Пищевые связи круговорот веществ и превращение энергии. Превращение энергии в природе

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, с простейшими циклами миграции атомов и веществ.
  2. Научить школьников использовать полученные знания о процессах, происходящих в биосфере, для обоснования мероприятий по охране природы.
  3. Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к деятельности человека, наносящей ущерб природной среде.

Ход урока

На доске эпиграф:

“Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой”.

1. Актуализация знаний: учитель обращает внимание учащихся на эпиграф и организует фронтальную беседу о биосфере как среде обитания живых организмов, основных свойствах живого вещества, роли живых организмов в биосфере, функциях живого вещества в ней (содержание беседы зависит от пройденного в данной теме материала).

2. Изучение новой темы на основе обобщения материала (рассказ учителя):

Учитель: Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами. В природе существует теснейшая взаимосвязь между всеми живыми организмами: зелеными растениями, животными, бактериями, грибами. Эта взаимосвязь реализуется через потоки вещества и энергии и может быть представлена в виде схемы (учитель демонстрирует слайд №2 приложения 1).

Круговорот веществ в биосфере поддерживается постоянным потоком энергии. Единственный источник внешней энергии на Земле – это излучение Солнца. Энергия, проходящая через биосферу нашей планеты, образует именно поток, а не круговорот!

Каждый живой организм получает энергию Солнца в прямом или измененном виде, а затем выделяет ее в окружающую среду или передает другим живым организмам. В обобщенной схеме энергия проходит сквозь живую оболочку и выделяется в среду в уже “отработанном” виде, в виде тепла, которое не может быть вновь усвоено живыми организмами.

Основную роль потребителей солнечной энергии выполняют зеленые растения, которые способны непосредственно усваивать световую энергию Солнца.

Если для круговорота веществ достаточно того запаса вещества, который имеется в биосфере, то поток энергии требует непрерывного поступления энергии извне – наша биосфера – открытая система.

Чтобы нагляднее представить себе роль энергии и вещества в жизненных процессах, сравним их с колесом мельницы, которое вращается под напором падающей с плотины воды. Колесо крутится, оставаясь на месте, и символизирует собой запас вещества в биосфере: его столько же сегодня, сколько было вчера, и завтра, не убавится и не прибавится. Но чтобы колесо вертелось, необходим постоянный приток нового количества воды. Поток воды бежит мимо колеса, вращая его. Так и поток энергии “крутит” колесо жизни на нашей планете, и его движение дает стимул “вращательному” движению вещества в биосфере.

Вместе с круговоротом веществ в биосфере осуществляется и круговорот (миграция) атомов конкретных химических элементов. Они переходят из организма в организм, затем - в неживую природу и снова в организм (учитель демонстрирует слайд №3 приложения 1).

Главенствующую роль в этом процессе играет вся масса живых организмов Земли (учитель демонстрирует слайд №4 приложения 1).“Живое вещество, – писал В.И. Вернадский, – охватывает и перестраивает химические процессы биосферы. Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с ходом времени”.

Положение о круговороте атомов является одним из основных законов геохимии биосферы. Этот закон сводится к следующему: в сфере атомы участвуют в биологических круговоротах, в ходе которых они поглощаются живым веществом и заряжаются энергией, затем покидают живое вещество, отдавая накопленную энергию во внешнюю среду. (Выделенные жирным шрифтом фразы ребята конспектируют).

В целом за определенный промежуток времени одно то же количество вещества биосферы совершает множество циклов. При этом различают два основных типа круговорота веществ: большой (геологический) и малый (биологический) (учитель демонстрирует слайд №6 приложения 1).Мы подробнее рассмотрим биологический круговорот наиболее типичных биофильных химических элементов.

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель предлагает классу разбиться на малые группы, каждая из которых получает задание для самостоятельной работы: в памяти компьютеров сохранена папка с файлами, содержащими список терминов (приложение 2) и заготовки схем круговоротов веществ (приложение 3 , приложение 4) для задания (см. слайд №7 приложения 1).

C помощью программы Paint учащимся необходимо восстановить схемы круговоротов данных элементов, вписав необходимые термины из списка приложения 2 , стрелками показать последовательность происходящих процессов и оформить получившиеся схемы рисунками.

Учитель знакомит учащихся с критериями оценки работы:

Учитель демонстрирует через проектор модели круговоротов азота и углерода с компакт-диска Открытая биология. Версия 2,5. При необходимости производится повтор демонстраций.

Правильность выполнения работ проверяется во время обсуждения, при сравнении полученных схем со слайдами презентации (учитель демонстрирует слайды № 8 и 9 приложения 1).

Затем учащиеся формируют новые группы, в ходе работы которых происходит взаимообмен полученной информацией.

4. Изучение нового на основе обобщения изученного ранее материала (беседа):

Учитель: Все процессы природы находятся в закономерной связи и развитии. Любое нарушение этих связей, разрыв их порождают негативные явления, с которыми сталкивается как отдельный человек, так и все общество в целом.

С появлением человечества возникло сложное взаимодействие общества и природы, одним из проявлений которого является сдвиг в биосфере в сторону возникновения особых биогеоценозов антропогенного характера.

С помощью проектора демонстрируется видеофрагмент, посвященный прерыванию круговоротов при сборе урожая в агроценозе – одной из причин неустойчивости этого сообщества. Учитель обращает внимание на то, что возврат биогенных элементов приходится компенсировать внесением минеральных или органических удобрений.

Изменения, которые ранее производил человек, сводились к тому, что он брал (часто хищнически) у биосферы средства к существованию, но возвращал то, что могло быть использовано другими организмами в цепях питания. Биологические круговороты тотчас же включали результаты деятельности человека в свои циклы.

В настоящее время в связи с ростом народонаселения и технической революцией воздействие человека на биосферу стало необычайно сильным, качественно отличным от прежнего. Е.Б.Новиком это воздействие названо антибиогенным комплексом.

С помощью проектора демонстрируется видеофрагмент, посвященный аварии на Чернобыльской АЭС.

Антропогенное воздействие явилось причиной колоссальных сдвигов в биосфере.

(Учитель демонстрирует слайд №10 приложения 1 , глядя на схему, учащиеся дополняют её конкретными примерами. Возможны выступления ребят с подготовленными сообщениями, например о влиянии человека на круговорот углерода и т.п.).

Учитель: Назовите термины, которыми можно описать последствия негативного воздействия человека на глобальные биогенные круговороты.

Предполагаемые ответы: кислотные дожди, глобальное потепление, эвтрофикация водоемов и т.д.

5. Общие выводы урока (формулируются учащимися).

(Возможен вариант задания, который имеет смысл применить при недостатке времени – заполнение пропусков в тексте, который содержится в кейсе задания (приложение 5)):

  1. Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, остается постоянным на протяжении целых геологических периодов.
  2. В биосфере совершается многократный круговорот входящих в состав живых организмов веществ, атомов химических элементов и превращение энергии.
  3. .В биосферу извне постоянно вливается поток солнечной энергии.
  4. Биосферные круговороты возможны, так как живое вещество в биосфере постоянно выполняет следующие биогеохимические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную.
  5. В глобальном круговороте веществ непосредственное участие принимают зеленые растения, животные, грибы, бактерии.
  6. Круговорот веществ и атомов химических элементов, превращение энергии осуществляются за счет таких процессов, как фотосинтез, дыхание, горение, брожение.
  7. Влияние человека на процессы, протекающие в биосфере, все время возрастает, что требует регуляции его взаимоотношений с окружающей природой. Охрана природы – насущная потребность современности.

Учитель: (демонстрируя слайд № 11 приложения 1 , под звучащую тревожную музыку).

Биосфера функционирует как гигантская хорошо отлаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни. Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека. Это обязывает человека иначе, более разумно относится к своей деятельности в биосфере.

Домашнее задание:

  1. Учебник А.А.Каменского “Биология. Введение в общую биологию и экологию” § 6.3, записи в тетради, ответы на вопросы в конце параграфа.
  2. Мини-сочинение рассуждение (по желанию учащихся):?

Верите ли вы в то, что человечеству удастся сохранить биосферу для будущих поколений? Если “да”, то в каком виде она будет сохранена? Почему вы так думаете? Если “нет”, то почему и каковы перспективы будущего человечества?

Использованные материалы.

Литература:

  1. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.- М.:ВАКО, 2006.
  3. Пономарева И.Н. Экология – М.: Вентана-Графф, 2001.

Электронные носители:

  1. Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. ООО “Физикон” 2005,ООО “Дрофа” 2005.CD-ROM.
  2. Открытая биология. Версия 2,5.Полный интерактивный курс биологии. “Физикон”. “Новый Диск”. CD-ROM.
  3. 1С: Школа. Экология.10-11 классы. Учебное пособие. ЗАО “1С”, 2004 ООО “Дрофа”, 2004. CD-ROM.
  4. Экология. Учебное электронное издание. МИЭМ,2004. CD-ROM.
  5. Учитель биологии и экологии МОУ “Селковская СОШ” Сергиево-Посадского района Московской области Ерёмина Л.А.

Чтобы проследить взаимосвязь живой и неживой природы, необходимо понимать, как происходит круговорот веществ в биосфере.

Смысл

Круговорот веществ - это повторяющееся участие одних и тех же веществ в процессах, происходящих в литосфере, гидросфере и атмосфере.

Выделяют два типа круговорота веществ:

  • геологический (большой круговорот);
  • биологический (малый круговорот).

Движущей силой геологического круговорота веществ являются внешние (солнечная радиация, гравитация) и внутренние (энергия недр Земли, температура, давление) геологические процессы, биологического - деятельность живых существ.

Большой круговорот происходит без участия живых организмов. Под действием внешних и внутренних факторов формируется и сглаживается рельеф. В результате землетрясений, выветривания, извержения вулканов, движения земной коры образуются долины, горы, реки, холмы, формируются геологические слои.

Рис. 1. Геологический круговорот.

Биологический круговорот веществ в биосфере происходит при участии живых организмов, которые преобразуют и передают энергию по пищевой цепочке. Устойчивая система взаимодействия живого (биотического) и неживого (абиотического) веществ называется биогеоценозом.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Чтобы происходил круговорот веществ, необходимо выполнение нескольких условий:

  • наличие примерно 40 химических элементов;
  • присутствие солнечной энергии;
  • взаимодействие живых организмов.

Рис. 2. Биологический круговорот.

У цикла веществ нет определённой отправной точки. Процесс непрерывный и одна стадия неизменно перетекает в другую. Можно начать рассматривать цикл из любой точки, суть останется прежней.

Общий круговорот веществ включает следующие процессы:

  • фотосинтез;
  • метаболизм;
  • разложение.

Растения, являющиеся продуцентами в пищевой цепочке, преобразуют солнечную энергию в органические вещества, которые поступают с пищей в организм животных - редуцентов. После смерти происходит разложение растений и животных с помощью консументов - бактерий, грибов, червей.

Рис. 3. Пищевая цепочка.

Круговорот веществ

В зависимости от расположения веществ в природе выделяют два типа круговорота:

  • газовый - происходит в гидросфере и атмосфере (кислород, азот, углерод);
  • осадочный - происходит в земной коре (кальций, железо, фосфор).

Круговорот веществ и энергии в биосфере на примере нескольких элементов описан в таблице.

Вещество

Цикл

Значение

Большой круговорот. Испаряется с поверхности океана или суши, задерживается в атмосфере, выпадает в виде осадков, возвращаясь в водоёмы и на поверхность Земли

Формирует природные и климатические условия планеты

На суше - малый круговорот веществ. Получают продуценты, передают редуцентам и консументам. Возвращается в виде углекислого газа. В океане - большой круговорот. Задерживается в виде осадочных пород

Является основой всех органических веществ

Азотфиксирующие бактерии, находящиеся в корнях растений, связывают свободный азот из атмосферы и закрепляют в растениях в виде растительного белка, который передаётся дальше по пищевой цепочке

Входит в состав белков и азотистых оснований

Кислород

Малый круговорот - поступает в атмосферу в процессе фотосинтеза, потребляется аэробными организмами. Большой круговорот - образуется из воды и озона под действием ультрафиолета

Участвует в процессах окисления, дыхания

Находится в атмосфере и почве. Усваивают бактерии и растения. Часть оседает на морском дне

Необходима для построения аминокислот

Большой и малый круговороты. Содержится в горных породах, потребляется растениями из почвы и передаётся по цепи питания. После разложения организмов возвращается в почву. В водоёме усваивается фитопланктоном и передаётся рыбам. После отмирания рыб часть остаётся в скелете и оседает на дно

Входит в состав белков, нуклеиновых кислот

Прекращение круговорота веществ в природе означает нарушение хода жизни. Чтобы жизнь продолжалась, необходимо, чтобы энергия проходила цикл за циклом.

Что мы узнали?

Из урока узнали о сущности большого и малого круговорота веществ в биосфере, взаимодействии неживой природы с живыми организмами, а также рассмотрели круговорот воды, углерода, азота, кислорода, серы и фосфора.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 129.

Азотсодержащие органические вещества отмерших растений и животных, а также мочевина и мочевая кислота, выделяемые животными и грибами, расщепляются гнилостными {аммонифицирующими) бактериями до аммиака. Основная масса образующегося аммиака окисляется нитрифицирующими бактериями до нитритов и нитратов, после чего вновь используется растениями. Некоторая часть аммиака уходит в атмосферу и вместе с углекислым газом и другими газообразными веществами выполняет функцию удержания тепла планеты.

Различные формы азотистых соединений почвы и водной среды могут восстанавливаться некоторыми видами бактерий до оксидов и молекулярного азота. Этот процесс называется денитрификацией. Его результатом является обеднение почвы и воды соединениями азота и насыщение атмосферы молекулярным азотом.

Процессы нитрификации и денитрификации были полностью сбалансированы вплоть до периода интенсивного использования человеком азотных минеральных удобрений в целях получения больших урожаев сельскохозяйственных растений.

Таким образом, роль живых организмов в круговороте азота является основной.

Эволюция биосферы. Современная структура биосферы и границы обитания современных организмов формировались постепенно. Они являются результатом долгой истории Земли, начиная с ее возникновения и до настоящего времени.

Доказательства развития биосферы многочисленны и бесспорны. Это прежде всего ископаемые остатки древних организмов. Изучая их, ученые установили главные этапы в истории развития органической жизни планеты. Предполагают, что за всю историю биосферы ее населяли, сменяя друг друга, примерно 500 млн. видов организмов.

Важнейший этап развития жизни на Земле тесно связан с изменением содержания кислорода в атмосфере и становлением озонового экрана. Древние фототрофные цианобактерии насытили кислородом первичный океан, благодаря которому водные организмы получили возможность осуществлять аэробное дыхание. Поступление кислорода в атмосферу обусловило образование мощного озонового слоя, поглощающего коротковолновое ультрафиолетовое излучение. Формирование озонового слоя позволило организмам выйти на сушу и заселить ее разнообразные местообитания . Это стало возможным тогда, когда содержание кислорода в атмосфере достигло величины, составляющей 10% от его современной концентрации. К концу палеозоя, в пермском периоде, концентрация кислорода в атмосфере достигла современного уровня.

Каждый период развития биосферы характеризовался свойственным ему комплексом условий среды и живых организмов. В кайнозойскую эру произошло становление человека, который в начале своей эволюции хорошо вписывался в природу. Перейдя к активной трудовой деятельности, человек вырвался из плена естественной природной зависимости. Человеческое общество с течением времени усиливало свое воздействие на природную среду. В настоящее время в эпоху НТР, совпавшей с бурным ростом численности населения планеты (демографический взрыв), деятельность человека соизмерима по своим последствиям на природную среду с действием самых мощных природных явлений.

Круговорот веществ и превращения энер­гии - необходимое условие существования любой экосистемы. Перенос веществ и энергии в цепях пи­тания в экосистеме.

1. Экосистема - совокупность живых организ­мов разных видов, связанных между собой и с ком­понентами неживой природы обменом веществ и превращениями энергии на определенном участке биосферы.

2. Структура экосистемы:

Видовая - число обитающих в экосистеме ви­дов и соотношение их численности. Пример: произ­растание в хвойном лесу около 30 видов растений, в дубовом лесу - 40-50 видов, на лугу - 30­-50 видов, во влажном тропическом лесу - свыше 100 видов;

Пространственная - размещение организмов в вертикальном (ярусность) и горизонтальном (мозаичность) направлениях. Примеры: наличие в широ­колиственном лесу 5-6 ярусов; различия в составе растений на опушке и в чаще леса, на сухих и ув­лажненных участках.

3. Компоненты сообщества: абиотические и би­отические. Абиотические компоненты неживой при­роды - свет, давление, влажность, ветер, рельеф, со­став почвы и др. Биотические компоненты: организ­мы - производители, потребители и разрушители.

4. Производители - растения и некоторые бак­терии, создающие органические вещества из неор­ганических с использованием энергии солнечного света.

6. Разрушители - грибы и некоторые бакте­рии, разрушающие органические вещества до неор­ганических, питающиеся трупами, растительными остатками.

7. Устойчивость экосистем. Зависимость ус­тойчивости экосистем от числа обитающих в них ви­дов и длины цепей питания: чем больше видов, це­пей питания, тем устойчивее экосистема от кругово­рота веществ.

Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.



Родословная пресмыкающихся. Около 300 млн. лет назад на Земле появились первые земноводные. Однако уже в конце этого периода и далее климат стал опять сухим, и потомки первых земно­водных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и оста­лись около воды и превратились в современных земноводных. Дру­гие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превра­тились в пресмыкающихся.

Какие же у них произошли изменения? Прежде всего, на яйцах появилась плотная оболочка , так что их можно было откладывать на суше. Кроме того, пресмыкающиеся стали откладывать крупные яйца, с большим количеством желтка . Развитие зародыша удлини­лось,

но зато вылупляться стала не беспомощная личинка, а вполне сформированное животное , отличающееся от взрослого только меньшей величиной, уже вполне приспособленное к условиям жизни на суше.

Взрослые пресмыкающиеся также приобрели необходимые для жизни на суше изменения. У них образовал ась плотная орогове­вшая кожа , препятствующая испарению. Через такую кожу не про­ходит кислород. Поэтому изменились легкие: они приобрели яче­истое строение, то есть сильно увеличилась их рабочая поверх­ность. Кроме того, появились ребра, образовалась грудная клетка, а процесс дыхания стал активным путем расширения и сжатия грудной клетки. В желудочке сердца появилась перегородка , хотя и не совсем полная, так что частично кровь в нем смешивается. Раз­деление венозной и артериальной крови у пресмыкающихся го­раздо более совершенное, чем у земноводных. Однако они остаются холоднокровными животными, температура их тела зави­сит от температуры окружающей среды..

В скелете наряду с появлением ребер сильно удлинился шейный отдел и голова стала более подвижной. При схватывании добычи пресмыкающиеся не поворачиваются всем телом, как это делают рыбы и земноводные, а поворачивают только голову. Усовер­шенствовались и органы чувств. Особо надо отметить усовершенствование головного мозга . В связи с более разнообразными движе­ниями увеличился мозжечок, отвечающий за согласованность дви­жений. Более сложное строение имеют головной мозг и органы чувств, а также поведение пресмыкающихся по сравнению с земно­водными.

Расцвет и вымирание древних пресмыкающихся . Итак, пресмыкающиеся стали гораздо более активными и, не боясь отойти от воды, широко расселились по Земле (рис.101). Постепенно среди них образовалось множество видов: Особенно характерно для этого времени появление гигантских пресмыкающихся. Так, некоторые динозавры ("ужасные ящеры") были длиной до 30 м и массой до 50 т - самые крупные из наземных позвоночных, когда­-либо существовавших на Земле. Такие гиганты вынуждены были даже опять вернуться к полуводному образу жизни - в воде их масса уменьшается. Они бродили по мелководьям и питались при­брежными и водными растениями, доставая их с помощью длинной шеи. Были тогда и хищники, тоже очень крупные, длиной до 10 м. Некоторые жившие тогда пресмыкающиеся даже пол­ностью вернулись к водному образу жизни, хотя и не утратили ле­гочного дыхания. Таков, например, был ихтиозавр, или рыбоящер, по форме очень похожий на современного дельфина. Наконец, были и летающие ящеры - птеродактили.

Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды оби­тания - наземную, водную и воздушную. Они образовали множе­ство видов и стали господствующими животными на Земле.

Но 70-90 млн. лет назад климат на большей части Земли резко изменился, стал холодным. В то же время стало больше разнооб­разных видов теплокровных млеко питающих - конкурентов пресмыкающихся. Это и привело к тому, что большинство пресмы­кающихся, в первую очередь все гигантские формы, вымерли, по­скольку гиганты не могут прятаться в укрытия на зимовку. До на­ших дней сохранились немногие пресмыкающиеся - черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи. Кстати, и среди них самые крупные встречаются лишь в теплых странах и ведут водный или полу­водный образ жизни.

3. Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.

1. Здоровье, его значение для жизни и деятель­ности человека, развития общества. Здоровье чело­века как его физическое, психическое и социальное благополучие, одна из основных жизненных ценнос­тей, важнейший социальный и экономический фак­тор. Задача каждого человека - научиться его со­хранять.

2. Факторы, сохраняющие здоровье . Общение с природой как средство для снятия нервно-эмоци­ональных нагрузок, восстановления сил и душевно­го равновесия человека. Влияние социальной и при­родной среды. Роль личной и общественной гиги­ены, рационального режима дня в сохранении здоровья. Значение двигательной активности, чере­дования умственного и физического труда в повы­шении работоспособности человека, в активизации защитно-приспособительных реакций организма (выделение биологически активных веществ в тка­нях и органах, иммунные и воспалительные реак­ции организма, повышение активности централь­ной нервной системы, самоочистительные функции кожи и др.). Соблюдение режима дня, труда и отды­ха, чередование умственного и физического труда, гигиена сна, дыхания, умеренное полноценное пи­тание - важнейшие факторы сохранения здоровья, нарушение обмена веществ и появление многих за­болеваний вследствие недостаточного питания или переедания. Закаливание организма как основа по­вышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудис­тых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции, нарушения зрения и слуха, трав­матизма.

3. Факторы, нарушающие здоровье: инфекции, переохлаждение и перегревание организма, непра­вильное питание, малоподвижный образ жизни, травмы, употребление алкоголя, наркотиков, куре­ние, различного рода облучения, в том числе ульт­рафиолетовыми и рентгеновскими лучами, умствен­ное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон, неполноценный отдых.

- Вредные привычки, связанные с употребле­нием веществ, которые оказывают на человека одурманивающее действие, вызывая состояние эй­фории (в переводе «повышенно радостное настро­ение»): токсикомания, курение, алкоголизм, нарко­мания.

- Употребление токсичных веществ - ток­сикомания. Токсические вещества, пагубно влияю­щие на организм человека и вызывающие привыка­ние к ним: табак, вещества хозяйственно-бытового назначения (например, бензин, ацетон, синтетиче­ские моющие средства) и другие средства наркоти­ческого действия, в том числе лекарственные. Воз­можные последствия использования токсических веществ подростками даже при первом употребле­нии: сильная головная боль, тошнота, рвота, одыш­ка, учащенное сердцебиение, усиленное потоотде­ление, резкое падение кровяного давления, гал­люцинации, аллергические реакции у аллергиков, в тяжелых случаях острая кислородная недоста­точность в клетках головного мозга и сердечной мышце.

- Последствия многократного и длительного употребления крепкого чая и кофе в связи с нали­чием в них активного вещества - кофеина: наруше­ние сна, потеря аппетита, желудочно-кишечные расстройства, нарушение ритма сердечных сокраще­ний, привыкание к токсическим веществам, кото­рое может при постоянном употреблении перерасти в физическую и психическую зависимость от них.

- Курение, его отрицательное воздействие па организм. В составе табака около 300 веществ, большинство из них вредно для здоровья: никотин, канцерогенные вещества (т. е. вызывающие злока­чественные опухоли), тяжелые металлы и др. Попадание этих веществ при курении в табачный дым, содержание в нем ядовитых газов (сероводорода, угарного и углекислого газа), синильной

кислоты и других вредных для организма веществ. Постепенное­ формирование физической зависимости от таба­кокурения. Отрицательное воздействие табачного дыма на курильщиков и людей, находящихся с ни­ми в одном помещении.

Появление у курильщиков утреннего кашля, бо­лей в области сердца, желудка, головных болей, потливости, колебаний артериального давления; по­теря сна, аппетита; спазмы сосудов, нервозности. Влияние табачного дыма на легочную ткань: потеря ее эластичности, нарушение ферментативных про­цессов, происходящих в легких. Возможное разви­тие тяжелых заболеваний: хронического бронхита, инфаркта сердца, рака и др.

Осложнения во время беременности и родов у ку­рящих женщин, увеличение вероятности рожде­ния у них детей с патологическими, изменениями (с врожденными пороками сердца, с различными формами эпилепсии, «заячьей» губой и др.). Пере­дача вредных веществ ребенку с молоком матери.

- Алкоголизм. Отравляющее действие алкого­ля на центральную нервную систему, процессы тор­можения в ней, что приводит к снижению само­контроля, самообладания, появлению несдержан­ности, самонадеянности, развязности. Снижение у алкоголиков умственной и физической работо­способности, ухудшение координации движений, ослабление умственных способностей, деградация личности.

Под влиянием алкоголя перерождение клеток пе­чени, образование язвы, рака желудка, заболеваний других внутренних органов.

Развитие в результате привыкания к алкоголю хронического заболевания - алкоголизма. Его симп­томы: дрожание рук, а иногда и всего тела, психиче­ское возбуждение, страхи, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, повышен­ное влечение к спиртным напиткам, потеря чувства меры при их употреблении. На"последних" стадиях развития заболевания включение алкоголя в обмен веществ. Отставание в физическом и умственном раз­витии детей алкоголиков.

- Наркомания - болезненное влечение к веще­ствам, обладающим наркотическим действием. 3а­прещение законом распространения наиболее опас­ных наркогенных веществ (опиум, гашиш, героин и др.). Быстрое развитие (иногда после 2-3 прие­мов) физической и психической зависимости от наркогенных веществ. Тяжелое состояние - «лом­ка» (болезненность мышц, суставов, озноб, голов­ная боль, слабость и др.) при их отсутствии. Соци­альная опасность наркомании, способность челове­ка на любые действия, даже тяжелые преступления для получения наркотиков. Необходимость соци­альной и медицинской помощи для лечения нарко­мании.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, испытывает наслаждение от жизни, успешен в достижении целей. Пользуется авторитетом у окружающих, меньше подвержен заболеваниям, т.к. иммунная система сильная. Имеет здоровое потомство.

Читайте также:
  1. II. ХИМИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ПРИМЕНЕНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ
  2. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.
  3. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  4. Альтернативные способы получения и преобразования энергии.
  5. Альтернативные способы получения электрической энергии.
  6. Амфотерные соединения неорганических и органических веществ

Круговорот веществ – это повторяющиеся химические, физические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе. Вещества постоянно потребляются организмами из окружающей среды, но они в ней не заканчиваются. Благодаря круговороту, вещества приобрели свойство бесконечности. Питание, дыхание и размножение организмов и связанные с ними процессы создания, накопления, преобразования и распада органического вещества обеспечивают круговорот веществ и энергии. Движущими силами биогеохимического круговорота служат потоки энергии Солнца и деятельность живых организмов.

Круговорот веществ в экосистеме происходит благодаря наличию трех групп организмов: продуцентов,консументов иредуцентов, связанных между собой пищевыми цепями.

Продуценты –это автотрофные организмы (зеленые растения, сине-зеленые водоросли, хемосинтезирующие бактерии), создающие из неорганических веществ органические вещества, используя энергию света или химических реакций.

Консументы – потребители органического вещества. В роли консументов выступают обычно животные. Различают консументы первого порядка – растительноядные виды и второго порядка – плотоядные животные.

Редуценты – организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных. В экосистемах роль редуцентов выполняют в основном грибы и бактерии, а также другие мелкие организмы, перерабатывающие мертвые остатки растений и животных (личинки насекомых, почвенные клещи, черви, жуки навозники и др.)

Однако круговорот веществ требует постоянных затрат энергии. В отличие от химических элементов, многократно вовлекаемых в живые тела, энергия солнечных лучей, задержанная зелеными растениями, не может использоваться организмами бесконечно. Энергия не исчезает бесследно, она сохраняется в окружающем нас мире, но переходит из одной формы в другую. Любые превращения энергии сопровождаются потерями. В клетках живых существ энергия, обеспечивающая химические реакции, при каждой реакции частично превращается в тепловую, а тепло рассеивается организмом в окружающем пространстве. Сложная работа клеток и органов сопровождается, таким образом, потерями энергии из организма. Каждый цикл круговорота веществ требует все новых поступлений солнечной энергии.



Таким образом, жизнь на нашей планете осуществляется как постоянный круговорот веществ , поддерживаемый потоком солнечной энергии.

Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.

Пресмыкающиеся - первый настоящий класс наземных позвоночных животных, к которому принадлежит около 6 тыс. видов. К ним относятся змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы, гаттерии и др.

В ходе завоевания суши пресмыкающиеся приобрели ряд приспособлений, защищающих от высыхания, помогающих размножаться в условиях суши:

1. Пятипалые конечности, расположенные по бокам туловища, помогают передвигаться на суше.

2. Кожа покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания.

3. Воздухопроводящие пути - трахея, бронхи, в которых воздух увлажняется и не иссушает легкие.

4. Ячеистые легкие обеспечивают организм кислородом.

5. Внутреннее оплодотворение увеличивает шанс выживания половых клеток.

6. Появление защитных оболочек вокруг зародыша и яйцевых оболочек, обеспечивающих зародыш необходимым количеством питательных веществ дает возможность развиваться эмбриону на суше внутри яйца.



Однако пресмыкающиеся являются холоднокровными животными, температура тела которых зависит от среды обитания. Поэтому они обитают преимущественно в регионах с теплым и жарким климатом.

Пресмыкающиеся господствовали на Земле в мезозойскую эру. Это были разнообразные динозавры: хищные и растительноядные, летающие, бегающие, прыгающие и плавающие.

Но свое положение они утратили и уступили место млекопитающим и птицам, потому что на Земле произошло похолодание климата и в этих условиях преимущество получили теплокровные животные. Кроме того, у млекопитающих и птиц появились альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце, усложнение в строении нервной системы, что дало им большое преимущество в выживании и приспособлении к разным условиям.

Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.

Здоровье человека - важнейшая жизненная ценность, поэтому каждый человек должен укреплять и беречь его. Он должен знать факторы, влияющие на здоровье и механизм их действия.

К факторам, нару­шающим здоровье , относятся следующие:

Ø неправильное питание (отсутствие витаминов, неправильное соотношение в пище различных органических и не­органических соединений, т.е. пищевой дисбаланс, отравления) – приводят к нарушениям обмена веществ.

Ø курение, употребление алкоголя и наркотических средств – вызывают заболевания всех систем органов, нарушение психики.

Ø переохлаждение и перегревание организма – приводят к простудным заболевания и тепловым и солнечным ударам.

Ø гиподинамия - приводит к ожирению и нарушениям обмена веществ.

Ø травмы – приводят к нарушениям работы различных систем органов.

Ø облучение ультрафиолетовыми и рентгеновскими луча­ми – могут привести к мутациям и раку.

Ø отравление химическими веществами – могут привести к заболеваниям и смерти.

Ø умственное и физическое пе­ренапряжение, стрессы - могут привести к заболеваниям сердечнососудистой системы и нервным расстройствам.

К факторам, сохраняющим здоровье человека , относятся:

Ø здоровый образ жизни (полноценное питание, физическая активность, закаливание организма и т.д.) – позволяет сохранять и укреплять иммунитет.

Ø проведение про­филактических прививок (вакцинации) – защищает от инфекций.

Ø положительные эмоции – укрепляют иммунитет.

Доказано, что здоровье человека на 55-60% зависит от образа жизни, т.е. от самого человека. Поэтому для сохранения здоровья, каждый человек должен стремиться вести здоровый образ жизни.

Вредные привычки человека: курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотикам, увлечение компьютерными играми, питание всухомятку, чтение в транспорте и др.

Вредное влияние курения:

Ø никотин вызывает резкое сужение кровеносных сосудов, что ухудшает питание тканей.

Ø повышает кровяное давление, способствует развитию гипертонии и других сердечнососудистых заболеваний,

Ø приводит к хроническому бронхиту, раку легких,

Ø приводит к нарушениям пищеварения и обмена веществ.

Ø пагубно действует на головной мозг, ухудшает внимание, память,

Ø приводит к преж­девременному старению.

Курение особенно опасно в молодом возрасте.

Похожие публикации