просто разобрать, погрузить на верблюдов или конную повозку, чтобы перевезти в другое место. В настоящее время им на замену приходят автомобили.

История появления юрты

Время появления юрты принято относить к бронзовому веку, XII-IX векам до н. э. Это подтвердить могут статуэтки, найденные в захоронениях I тысячелетия н. э. В арабских, среднеазиатских, китайских миниатюрах можно увидеть изображения навьюченных верблюдов, перевозящих детали юрты. С течением веков юрты не претерпели какие-либо изменения. Они остались практически неизменными.

Различия между монгольскими и тюркскими юртами

Принцип устройства юрты (жилища многих азиатских народностей) идентичен, но у каждого народа есть свои особенности и отличия. Они происходят в основном из-за природных условий. Например, казахские юрты ниже, чем киргизские. Это объясняется тем, что в Казахстане очень часты более сильные степные ветра, чем в горной Киргизии. Юрты монголов, бурятов и тувинцев еще ниже. Это можно объяснить строением потолка. Туркменские и татарские юрты имеют деревянные двери, а казахские и монгольские - полог из простеганного войлока.

Юрты может строить не каждый. В Монголии это делают специальные мастера, которые передают свое ремесло из поколения в поколение. Монгольские юрты признаны самыми удобными и «технологичными». Каркас для них изготавливается из тоненьких жердочек, которые специальным способом вытачиваются из лиственницы. В настоящее время процесс изготовления автоматизирован. Юрты киргизов изготавливают из молодых ивовых прутьев, поэтому они получаются воздушными и высокими. Их делают вручную, и стоят они намного дороже.

Из чего сделана юрта?

Жилище кочевых народов полностью соответствует их образу жизни. Она практична, быстро разбирается и собирается. Детали для ее устройства легкие, что делает удобной перевозку. Войлок не пропускает дождь, он довольно прочный,а самое главное - он обладает высокими тепловыми качествами, что делает жилище теплым. Для перевозки достаточно двух верблюдов, один из которых перевозит каркас, а другой - войлок, его покрывающий.

В крыше юрты делается отверстие, через которое она освящается днем. Оно также служит для устройства очага. Основные части юрты изготовлены из дерева. Покрытие делают из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

Основные части

В описании юрты можно заметить, что в монгольской и тюркской практически одинаковые основные части каркаса, к ним относятся:

  1. Складные стенки, которые представляют собой решетки и называются кереге (канат).
  2. Жерди для купола. Один их конец заострен, а на другом имеется небольшая петелька - уук (уык).
  3. Круг для отверстия, куда вставляются жерди - тюндюк (шанырак).
  4. Входная дверца - ергенек.
  5. Войлочное покрытие - кошма.

Несмотря на то что юрте уже не одна сотня лет, она и поныне используется жителями Монголии, Казахстана, Киргизии, Бурятии и Тувы. При этом многие городские жители, имея в городе квартиры, пользуются юртами. Из чего сделан вывод, что и в наше время эти жилища не утратили своей актуальности. Для перевозки ее в настоящее время используются автомобили.

Особенности юрты

Кроме того что юрта защищала своих жителей от мороза и зноя, у нее были свои особенности. Через верхнее решетчатое отверстие (тундюк / шанырак) выходил дым от очага, не попадая в помещение. После того как наступала ночь, отверстие затягивалось при помощи аркана, а с наступлением дня применялось для освещения юрты.

Чтобы проветрить юрту в жаркий летний день, достаточно поднять боковые войлочные полотна, покрывающие решетчатые стенки, свежий воздух поступит в помещение. Фома юрты обтекаемая. Именно такая форма позволяет выдержать большие ветровые нагрузки.

Расположение юрты

Монгольская юрта всегда ставится входом на юг. Это правило. Если рассмотреть фото юрты, то можно увидеть, что напротив входа (с северной стороны) располагалось изображение божества, которому поклоняются хозяева. Сюда сажали самых почетных гостей. В центре юрты располагается очаг. Условно вся площадь помещения разделена на две части. Восточная часть - женская половина, а западная - мужская, где рядом с дверью находится постель старших хозяев и все самое ценное: седла, упряжь, оружие.

С другой стороны от двери находится посудный шкаф и символ достатка семьи - взбивалка для кумыса. Как мы видим на фото юрты, внутри все деревянные конструкции, стойки, решетки окрашиваются в яркие тона. Чаще всего в красный или оранжевый. Пол юрты покрывается войлоком, который нередко расписывается ярким орнаментом.

Юрта - часы

Все внутреннее помещение условно делится на 8 частей. Это делается неспроста. Мы говорили о том, что юрта ориентирована на юг. Тут дело в том, что свет, проходя через отверстие в потолке, падает на один из секторов, позволяя хозяевам определить время. Это своего рода часы, только вместо циферблата выступают части юрты. Они носят весьма своеобразные названия.

Время, когда необходимо было доить животных, носило название «тигр» и равнялось 4 часам. Время, когда нужно было выгонять скот на пастбище, называлось «часом зайца» и равнялось 6 часам. В восемь часов наступает «час дракона», когда кипятят молоко. В 10 часов (название: «час змеи») делали сыр. В «час лошади», в 12 часов, нужно провести дойку. В 14 часов, в «час овцы», занимались домашними делами. В 16 часов, «час обезьяны», скот возвращался с пастбищ. 18 часов, «час курицы» - пора последней за день дойки.

Обычаи, связанные с посещением юрты

С давних пор сохранилось множество традиций и обычаев, связанных с посещением монгольских юрт, несоблюдение которых может быть расценено хозяевами как знак неуважения к ним. Например, если вы увидели в степи юрту, то не рекомендуется:

  1. Входить внутрь юрты без разрешения хозяина.
  2. Не подъезжать близко к юрте на автомобиле. Нужно остановить машину недалеко от строения и позвать хозяев, попросить их, чтобы они убрали собак.
  3. Не здороваться с хозяевами через порог. Приветствовать их необходимо внутри юрты.
  4. Нельзя наступать на порог юрты. Нужно сначала просунуть голову, позвать хозяев, а потом переступать через порог.
  5. При входе в тюркскую юрту необходимо разуваться.

Чтобы вас не заподозрили в дурных намерениях, категорически запрещается:

  1. Тихо заходить в юрту. Перед этим нужно позвать хозяев.
  2. Не вносить с собой пустую посуду, лопаты, мотыги, все приспособления, которыми обрабатывают землю.
  3. В монгольскую юрту нужно заходить с пустыми руками, всякую ношу оставить на улице.
  4. Монголы никогда не отдают из очага огонь или молоко. По поверьям, когда отдаешь эти вещи, то из дома уходит счастье.
  5. Нельзя свистеть. Свист сзывает злых духов.
  6. Нельзя заносить огонь из другой юрты.

Эти поверья и обычаи пришли из древности, поэтому необходимо уважать и чтить их.

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом - юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи - юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи - обладатели таких кочевнических сооружений - стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), - для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ - блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды - кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков - кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки - кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева - незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти - шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи - особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи - это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта - особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство - знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Юрты - давнее изобретение кочевников. Их прообразы - крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу - по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) - большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой - на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый
К ним в придачу войлок.
Оп! - воскликнул я
И вознесся в небеса,
Покрутил, походил,
Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри - это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Похожие публикации