Пищевые связи круговорот веществ и превращение энергии. Превращение энергии в природе
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, с простейшими циклами миграции атомов и веществ.
- Научить школьников использовать полученные знания о процессах, происходящих в биосфере, для обоснования мероприятий по охране природы.
- Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к деятельности человека, наносящей ущерб природной среде.
Ход урока
На доске эпиграф:
“Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой”.
1. Актуализация знаний: учитель обращает внимание учащихся на эпиграф и организует фронтальную беседу о биосфере как среде обитания живых организмов, основных свойствах живого вещества, роли живых организмов в биосфере, функциях живого вещества в ней (содержание беседы зависит от пройденного в данной теме материала).
2. Изучение новой темы на основе обобщения материала (рассказ учителя):
Учитель: Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами. В природе существует теснейшая взаимосвязь между всеми живыми организмами: зелеными растениями, животными, бактериями, грибами. Эта взаимосвязь реализуется через потоки вещества и энергии и может быть представлена в виде схемы (учитель демонстрирует слайд №2 приложения 1).
Круговорот веществ в биосфере поддерживается постоянным потоком энергии. Единственный источник внешней энергии на Земле – это излучение Солнца. Энергия, проходящая через биосферу нашей планеты, образует именно поток, а не круговорот!
Каждый живой организм получает энергию Солнца в прямом или измененном виде, а затем выделяет ее в окружающую среду или передает другим живым организмам. В обобщенной схеме энергия проходит сквозь живую оболочку и выделяется в среду в уже “отработанном” виде, в виде тепла, которое не может быть вновь усвоено живыми организмами.
Основную роль потребителей солнечной энергии выполняют зеленые растения, которые способны непосредственно усваивать световую энергию Солнца.
Если для круговорота веществ достаточно того запаса вещества, который имеется в биосфере, то поток энергии требует непрерывного поступления энергии извне – наша биосфера – открытая система.
Чтобы нагляднее представить себе роль энергии и вещества в жизненных процессах, сравним их с колесом мельницы, которое вращается под напором падающей с плотины воды. Колесо крутится, оставаясь на месте, и символизирует собой запас вещества в биосфере: его столько же сегодня, сколько было вчера, и завтра, не убавится и не прибавится. Но чтобы колесо вертелось, необходим постоянный приток нового количества воды. Поток воды бежит мимо колеса, вращая его. Так и поток энергии “крутит” колесо жизни на нашей планете, и его движение дает стимул “вращательному” движению вещества в биосфере.
Вместе с круговоротом веществ в биосфере осуществляется и круговорот (миграция) атомов конкретных химических элементов. Они переходят из организма в организм, затем - в неживую природу и снова в организм (учитель демонстрирует слайд №3 приложения 1).
Главенствующую роль в этом процессе играет вся масса живых организмов Земли (учитель демонстрирует слайд №4 приложения 1).“Живое вещество, – писал В.И. Вернадский, – охватывает и перестраивает химические процессы биосферы. Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с ходом времени”.
Положение о круговороте атомов является одним из основных законов геохимии биосферы. Этот закон сводится к следующему: в сфере атомы участвуют в биологических круговоротах, в ходе которых они поглощаются живым веществом и заряжаются энергией, затем покидают живое вещество, отдавая накопленную энергию во внешнюю среду. (Выделенные жирным шрифтом фразы ребята конспектируют).
В целом за определенный промежуток времени одно то же количество вещества биосферы совершает множество циклов. При этом различают два основных типа круговорота веществ: большой (геологический) и малый (биологический) (учитель демонстрирует слайд №6 приложения 1).Мы подробнее рассмотрим биологический круговорот наиболее типичных биофильных химических элементов.
3. Самостоятельная работа в группах.
Учитель предлагает классу разбиться на малые группы, каждая из которых получает задание для самостоятельной работы: в памяти компьютеров сохранена папка с файлами, содержащими список терминов (приложение 2) и заготовки схем круговоротов веществ (приложение 3 , приложение 4) для задания (см. слайд №7 приложения 1).
C помощью программы Paint учащимся необходимо восстановить схемы круговоротов данных элементов, вписав необходимые термины из списка приложения 2 , стрелками показать последовательность происходящих процессов и оформить получившиеся схемы рисунками.
Учитель знакомит учащихся с критериями оценки работы:
- Правильность выбора компонентов круговорота;
- Правильная последовательность происходящих процессов;
- Творческий подход к оформлению работы;
Учитель демонстрирует через проектор модели круговоротов азота и углерода с компакт-диска Открытая биология. Версия 2,5. При необходимости производится повтор демонстраций.
Правильность выполнения работ проверяется во время обсуждения, при сравнении полученных схем со слайдами презентации (учитель демонстрирует слайды № 8 и 9 приложения 1).
Затем учащиеся формируют новые группы, в ходе работы которых происходит взаимообмен полученной информацией.
4. Изучение нового на основе обобщения изученного ранее материала (беседа):
Учитель: Все процессы природы находятся в закономерной связи и развитии. Любое нарушение этих связей, разрыв их порождают негативные явления, с которыми сталкивается как отдельный человек, так и все общество в целом.
С появлением человечества возникло сложное взаимодействие общества и природы, одним из проявлений которого является сдвиг в биосфере в сторону возникновения особых биогеоценозов антропогенного характера.
С помощью проектора демонстрируется видеофрагмент, посвященный прерыванию круговоротов при сборе урожая в агроценозе – одной из причин неустойчивости этого сообщества. Учитель обращает внимание на то, что возврат биогенных элементов приходится компенсировать внесением минеральных или органических удобрений.
Изменения, которые ранее производил человек, сводились к тому, что он брал (часто хищнически) у биосферы средства к существованию, но возвращал то, что могло быть использовано другими организмами в цепях питания. Биологические круговороты тотчас же включали результаты деятельности человека в свои циклы.
В настоящее время в связи с ростом народонаселения и технической революцией воздействие человека на биосферу стало необычайно сильным, качественно отличным от прежнего. Е.Б.Новиком это воздействие названо антибиогенным комплексом.
С помощью проектора демонстрируется видеофрагмент, посвященный аварии на Чернобыльской АЭС.
Антропогенное воздействие явилось причиной колоссальных сдвигов в биосфере.
(Учитель демонстрирует слайд №10 приложения 1 , глядя на схему, учащиеся дополняют её конкретными примерами. Возможны выступления ребят с подготовленными сообщениями, например о влиянии человека на круговорот углерода и т.п.).
Учитель: Назовите термины, которыми можно описать последствия негативного воздействия человека на глобальные биогенные круговороты.
Предполагаемые ответы: кислотные дожди, глобальное потепление, эвтрофикация водоемов и т.д.
5. Общие выводы урока (формулируются учащимися).
(Возможен вариант задания, который имеет смысл применить при недостатке времени – заполнение пропусков в тексте, который содержится в кейсе задания (приложение 5)):
- Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, остается постоянным на протяжении целых геологических периодов.
- В биосфере совершается многократный круговорот входящих в состав живых организмов веществ, атомов химических элементов и превращение энергии.
- .В биосферу извне постоянно вливается поток солнечной энергии.
- Биосферные круговороты возможны, так как живое вещество в биосфере постоянно выполняет следующие биогеохимические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную.
- В глобальном круговороте веществ непосредственное участие принимают зеленые растения, животные, грибы, бактерии.
- Круговорот веществ и атомов химических элементов, превращение энергии осуществляются за счет таких процессов, как фотосинтез, дыхание, горение, брожение.
- Влияние человека на процессы, протекающие в биосфере, все время возрастает, что требует регуляции его взаимоотношений с окружающей природой. Охрана природы – насущная потребность современности.
Учитель: (демонстрируя слайд № 11 приложения 1 , под звучащую тревожную музыку).
Биосфера функционирует как гигантская хорошо отлаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни. Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека. Это обязывает человека иначе, более разумно относится к своей деятельности в биосфере.
Домашнее задание:
- Учебник А.А.Каменского “Биология. Введение в общую биологию и экологию” § 6.3, записи в тетради, ответы на вопросы в конце параграфа.
- Мини-сочинение рассуждение (по желанию учащихся):?
Верите ли вы в то, что человечеству удастся сохранить биосферу для будущих поколений? Если “да”, то в каком виде она будет сохранена? Почему вы так думаете? Если “нет”, то почему и каковы перспективы будущего человечества?
Использованные материалы.
Литература:
- Кулев А.В. Общая биология. 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.- М.:ВАКО, 2006.
- Пономарева И.Н. Экология – М.: Вентана-Графф, 2001.
Электронные носители:
- Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. ООО “Физикон” 2005,ООО “Дрофа” 2005.CD-ROM.
- Открытая биология. Версия 2,5.Полный интерактивный курс биологии. “Физикон”. “Новый Диск”. CD-ROM.
- 1С: Школа. Экология.10-11 классы. Учебное пособие. ЗАО “1С”, 2004 ООО “Дрофа”, 2004. CD-ROM.
- Экология. Учебное электронное издание. МИЭМ,2004. CD-ROM.
- Учитель биологии и экологии МОУ “Селковская СОШ” Сергиево-Посадского района Московской области Ерёмина Л.А.
Чтобы проследить взаимосвязь живой и неживой природы, необходимо понимать, как происходит круговорот веществ в биосфере.
Смысл
Круговорот веществ - это повторяющееся участие одних и тех же веществ в процессах, происходящих в литосфере, гидросфере и атмосфере.
Выделяют два типа круговорота веществ:
- геологический (большой круговорот);
- биологический (малый круговорот).
Движущей силой геологического круговорота веществ являются внешние (солнечная радиация, гравитация) и внутренние (энергия недр Земли, температура, давление) геологические процессы, биологического - деятельность живых существ.
Большой круговорот происходит без участия живых организмов. Под действием внешних и внутренних факторов формируется и сглаживается рельеф. В результате землетрясений, выветривания, извержения вулканов, движения земной коры образуются долины, горы, реки, холмы, формируются геологические слои.
Рис. 1. Геологический круговорот.
Биологический круговорот веществ в биосфере происходит при участии живых организмов, которые преобразуют и передают энергию по пищевой цепочке. Устойчивая система взаимодействия живого (биотического) и неживого (абиотического) веществ называется биогеоценозом.
ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой
Чтобы происходил круговорот веществ, необходимо выполнение нескольких условий:
- наличие примерно 40 химических элементов;
- присутствие солнечной энергии;
- взаимодействие живых организмов.
Рис. 2. Биологический круговорот.
У цикла веществ нет определённой отправной точки. Процесс непрерывный и одна стадия неизменно перетекает в другую. Можно начать рассматривать цикл из любой точки, суть останется прежней.
Общий круговорот веществ включает следующие процессы:
- фотосинтез;
- метаболизм;
- разложение.
Растения, являющиеся продуцентами в пищевой цепочке, преобразуют солнечную энергию в органические вещества, которые поступают с пищей в организм животных - редуцентов. После смерти происходит разложение растений и животных с помощью консументов - бактерий, грибов, червей.
Рис. 3. Пищевая цепочка.
Круговорот веществ
В зависимости от расположения веществ в природе выделяют два типа круговорота:
- газовый - происходит в гидросфере и атмосфере (кислород, азот, углерод);
- осадочный - происходит в земной коре (кальций, железо, фосфор).
Круговорот веществ и энергии в биосфере на примере нескольких элементов описан в таблице.
Вещество |
Цикл |
Значение |
Большой круговорот. Испаряется с поверхности океана или суши, задерживается в атмосфере, выпадает в виде осадков, возвращаясь в водоёмы и на поверхность Земли |
Формирует природные и климатические условия планеты |
|
На суше - малый круговорот веществ. Получают продуценты, передают редуцентам и консументам. Возвращается в виде углекислого газа. В океане - большой круговорот. Задерживается в виде осадочных пород |
Является основой всех органических веществ |
|
Азотфиксирующие бактерии, находящиеся в корнях растений, связывают свободный азот из атмосферы и закрепляют в растениях в виде растительного белка, который передаётся дальше по пищевой цепочке |
Входит в состав белков и азотистых оснований |
|
Кислород |
Малый круговорот - поступает в атмосферу в процессе фотосинтеза, потребляется аэробными организмами. Большой круговорот - образуется из воды и озона под действием ультрафиолета |
Участвует в процессах окисления, дыхания |
Находится в атмосфере и почве. Усваивают бактерии и растения. Часть оседает на морском дне |
Необходима для построения аминокислот |
|
Большой и малый круговороты. Содержится в горных породах, потребляется растениями из почвы и передаётся по цепи питания. После разложения организмов возвращается в почву. В водоёме усваивается фитопланктоном и передаётся рыбам. После отмирания рыб часть остаётся в скелете и оседает на дно |
Входит в состав белков, нуклеиновых кислот |
Прекращение круговорота веществ в природе означает нарушение хода жизни. Чтобы жизнь продолжалась, необходимо, чтобы энергия проходила цикл за циклом.
Что мы узнали?
Из урока узнали о сущности большого и малого круговорота веществ в биосфере, взаимодействии неживой природы с живыми организмами, а также рассмотрели круговорот воды, углерода, азота, кислорода, серы и фосфора.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 129.
Азотсодержащие органические вещества отмерших растений и животных, а также мочевина и мочевая кислота, выделяемые животными и грибами, расщепляются гнилостными {аммонифицирующими) бактериями до аммиака. Основная масса образующегося аммиака окисляется нитрифицирующими бактериями до нитритов и нитратов, после чего вновь используется растениями. Некоторая часть аммиака уходит в атмосферу и вместе с углекислым газом и другими газообразными веществами выполняет функцию удержания тепла планеты.
Различные формы азотистых соединений почвы и водной среды могут восстанавливаться некоторыми видами бактерий до оксидов и молекулярного азота. Этот процесс называется денитрификацией. Его результатом является обеднение почвы и воды соединениями азота и насыщение атмосферы молекулярным азотом.
Процессы нитрификации и денитрификации были полностью сбалансированы вплоть до периода интенсивного использования человеком азотных минеральных удобрений в целях получения больших урожаев сельскохозяйственных растений.
Таким образом, роль живых организмов в круговороте азота является основной.
Эволюция биосферы. Современная структура биосферы и границы обитания современных организмов формировались постепенно. Они являются результатом долгой истории Земли, начиная с ее возникновения и до настоящего времени.
Доказательства развития биосферы многочисленны и бесспорны. Это прежде всего ископаемые остатки древних организмов. Изучая их, ученые установили главные этапы в истории развития органической жизни планеты. Предполагают, что за всю историю биосферы ее населяли, сменяя друг друга, примерно 500 млн. видов организмов.
Важнейший этап развития жизни на Земле тесно связан с изменением содержания кислорода в атмосфере и становлением озонового экрана. Древние фототрофные цианобактерии насытили кислородом первичный океан, благодаря которому водные организмы получили возможность осуществлять аэробное дыхание. Поступление кислорода в атмосферу обусловило образование мощного озонового слоя, поглощающего коротковолновое ультрафиолетовое излучение. Формирование озонового слоя позволило организмам выйти на сушу и заселить ее разнообразные местообитания . Это стало возможным тогда, когда содержание кислорода в атмосфере достигло величины, составляющей 10% от его современной концентрации. К концу палеозоя, в пермском периоде, концентрация кислорода в атмосфере достигла современного уровня.
Каждый период развития биосферы характеризовался свойственным ему комплексом условий среды и живых организмов. В кайнозойскую эру произошло становление человека, который в начале своей эволюции хорошо вписывался в природу. Перейдя к активной трудовой деятельности, человек вырвался из плена естественной природной зависимости. Человеческое общество с течением времени усиливало свое воздействие на природную среду. В настоящее время в эпоху НТР, совпавшей с бурным ростом численности населения планеты (демографический взрыв), деятельность человека соизмерима по своим последствиям на природную среду с действием самых мощных природных явлений.
Круговорот веществ и превращения энергии - необходимое условие существования любой экосистемы. Перенос веществ и энергии в цепях питания в экосистеме.
1. Экосистема - совокупность живых организмов разных видов, связанных между собой и с компонентами неживой природы обменом веществ и превращениями энергии на определенном участке биосферы.
2. Структура экосистемы:
Видовая - число обитающих в экосистеме видов и соотношение их численности. Пример: произрастание в хвойном лесу около 30 видов растений, в дубовом лесу - 40-50 видов, на лугу - 30-50 видов, во влажном тропическом лесу - свыше 100 видов;
Пространственная - размещение организмов в вертикальном (ярусность) и горизонтальном (мозаичность) направлениях. Примеры: наличие в широколиственном лесу 5-6 ярусов; различия в составе растений на опушке и в чаще леса, на сухих и увлажненных участках.
3. Компоненты сообщества: абиотические и биотические. Абиотические компоненты неживой природы - свет, давление, влажность, ветер, рельеф, состав почвы и др. Биотические компоненты: организмы - производители, потребители и разрушители.
4. Производители - растения и некоторые бактерии, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии солнечного света.
6. Разрушители - грибы и некоторые бактерии, разрушающие органические вещества до неорганических, питающиеся трупами, растительными остатками.
7. Устойчивость экосистем. Зависимость устойчивости экосистем от числа обитающих в них видов и длины цепей питания: чем больше видов, цепей питания, тем устойчивее экосистема от круговорота веществ.
Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.
Родословная пресмыкающихся. Около 300 млн. лет назад на Земле появились первые земноводные. Однако уже в конце этого периода и далее климат стал опять сухим, и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся.
Какие же у них произошли изменения? Прежде всего, на яйцах появилась плотная оболочка , так что их можно было откладывать на суше. Кроме того, пресмыкающиеся стали откладывать крупные яйца, с большим количеством желтка . Развитие зародыша удлинилось,
но зато вылупляться стала не беспомощная личинка, а вполне сформированное животное , отличающееся от взрослого только меньшей величиной, уже вполне приспособленное к условиям жизни на суше.
Взрослые пресмыкающиеся также приобрели необходимые для жизни на суше изменения. У них образовал ась плотная ороговевшая кожа , препятствующая испарению. Через такую кожу не проходит кислород. Поэтому изменились легкие: они приобрели ячеистое строение, то есть сильно увеличилась их рабочая поверхность. Кроме того, появились ребра, образовалась грудная клетка, а процесс дыхания стал активным путем расширения и сжатия грудной клетки. В желудочке сердца появилась перегородка , хотя и не совсем полная, так что частично кровь в нем смешивается. Разделение венозной и артериальной крови у пресмыкающихся гораздо более совершенное, чем у земноводных. Однако они остаются холоднокровными животными, температура их тела зависит от температуры окружающей среды..
В скелете наряду с появлением ребер сильно удлинился шейный отдел и голова стала более подвижной. При схватывании добычи пресмыкающиеся не поворачиваются всем телом, как это делают рыбы и земноводные, а поворачивают только голову. Усовершенствовались и органы чувств. Особо надо отметить усовершенствование головного мозга . В связи с более разнообразными движениями увеличился мозжечок, отвечающий за согласованность движений. Более сложное строение имеют головной мозг и органы чувств, а также поведение пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Расцвет и вымирание древних пресмыкающихся . Итак, пресмыкающиеся стали гораздо более активными и, не боясь отойти от воды, широко расселились по Земле (рис.101). Постепенно среди них образовалось множество видов: Особенно характерно для этого времени появление гигантских пресмыкающихся. Так, некоторые динозавры ("ужасные ящеры") были длиной до 30 м и массой до 50 т - самые крупные из наземных позвоночных, когда-либо существовавших на Земле. Такие гиганты вынуждены были даже опять вернуться к полуводному образу жизни - в воде их масса уменьшается. Они бродили по мелководьям и питались прибрежными и водными растениями, доставая их с помощью длинной шеи. Были тогда и хищники, тоже очень крупные, длиной до 10 м. Некоторые жившие тогда пресмыкающиеся даже полностью вернулись к водному образу жизни, хотя и не утратили легочного дыхания. Таков, например, был ихтиозавр, или рыбоящер, по форме очень похожий на современного дельфина. Наконец, были и летающие ящеры - птеродактили.
Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания - наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле.
Но 70-90 млн. лет назад климат на большей части Земли резко изменился, стал холодным. В то же время стало больше разнообразных видов теплокровных млеко питающих - конкурентов пресмыкающихся. Это и привело к тому, что большинство пресмыкающихся, в первую очередь все гигантские формы, вымерли, поскольку гиганты не могут прятаться в укрытия на зимовку. До наших дней сохранились немногие пресмыкающиеся - черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи. Кстати, и среди них самые крупные встречаются лишь в теплых странах и ведут водный или полуводный образ жизни.
3. Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.
1. Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развития общества. Здоровье человека как его физическое, психическое и социальное благополучие, одна из основных жизненных ценностей, важнейший социальный и экономический фактор. Задача каждого человека - научиться его сохранять.
2. Факторы, сохраняющие здоровье . Общение с природой как средство для снятия нервно-эмоциональных нагрузок, восстановления сил и душевного равновесия человека. Влияние социальной и природной среды. Роль личной и общественной гигиены, рационального режима дня в сохранении здоровья. Значение двигательной активности, чередования умственного и физического труда в повышении работоспособности человека, в активизации защитно-приспособительных реакций организма (выделение биологически активных веществ в тканях и органах, иммунные и воспалительные реакции организма, повышение активности центральной нервной системы, самоочистительные функции кожи и др.). Соблюдение режима дня, труда и отдыха, чередование умственного и физического труда, гигиена сна, дыхания, умеренное полноценное питание - важнейшие факторы сохранения здоровья, нарушение обмена веществ и появление многих заболеваний вследствие недостаточного питания или переедания. Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции, нарушения зрения и слуха, травматизма.
3. Факторы, нарушающие здоровье: инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, травмы, употребление алкоголя, наркотиков, курение, различного рода облучения, в том числе ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон, неполноценный отдых.
- Вредные привычки, связанные с употреблением веществ, которые оказывают на человека одурманивающее действие, вызывая состояние эйфории (в переводе «повышенно радостное настроение»): токсикомания, курение, алкоголизм, наркомания.
- Употребление токсичных веществ - токсикомания. Токсические вещества, пагубно влияющие на организм человека и вызывающие привыкание к ним: табак, вещества хозяйственно-бытового назначения (например, бензин, ацетон, синтетические моющие средства) и другие средства наркотического действия, в том числе лекарственные. Возможные последствия использования токсических веществ подростками даже при первом употреблении: сильная головная боль, тошнота, рвота, одышка, учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, резкое падение кровяного давления, галлюцинации, аллергические реакции у аллергиков, в тяжелых случаях острая кислородная недостаточность в клетках головного мозга и сердечной мышце.
- Последствия многократного и длительного употребления крепкого чая и кофе в связи с наличием в них активного вещества - кофеина: нарушение сна, потеря аппетита, желудочно-кишечные расстройства, нарушение ритма сердечных сокращений, привыкание к токсическим веществам, которое может при постоянном употреблении перерасти в физическую и психическую зависимость от них.
- Курение, его отрицательное воздействие па организм. В составе табака около 300 веществ, большинство из них вредно для здоровья: никотин, канцерогенные вещества (т. е. вызывающие злокачественные опухоли), тяжелые металлы и др. Попадание этих веществ при курении в табачный дым, содержание в нем ядовитых газов (сероводорода, угарного и углекислого газа), синильной
кислоты и других вредных для организма веществ. Постепенное формирование физической зависимости от табакокурения. Отрицательное воздействие табачного дыма на курильщиков и людей, находящихся с ними в одном помещении.
Появление у курильщиков утреннего кашля, болей в области сердца, желудка, головных болей, потливости, колебаний артериального давления; потеря сна, аппетита; спазмы сосудов, нервозности. Влияние табачного дыма на легочную ткань: потеря ее эластичности, нарушение ферментативных процессов, происходящих в легких. Возможное развитие тяжелых заболеваний: хронического бронхита, инфаркта сердца, рака и др.
Осложнения во время беременности и родов у курящих женщин, увеличение вероятности рождения у них детей с патологическими, изменениями (с врожденными пороками сердца, с различными формами эпилепсии, «заячьей» губой и др.). Передача вредных веществ ребенку с молоком матери.
- Алкоголизм. Отравляющее действие алкоголя на центральную нервную систему, процессы торможения в ней, что приводит к снижению самоконтроля, самообладания, появлению несдержанности, самонадеянности, развязности. Снижение у алкоголиков умственной и физической работоспособности, ухудшение координации движений, ослабление умственных способностей, деградация личности.
Под влиянием алкоголя перерождение клеток печени, образование язвы, рака желудка, заболеваний других внутренних органов.
Развитие в результате привыкания к алкоголю хронического заболевания - алкоголизма. Его симптомы: дрожание рук, а иногда и всего тела, психическое возбуждение, страхи, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, повышенное влечение к спиртным напиткам, потеря чувства меры при их употреблении. На"последних" стадиях развития заболевания включение алкоголя в обмен веществ. Отставание в физическом и умственном развитии детей алкоголиков.
- Наркомания - болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическим действием. 3апрещение законом распространения наиболее опасных наркогенных веществ (опиум, гашиш, героин и др.). Быстрое развитие (иногда после 2-3 приемов) физической и психической зависимости от наркогенных веществ. Тяжелое состояние - «ломка» (болезненность мышц, суставов, озноб, головная боль, слабость и др.) при их отсутствии. Социальная опасность наркомании, способность человека на любые действия, даже тяжелые преступления для получения наркотиков. Необходимость социальной и медицинской помощи для лечения наркомании.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, испытывает наслаждение от жизни, успешен в достижении целей. Пользуется авторитетом у окружающих, меньше подвержен заболеваниям, т.к. иммунная система сильная. Имеет здоровое потомство.
Читайте также:
|
Круговорот веществ – это повторяющиеся химические, физические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе. Вещества постоянно потребляются организмами из окружающей среды, но они в ней не заканчиваются. Благодаря круговороту, вещества приобрели свойство бесконечности. Питание, дыхание и размножение организмов и связанные с ними процессы создания, накопления, преобразования и распада органического вещества обеспечивают круговорот веществ и энергии. Движущими силами биогеохимического круговорота служат потоки энергии Солнца и деятельность живых организмов.
Круговорот веществ в экосистеме происходит благодаря наличию трех групп организмов: продуцентов,консументов иредуцентов, связанных между собой пищевыми цепями.
Продуценты –это автотрофные организмы (зеленые растения, сине-зеленые водоросли, хемосинтезирующие бактерии), создающие из неорганических веществ органические вещества, используя энергию света или химических реакций.
Консументы – потребители органического вещества. В роли консументов выступают обычно животные. Различают консументы первого порядка – растительноядные виды и второго порядка – плотоядные животные.
Редуценты – организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных. В экосистемах роль редуцентов выполняют в основном грибы и бактерии, а также другие мелкие организмы, перерабатывающие мертвые остатки растений и животных (личинки насекомых, почвенные клещи, черви, жуки навозники и др.)
Однако круговорот веществ требует постоянных затрат энергии. В отличие от химических элементов, многократно вовлекаемых в живые тела, энергия солнечных лучей, задержанная зелеными растениями, не может использоваться организмами бесконечно. Энергия не исчезает бесследно, она сохраняется в окружающем нас мире, но переходит из одной формы в другую. Любые превращения энергии сопровождаются потерями. В клетках живых существ энергия, обеспечивающая химические реакции, при каждой реакции частично превращается в тепловую, а тепло рассеивается организмом в окружающем пространстве. Сложная работа клеток и органов сопровождается, таким образом, потерями энергии из организма. Каждый цикл круговорота веществ требует все новых поступлений солнечной энергии.
Таким образом, жизнь на нашей планете осуществляется как постоянный круговорот веществ , поддерживаемый потоком солнечной энергии.
Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.
Пресмыкающиеся - первый настоящий класс наземных позвоночных животных, к которому принадлежит около 6 тыс. видов. К ним относятся змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы, гаттерии и др.
В ходе завоевания суши пресмыкающиеся приобрели ряд приспособлений, защищающих от высыхания, помогающих размножаться в условиях суши:
1. Пятипалые конечности, расположенные по бокам туловища, помогают передвигаться на суше.
2. Кожа покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания.
3. Воздухопроводящие пути - трахея, бронхи, в которых воздух увлажняется и не иссушает легкие.
4. Ячеистые легкие обеспечивают организм кислородом.
5. Внутреннее оплодотворение увеличивает шанс выживания половых клеток.
6. Появление защитных оболочек вокруг зародыша и яйцевых оболочек, обеспечивающих зародыш необходимым количеством питательных веществ дает возможность развиваться эмбриону на суше внутри яйца.
Однако пресмыкающиеся являются холоднокровными животными, температура тела которых зависит от среды обитания. Поэтому они обитают преимущественно в регионах с теплым и жарким климатом.
Пресмыкающиеся господствовали на Земле в мезозойскую эру. Это были разнообразные динозавры: хищные и растительноядные, летающие, бегающие, прыгающие и плавающие.
Но свое положение они утратили и уступили место млекопитающим и птицам, потому что на Земле произошло похолодание климата и в этих условиях преимущество получили теплокровные животные. Кроме того, у млекопитающих и птиц появились альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце, усложнение в строении нервной системы, что дало им большое преимущество в выживании и приспособлении к разным условиям.
Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.
Здоровье человека - важнейшая жизненная ценность, поэтому каждый человек должен укреплять и беречь его. Он должен знать факторы, влияющие на здоровье и механизм их действия.
К факторам, нарушающим здоровье , относятся следующие:
Ø неправильное питание (отсутствие витаминов, неправильное соотношение в пище различных органических и неорганических соединений, т.е. пищевой дисбаланс, отравления) – приводят к нарушениям обмена веществ.
Ø курение, употребление алкоголя и наркотических средств – вызывают заболевания всех систем органов, нарушение психики.
Ø переохлаждение и перегревание организма – приводят к простудным заболевания и тепловым и солнечным ударам.
Ø гиподинамия - приводит к ожирению и нарушениям обмена веществ.
Ø травмы – приводят к нарушениям работы различных систем органов.
Ø облучение ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами – могут привести к мутациям и раку.
Ø отравление химическими веществами – могут привести к заболеваниям и смерти.
Ø умственное и физическое перенапряжение, стрессы - могут привести к заболеваниям сердечнососудистой системы и нервным расстройствам.
К факторам, сохраняющим здоровье человека , относятся:
Ø здоровый образ жизни (полноценное питание, физическая активность, закаливание организма и т.д.) – позволяет сохранять и укреплять иммунитет.
Ø проведение профилактических прививок (вакцинации) – защищает от инфекций.
Ø положительные эмоции – укрепляют иммунитет.
Доказано, что здоровье человека на 55-60% зависит от образа жизни, т.е. от самого человека. Поэтому для сохранения здоровья, каждый человек должен стремиться вести здоровый образ жизни.
Вредные привычки человека: курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотикам, увлечение компьютерными играми, питание всухомятку, чтение в транспорте и др.
Вредное влияние курения:
Ø никотин вызывает резкое сужение кровеносных сосудов, что ухудшает питание тканей.
Ø повышает кровяное давление, способствует развитию гипертонии и других сердечнососудистых заболеваний,
Ø приводит к хроническому бронхиту, раку легких,
Ø приводит к нарушениям пищеварения и обмена веществ.
Ø пагубно действует на головной мозг, ухудшает внимание, память,
Ø приводит к преждевременному старению.
Курение особенно опасно в молодом возрасте.