Особенности статуи свободы. Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Но только не для жителей США.

Эта статуя им была подарена правительством Франции в честь 100-летия американской революции . С того момента остров Бедлоу, на котором установлена Леди Свобода, теперь называется остров Свободы.

По-английски название звучит как Statue of Liberty , и дословно переводится на русский, как Статуя Свободы.

Общая информация и описание

Статуя Свободы стоит на обломках цепей. В ее левой руке находится скрижаль , на котором написана дата, знаменательная для Америки (день подписания Декларации независимости США – 4 июля 1776 года). Во второй руке у нее факел , который олицетворяет свет, освещающий путь к свободе.

К сведению! Чтобы добраться до короны, туристам приходится пройти 356 ступеней. Но это того стоит, так как поднявшись на вершину, с главной смотровой площадки открываются просто невероятные просторы. Здесь расположено 25 окон, которые являются символами драгоценных камней.

Внутри статуи можно посетить музей и узнать долгий путь создания главной достопримечательности Америки. Попасть в музей можно при помощи лифта.

Что символизирует и означает статуя?

Статуя Свободы неспроста получила такое название. Это символ свободы американского народа . Она олицетворяет и означает победу демократии и независимость страны.

История создания

Что послужило идеей к созданию статуи?

Основным поводом для создания статуи стало провозглашение независимости Соединенных Штатов Америки , которое произошло 4 июля 1776 года.

В каком году была построена?

Торжественное открытие скульптуры произошло 28 октября 1886 года . На церемонии присутствовал президент США – Гровер Кливленд .

Интересен тот факт, что на этом мероприятии находились только мужчины, несмотря на то, что статуя символизировала демократию. В качестве исключения на острове могли находиться несколько женщин, среди которых была супруга Бартольди.

Кто создатель и архитектор?

Автором проекта и создателем Статуи Свободы является французский скульптор и архитектор Фредерик Бартольди . При создании и проектировании каркаса и укрепляющих элементов участвовал французский инженер Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни.

Интересный факт! Но в строительстве монумента принимали участия как американцы, так и французы. Например, постамент в виде звезды – это разработка американского архитектора Ричарда Морриса Ханта.

Как происходила постройка и установка?

История рассказывает, что части тела будущей Леди Свободы отливались во Франции, а вот пьедестал создали в Америке . На протяжении 4-х месяцев происходило соединение статуи. Бартольди несколько раз допускал ошибки в своих расчетах.

Дело в том, что материалов, которые были выделены на строительство монумента, оказалось недостаточно. Чтобы решить финансовые проблемы, были организованы благотворительные вечера, основная цель которых состояла в сборе денег, которые бы пошил на покупку материалов.

Американцы неохотно отдавали свои деньги , в результате чего известный американский журналист Джозеф Пулитцер написал в газете пару статей, в которых он призывал высшие и средние классы принять участие в постройки символа американской свободы.

К этому времени французы выполнили половину своей работы, а готовые части статуи отправили в Америку.

Что происходило со статуей в разные годы и до нашего времени?

Первоначально Статуя Свободы должна была использоваться в качестве маяка . Но лампы, вмонтированные в конструкцию, не были слишком мощными. Практического применения Статуе так и не нашли, поэтому в 1921 году памятник был передан военному ведомству США , а в 1933 году – в ведомство Службы национальных парков США.

Обратите внимание! К 100-летию создания памятника проводилась тотальная реконструкция. Это было решение президента Рейгана. Все денежные средства на реконструкцию собирали с граждан Америки. На ремонт было потрачено 2 миллиона долларов.

На протяжении всего существования статуи, менялся и несколько раз период ее посещения. Экскурсии не проводили в следующих годах:

  • на период с 1982 по 1986 год (реконструкция);
  • с сентября 2001 и до конца 2004 года (по причине угрозы террористических актов);
  • в октябре 2013 (приостановлена деятельность правительства).

Какая страна подарила статую США?

Статуя Свободы была подарена Америке правительством Франции в честь 100-летия американкой Декларации независимости.

Гигантский памятник планировалось вручить 4 июля 1876 года. По причине нехватки денежных средств это торжество нужно было отложить.

Где находится?

Расположен памятник в США на острове Свободы, который находится в штате Нью-Джерси в 3-х км к юго-западу от побережья нью-йоркского района Манхэттен .

На карте указано точно нахождение памятника, масштаб можно увеличивать и уменьшать:

Территория острова «Liberty» первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении города New York, а в настоящее время находится в федеральном управлении .

Что держит в руках?

Статуя Свободы – это один из самых известных мировых шедевров.

В правой руке у нее факел, а в левой, табличка с надписью.

Что написано на табличке в руке?

В правой руке находится табличка, на которой написана дата важного события для народа Америки – Дня провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки.

Характеристики

Высота

Довольно впечатляющими являются габариты Леди Свободы. Ее высота до верха факела составляет 93 метра.

Сколько лучей на короне?

На короне расположено 25 окон для обзора. Они являются символом богатства Америки. А вот лучи, которые выходят из нее (7 штук), олицетворяют семь континентов и морей . Кроме этого, они символизируют расширение свободы во всех направлениях.

Сколько весит памятник?

Вес одного ноготка Леди Свободы составляет 1,5 кг, а весь памятник весит 225 т.

Из чего сделана?

Материал изготовления - медь . Для отлития «дамы» потребовалось около 31 тонны.

Длинна носа и остальных элементов

Вот основные размеры основных элементов лица:

  • голова — 5,26 м;
  • длина носа – 1,37 м;
  • глаза – 0,76 м;
  • длина рук – 12,8 м;
  • длина кисти – 5 м.

Табличка, вложенная в правую руку, имеет размер 7,19 м.

На чем установлена?

Одна нога Леди установлена на разбитых оковах . Это так Бартольди символически показал обретение свободы.

Основание выполнено из бетона. Для его выполнения потребовалось значительное количество цемента.

Куда смотрит?

Грандиозная достопримечательность на протяжении многих лет встречает туристов и эмигрантов словами, которые выбиты на пьедестале. Они отображают жизнь американского народа, равные возможности, свободу и демократию.

По этой причине Леди свобода обращена спиной к городу и лицом к заливу . Таким образом, она смотрит на приплывающие в страну корабли с гостями и эмигрантами.

Что находится внутри?

У подножья памятника находится разорванная цепь. Которая символизирует сброшенные оковы рабства и победу демократии. В короне есть окна для обзора, а вот чтобы добавиться к ним, нужно прости 356 ступенек. Внутри монумента туристы могут спокойно передвигаться по винтовым лестницам.

К сведению! Кроме невероятно красивого обзора из окон на короне у Леди Свободы, внутри имеется музей, посетив который можно узнать всю историю создания этого памятника.

Добраться в музей можно на лифте, который находится внутри пьедестала. Благодаря стеклянному потоку можно увидеть впечатляющие «внутренности» статуи.

Почему памятник зеленого цвета?

Несмотря на то, что сегодня монумент имеет зеленый цвет, в оригинале он был яркого золото-оранжевого окраса .

На черно-белых фото это незаметно, но подтверждается этот факт историческими справками.

Например, в России в Эрмитаже есть картина, на которой можно увидеть исходный цвет статуи.

Так как для изготовления статуи использовали медь, то по прошествии первых десятилетий, она окислилась , в результате чего приобрела зеленый цвет. Хотя во время закатов в Нью-Йорке Леди Свобода становится необычно яркого цвета, который немного напоминает оригинал.

Как можно добраться и попасть на статую свободы?

К месту монумента для экскурсии, туристы добираются на пароме . Самым любимым их местом остается корона. И это не удивительно, так как именно оттуда открывается красота местного пейзажа и виды Нью-Йоркского побережья.

28 октября 1886 под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник Соединенных Штатов Америки - легендарная Статуя свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка встречает каменное изваяние женщины с факелом свободы в руке, протянутой к небу.

История Статуи свободы

Как ни странно, главный символ свободы Соединенных Штатов - детище французских мастеров. Именно в в Париже Статуя появилась на свет. Затем ее разобрали на части и переправили через . Здесь ее снова собрали и установили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров свободы (Liberty Island). Остров свободы, на котором расположена статуя, является федеральной собственностью на территории штата Нью-Йорк. Остров располагается ближе к берегу Нью-Джерси, из-за чего некоторые ошибочно относят его к штату Нью-Джерси.

Идея о создании Статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frideric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.

При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. «…Будучи красивой, французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи свободы Бартольди». (Рут Брэндон, «Зингер и швейная машина: капиталистический романс»).

Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой . Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант.

По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а - создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи. В организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете «World» обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Это возымело действие и способствовало увеличению пожертвований со стороны американцев.

Статуя была завершена во Франции в июле 1884 года, и в нью-йоркскую гавань была доставлена 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие Статуи свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.

В 1984, Статуя свободы была внесена в Список Всемирного Наследия . В 1986 году, перед столетней годовщиной, монумент был временно закрыт для тщательной реставрации и вновь открылся для посетителей 5 июля 1986 года.

Особенности Статуи свободы

Сегодня Статуя свободы - один из национальных символов США. Возвышаясь в устье Гудзона у входа в Нью-йоркскую гавань, женщина в изящных, ниспадающих одеждах, несущая факел, олицетворяет свободу и широкие возможности страны. На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов. У ног женщины - разорванные путы тирании. В левой руке женщина она держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации независимости - 4 июля 1776 года.

Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Высота Статуи (кстати, первоначально ее называли более пафосно - «Свобода, несущая свет миру») - 46 метров, таким образом, если еще брать в расчет 47-метровый постамент, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес монумента - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр.

Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке. Обычно статуя открыта для посетителей, которые, как правило, прибывают на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань.

В 1972 году внутри самой Статуи был открыт Музей заселения Америки, в который можно попасть на специальном лифте. Здесь представлена вся история страны: от предков - индейцев, которые населяли неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.

Мнения о Статуе свободы совершенно противоречивые. Ничего подобного до возведения этой скульптуры в Америке не видели. Ценители отмечали высокую технику исполнения, четкость пропорций и грациозность линий. Но оппоненты тех, кто признавал монумент Свободы восьмым чудом света, отмечали, что символ Свободы в образе статуи трактуется слишком холодно и бесстрастно. Не случайно появился эпитет, что Свобода «слепа», а величие передается только большими размерами.

Однако злые языки Свободе не помеха. Во всем мире Статую считают Символом США, олицетворяющим демократические принципы, которыми так гордится эта страна.

Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 г. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 г.

Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.

Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.

Бартольди вынужденно отправил в штаты фрагмент статуи высотой 15 метров - правую руку и факел, который установил в Филадельфии на выставке столетия. За то, чтобы подняться в сам факел, брали 50 центов (по тем временам приличные деньги) . Затем руку с факелом перевезли в Нью-Йорк и установили в Мэдисон Сквер Гардене. И все же денег явно не хватало.

И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.

«Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал он гневно, -это дар французов всем американцам. Примите это как призыв, обращенный лично к вам!»

В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.



Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.


Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.

Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.


Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.


В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.

По случаю 100-летнего юбилея в 1986 г. статуе Свободы сделали «подтяжку лица». Соленый морской воздух так разъел ее конструкцию, что потребовалась серьезная реставрация. Добровольные взносы граждан всей Америки с лихвой покрыли затраты в 2 млн долларов, необходимые для этой работы. Это статуя очень много значит для граждан Америки - и не только для них.

Приглашение к надежде

В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.

Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.

С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!

Туристам

Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park) . Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.

Посещение короны вновь разрешено, однако количество мест ограниченно, поэтому нужно бронировать билеты заранее. Тем, кто этого не сделал, предстоит прогуляться по площадке вокруг статуи и подняться на обзорную площадку 16-го этажа; специальный стеклянный потолок позволяет увидеть впечатляющие «внутренности» статуи. Посещение острова на пароме обычно сочетается с посещением соседнего острова Эллис (Ellis Island) . Паромы (Тел.: 201-604-2800, 877-523-9849; www.statuecruises.com; взрослый/детский $13/5; каждые 30 мин. 9.00-17.00, летом дольше) отправляются из Бэттери-парк (Battery Park) . Ближайшие станции метро - «South Ferry» и «Bowling Green». Заказав билеты на паром заранее (посещение короны - дополнительные $3) , вы посетите обе достопримечательности.




Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.

Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.

Факты

  • Название: Официально в переводе с французского ее название звучит «Свобода, освещающая мир». Также она известна как статуя Свободы, Леди Свобода или Мисс Свобода.
  • Дизайн: Автор статуи - французский скульптор Фредерик Бартольди. Постав Эйфель отвечал за инженерные работы, он же создал ее стальной внутренний каркас. Общий вес статуи - 254 тонны.
  • Размеры: Сама статуя имеет высоту 46,5 м и стоит на 47-метровом пьедестале, к вершине которого ведет лестница из 194 ступеней, а до короны статуи нужно пройти 354 ступени.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Статуя Свободы включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 г.

Эллис-Айленд


Служивший с 1892 по 1954 год перевалочным пунктом для более 12 миллионов иммигрантов, надеющихся начать новую жизнь в Америке, остров Эллис скромен и порой даже убог, а с другой стороны - символизирует исполнение желаний. Здесь в островной больнице умерло более трех тысяч человек, многим отказали в праве на въезд. Иммиграционная станция на острове Эллис - вторая остановка идущих к статуе Свободы паромов. Красивое главное здание стало Музеем иммиграции (Immigration museum; Тел.: 212-363-3200; www.ellisisland.org; Нью-Йоркская бухта (New York Harbor) ; аудиогид $8; 9.30-17.00) , где проходят интереснейшие выставки и показы фильма о жизни иммигрантов, о том, как приток населения изменил США.

15 октября 1924 года Входит в NRHP с 15 октября 1966 года Статус NYCL с 14 сентября 1976 года Высота 93 Архитектор Гюстав Эйфель Скульптор Фредерик Огюст Бартольди Расположение Адрес Манхэттен , остров Либерти Emporis SkyscraperPage Skyscraper Center Structurae Сайт nps.gov/stli Аудио, фото и видео на Викискладе

С 1984 года статуя Свободы входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости . Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI » (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

    Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

    Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.

    Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

    Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

    Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте .

    Территория острова Либерти первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении . До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island ), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

    Статуя Свободы в цифрах

    Части скульптуры Метры
    Высота от земли до верхушки факела 93 м
    Высота статуи 33,86 м
    Длина кисти руки 5,00 м
    Длина указательного пальца 2,44 м
    Голова от макушки до подбородка 5,26 м
    Ширина лица 3,05 м
    Длина глаза 0,76 м
    Длина носа 1,37 м
    Длина правой руки 12,80 м
    Толщина правой руки 3,66 м
    Толщина талии 10,67 м
    Ширина рта 0,91 м
    Высота таблички 7,19 м
    Ширина таблички 4,14 м
    Толщина таблички 0,61 м
    Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

    Создание статуи

    Идея создания монумента приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ , видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. По словам французскому скульптура Фредерика Огюста Бартольди , она была высказана в беседе с ним в середине 1865 года под впечатлением от победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США . Несмотря на то, что это не было конкретным предложением, идея вдохновила скульптора .

    Репрессивная политическая обстановка времён царствования Наполеона III во Франции не позволяла заниматься осуществлением идеи. В конце 1860-х годов Бартольди на какое-то время сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, напоминающей Колосс Родосский , правителя Египта Исмаила-пашу . Статую первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии (англ. The Light Of Asia ), но в конечном итоге правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для экономики Египта слишком дорогостоящими .

    Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана . Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.

    Создать статую было поручено Бартольди. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица : красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера , создателя и предпринимателя в области швейных машин.

    Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана . Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй . Легенда о поставках меди из России была проверена энтузиастами, но не нашла подтверждения . Кроме того, железные дороги в Уфе и Нижнем Тагиле были проведены позже строительства; соответственно, версия о поставках руды не может рассматриваться серьёзно. Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который должен был стать крупнейшей в мире бетонной конструкцией того времени .

    Ещё до завершения проектных работ Бартольди организовал в мастерской Gaget, Gauthier & Co начало работ по изготовлению правой руки статуи, держащей факел .

    В мае 1876 года Бартольди участвовал в составе французской делегации на Всемирной выставке в Филадельфии и организовал показ многочисленных картин статуи на торжествах в Нью-Йорке, посвящённых этой выставке . Из-за опоздания на регистрацию рука статуи не была включена в каталоги экспонатов выставки, тем не менее она была показана посетителям и произвела сильное впечатление . У посетителей был доступ на балкон факела, откуда они могли любоваться панорамой выставочного комплекса . В репортажах её называли «Колоссальная рука» и «Электрический свет Бартольди» . После окончания выставки рука с факелом была перевезена из Филадельфии в Нью-Йорк и была установлена в Мэдисон-сквере , где простояла несколько лет вплоть до своего временного возвращения во Францию для соединения с остальной частью статуи .

    Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом , с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

    Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете «World» выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

    К августу 1885 года проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом , были решены, и первый камень был заложен 5 августа . Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского (напоминающего каркас Эйфелевой башни) каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.

    Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в , а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

    Национальный памятник - статуя Свободы - официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.

    Статуя как памятник культуры

    Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года , стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

    28 октября 1936 года на 50-летнем юбилее открытия статуи президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь».

    В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокке возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 года, в начале работ по её реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО . 5 июля г. отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного её столетию.

    Статуя и безопасность

    Лестницу на факел закрыли по соображениям безопасности в 1916 году. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесён к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом .

    Статую, в том числе пьедестал и базу, закрыли 29 октября 2011 года, на следующий день после празднования 125-летия статуи, для установки новых лифтов и лестниц. Хотя Статуя Свободы и была закрыта для публики, остров Либерти остается открытым для общественности. Ровно через год после закрытия на ремонт и установки нового сложного эскалатора, с 28 октября 2012 года, открыли полный доступ к статуе вплоть до короны.

    Изображения статуи широко использованы в символике региональных организаций и учреждений США. В штате Нью-Йорк её контур был на номерных знаках транспортных средств между 1986 и 2000 годами . New York Liberty , профессиональный женский баскетбольный клуб, выступающий в Восточной конференции Женской национальной баскетбольной ассоциации , использует имя Статуи в своём названии и её изображение в своей эмблеме, в которой пламя статуи ассоциируется с баскетболом . Голова Свободы изображена на дополнительной форме хоккейного клуба НХЛ New York Rangers начиная с 1997 года . Национальная ассоциация студенческого спорта для эмблемы баскетбольного мужского финала 1996 года использовала символическое изображение статуи . В эмблеме Либертарианской партии США использовано стилизованное изображение факела Свободы .

    Репродукции

    Сотни репродукций экспонируются в самых разных частях мира. Копия размером в четвёртую часть оригинала, переданная городу Парижу Американским обществом, установлена лицом на запад, в сторону главной статуи, на Лебедином острове Сены . Девятиметровая копия, много лет украшавшая верх здания «Liberty Warehouse» на 64-й улице Манхэттена , сейчас экспонируется на территории Бруклинскоог музея . Организация американских скаутов в ходе празднования своего сорокалетия в 1949–1952 годах безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м, различным американским штатам и муниципалитетам .

    См. также

    • Статуя Свободы в Москве (1918-1941).

    Другие высочайшие скульптуры

    Примечания

    1. Статуя Свободы (в Нью-Йорке ).
Похожие публикации