Основные направления современной российской социологии. Фундаментальные вопросы и основные теоретические направления в социологии Какие основные направления существуют в социологии


В настоящее время социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.
1. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и Ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой - собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования, но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм - Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.
В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здраво-мыслов.
2. Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они
понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологи-ческих теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами З. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.
3. Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера. Феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубъективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д. Г. Мид).
4. Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители - М. Хорнхаймер, Т. Адор-но, Хабермас Ю. - работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф, Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсон-са, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты - процессы, которые считаются обычно разрушающими (в этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.

Лекция, реферат. 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.
Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.
Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
приспособление к окружающей среде (адаптация);
определение и достижение целей (целедостижение);
координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.
Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.
В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.
Льюис Козер (р. 1913)- автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.
За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.
Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф(р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества.Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;
4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.
Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.
Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).
Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явлениями процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.
Создателем теории символического интеракционизмасчитается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера(1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.
Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.
Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление,основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.
К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.
Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс(1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour - поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:
принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип
действия, тем выше вероятность его повторения;
принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.
Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Еще по теме 2.8. Основные направления современной социологии:

  1. Направления исследований и отдельные работы в рамках современной немецкой социологии архитектуры. Современные авторы

Характерная черта современной социологии, начиная с начала ХХ века состоит в создании академической социологии, ориентированной на решение познавательных и практических проблем и опирающийся прежде всего на эмпирические факты, на наблюдение окружающейся действительности.

Современную социологию можно разделить на несколько направлений в зависимости от того, как она подходит к решению вопроса о взаимосвязи общества и личности:

  • 1). Общество – это система, которая не сводится к простой сумме индивидов, люди приходят и уходят, а общество остается. Прежде об этом писали Э. Дюркгейм, О. Конт, а в современной социологии данной позиции придерживаются Т. Парсонс (школа структурно-функционального анализа) и Л. Козер, Г. Дарендорф (теория конфликта).
  • 2). Следующий подход, напротив, главное внимание уделяет личности, без объяснения и понимания поведения которой невозможно создать социологическую теорию. Эта традиция связана с именами М. Вебера, А. Щюца (понимающая социология), Г. Блюмера (символический интеракционизм), Н. Лукмана (феноменология), А. Сикурел (этнометодология)
  • 3). Третья точка зрения сосредотачивает внимание на взаимодействии общества и индивида. Главные ее представители Питирим Сорокин и Д. Хоманс, основатель теории действия или обмена.
  • 4). Четвертый подход – марксистский, предполагающий активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

Теперь обрисуем наиболее влиятельные современные течения социологической мысли.

Неопозитивизм или естественно-научное направление в социологии, от позитивизма он отличается тем, что вместо органической системы вводит более абстрактные, математические понятия, не проводится прямых аналогий общества и человеческого организма и из биологии берутся лишь методологические принципы. Главная задача данного направления: поиск механизмов, обеспечивающих стабильность системы.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях:как название школы в социологии, которую основал Т. Парсонс и как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться как изменения всей системы в целом. Т. Парсонс (1902 –1979 г.г.) в своей работе « Социальная система» выделял четыре уровня социальной реальности: социальная система, культура, личность, организм и говорил, что для их функционирования нужно поддерживать ряд условий (поддержание ценностного образа системы, интеграция, адаптация или приспособление и целедостижение). Теория Т. Парсонса ориентирована на достижение социального равновесия в обществе и дает рекомендации по стабилизации системы. Нарушение равновесия означает гибель и дестабилизацию системы. Поддержать равновесие может ориентация деятеля на определенную ситуацию. Нормативные требования делают поведение людей и групп «предначертанными», соответствующими социальным ожиданиям. И всякие отклонения в этом плане влекут за собой изменения и нестабильность. Постепенно образцы поведения превращаются в институциональные нормы, затем правила изменяются и устанавливаются иные нормы. Институционализация по Т. Парсонсу – это процесс, когда общественная потребность начинает осознаваться как социальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Заслуга Т. Парсонса в том, что он создал теорию эволюционного развития общества.

Другой представитель структурного функционализма – Р. Мертон (родился в 1910 году) – с 1957 года президент Американской социологической ассоциации, большое внимание уделяет дисфункциям, рождающим социальные напряжения и противоречия. Под дисфункцией он понимает действия людей, пытающихся провести изменения существующего порядка. Это могут быть различные движения, в том числе и религиозные. Ведь религия не всегда функциональна, часто она несет дисфункцию (особенно яркий пример война католиков и протестантов, Варфоламеевская ночь во Франции, когда –погибли тысячи гугенотов, сторонников Генриха Наварского, убитых по приказу Екатерины Медичи).Р. Мертон выделяет явные функции социальных институтов, записанные в уставах, оглашенные и подконтрольные обществу (от президентской клятвы до конституции) и латентные, то есть скрытые функции, ориентированные на результат, которые осуществляются на самом деле. Например, танец дождя индейцев хопи – неизвестно, пойдет ли дождь, но индейцы вызывают его своим танцем. Формальная и реальная структура институтов в обществе часто различаются и возникающий двойной стандарт отношений и поведения создает условия для широкой вариантности поведения и конфликта «долженствований»: законодательных и жизненных. Состояние институтов является индикатором социальной мобильности системы: общество стабильно, когда функции институтов понятны и неизменны.

Р. Мертон соединил теорию с эмпирическим анализом и « посредником» между ними сделал теории « среднего уровня» - специальные социологические теории по отдельным конкретным областям, обобщающие собранный фактический материал (политическая социология, этнографическая социология, социология труда и управления, города и деревни, образа жизни и т.д. и т. п.). Примером социологического анализа Роберта Мертона является его теория аномии, когда в обществе разлагаются нравственные ценности и воцаряется «вакуум идеалов». Причину аномии он видит в противоречии между стремлением личности к богатству, власти, успеху и теми институтами в обществе, которые лишают людей законно достигнуть своих желаний. Мертон говорит, что такой конфликт присущ всем индустриальным обществам. Наряду с развитием академической социологии, он проводит серию эмпирических исследований в США, в частности по проблемам средств массовых коммуникаций.

Представители конфликтологии (К. Миллс, Л. Козер, Г. Дарендорф и другие) считают конфликт естественным и присущим всем обществам явлением, его можно прогнозировать и предотвратить, а иногда полезно разрешение конфликта и достижение качественно новой ситуации. При помощи конфликта сохраняется солидарность внутри группы, укрепляются межчеловеческие отношения, можно управлять социальными изменениями. Конфликт имеет три стадии развития: манифестация, кристализация и сам конфликт и урегулируется путем переговоров. Очень важной проблемой в связи с этим становится изучение поведения людей в конфликтных ситуациях.

«Понимающая » или феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) обращает внимание на внутренний мир человека, при этом понимание противопоставляется объяснению. Австрийский социолог Альфред Шюц (1899 –1959 г.г.)выделяет три типа понимания: обозначающий (в понятиях, которые уже есть у человека), классический (сопереживание другому) и понимание как умение восстановить ход рассуждений другого человека, сохраняя свой способ мышления. Он исходит из положения, что восприятие реального мира зависит от того, как человек определяет для себя те или иные события. Задача социологии, по его мнению, – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.

В 60-х годах ХХ века в социологии побеждает прикладная эмпирическая ориентация и активно развивается направление, получившее наименование «социальной инженерии». Проблемы, связанные с производством, с рабочими, осуществляющими процесс производства, с внедрением новых технологий выделились в своеобразную индустриальную социологию. Одним из первых представителей этой теории стал американский социолог Элтон Мейо (1880 –1949 г.г.). Самый знаменитый его вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии – это Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго в 1927 –1932 годах. Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к открытию роли –человеческого и группового факторов. Его основные выводы: 1. Человек – существо социальное и включенное в группу; 2. Иерархия подчиненности ограничивает свободу человека; 3. Руководители должны больше ориентироваться на людей, чем на продукцию.[ 82 ]

Автором теории экономического роста стал американский ученый У. Ростоу (родился в 1916 году). До него, в начале ХХ века, эту проблему решали исходя из аналогии с человеческим организмом, австрийский социолог К. Кларк разделил производство на первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающая промышленность) и третичное (торговля и услуги). У. Ростоу предложил 5 этапов развития обществ в зависимости от уровня технологического состояния:1). традиционное общество аграриев, где царит доньютоновский уровень науки; 2). переходный период – создания предпосылок для сдвига (увеличение промышленности, числа предприимчивых людей, появление национализма и централизованных государств); 3). Стадия «сдвига» – время первоначального накопления капитала и промышленных революций (в разных странах протекает по-разному – в Англии в конце ХУ11 века, во Франции и США – в середине Х1Х века, в России в 1890 –1914 годах, в Индии и Китае – середина 50-х годов ХХ века); 4). стадия зрелости –индустриальное общество (научно-техническая революция, рост городов и квалифицированного труда);5). «эра высокого массового потребления», когда главным становится не производство, а потребление и сфера услуг.

Концепция единого индустриального общества была разработана американским исследователем Даниелем Беллом (родился в 1919 году), которых все социальные явления пропустил сквозь призму технологического знания и разделил все общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.В рамках этого направления возникло множество различных течений, отражающих своеобразие развитие капитализма в разных странах. Их можно разделить на две большие группы: либеральные (американская модель развития Белла, Бжезинского, Тоффлера) и радикальные (европейская модель Арона, Турена). Но все они, расходясь в частностях, единодушно сходятся в определении стадий общественного развития: доиндустриальная (время господства сельского хозяйства, церкви и армии), индустриальная (время господства промышленности) и постиндустриальная (где царят знания). Если в индустриальном обществе основной конфликт между трудом и капиталом, то в постиндустриальном – между знанием и некомпетентностью. Главным в таком обществе становится сфера обслуживания и решающим становится не размер собственности, а уровень образования.

Прикладная эмпирическая социология, кроме « социальной инженерии» и теории экономического роста и индустриального общества включала в себя еще и течения логико-математические, основанные на индуктивно-статистическом методе (представители Коэн и Бейлок) и теории действия (Хоманс, Уоллес и Берг), последние видят задачу социологии в описании и объяснении связи между явлениями, в понимании закономерности социального действия, которая во многом определяется биологическим детерминизмом.

Современный эволюционизм ставит своей целью анализ социальной действительности в большом интервале времени. Основоположник современного эволюционизма Уорд Лестер Франк (1841 –1913 .г.), американский социолог, полагал, что главным в социологии является психология, а не биология. Отличие социальной жизни от природных процессов он видел в ее телическом, то есть осознанном характере. По Уорду первичная сила – это природные желания человека (голод, жажда, стремление к продолжению рода), на базе которых формируются более сложные моральные потребности. В качестве основного носителя коллективного «тезиса» Уорд рассматривал государство, возникающее из борьбы рас.

Наряду с вышеназванными направлениями в современной социологии встречаются учения на стыке двух или нескольких направлений, например, соединение функционализма с эволюционизмом наблюдается у П. Сорокина, синтез системного и эволюционного подходов – у К. Маркса.

Итак, мы видим, что развитие социологии как науки было тесно связано с рядом масштабных кризисов, что исследователи общества сталкивались со множеством проблем:

    изменением установок и парадигм (за время существования социологии сменилось три познавательных и четыре предметных парадигмы);

    совершенствованием теоретико-методологических подходов, которых сейчас насчитывается довольно много;

    дифференциацией представлений о предмете исследования, что привело к делению социологии на прикладную и теоретическую.

Рождение самой социологической науки произошло весьма драматически, она родилась в момент кризиса обществовеения, в момент обострения капиталистических отношений в обществе, когда требовалось ответить на многие жизненно важные вопросы и решить, с чего и как начать преобразования в обществе.

Интересную периодизацию социологии предлагает английский социолог М. Элброу , определяя первый этап ее становления как натуралистический (О. Конт называл новую науку социальной физикой, а Г. Спенсер видел в обществе социальный организм).

Второй этап можно назвать классическим, тогда сформировались научные школы и разные теории – социокультурный подход Э. Дюркгейма (Франция), рационализм М. Вебера (Германия), прагматизм микроструктурных исследований Д. Мида (США), цивилизационные циклы А. Тойнби (Англия), теория элит Г. Моска (Италия), генетическая социология М.М. Ковалевского (Россия).

На третьем этапе борьба школ переросла в плодотворное сотрудничество, но мир обществознания раскололся на две системы: конфликтологов (марксистов) и эволюционистов (структурных функционалистов). Социология идеологизировалась и началось противостояние социологических парадигм, война между критиками и защитниками современного капитализма.

Четвертый этап связан с проникновением социологии Запада в азиатский, южноамериканский и африканский регионы, что в свою очередь повлияло на социологов и они как бы « отуземились». В Африке и Латинской Америке в процесс познания социальной реальности часто привлекались неспециалисты, более того, социологи этих стран активно участвовали в процессе демократизации государств третьего мира.

Пятый этап, начавшийся в 90-е годы ХХ века, связан с осознанием глобализации современного мира. Социология вновь переживает кризис, возникают новые теории (« глобальной системы» И. Валлерштайна, «зависимого развития» Ф. Кардозо, «процессуальный образ» социальной реальности П. Штомпка).

Особые потрясения пережила западная социология, играющая в мировом обществоведении первую скрипку. Российский социолог Г.В. Осипов в связи с этим структурирует неопозитивистские традиции в предметной области таким образом: 1. исследование «социальных фактов» (Э. Дюркгейм) – структурный функционализм, теории социальных систем, конфликтологические теории; 2). анализ «социальных дефениций» (М. Вебер) – теории социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология; 3). изучение «социального поведения» (Б. Скинер) – бихевиоризм, теории социального обмена.

Для настоящего периода времени характерно отсутствие господствующей социологической теории, которая объяснила бы происходящие глобальные изменения в мире, неоконсервативная ориентация большинства социологических учений, их связь с политикой. Насущной задачей дня становится необходимость создания новой теории (метатеории). Осознание этого пришло, но осуществление - дело будущего. Ученые поняли, что общество не просто природный объект, оно отличается субъективностью и непредсказуемостью, что изучение общества не может быть объективным в силу заблуждений и предупреждений познающего субъекта и, наконец, исследователь не должен слепо полагать, будто его представления единственно верные и может делать лишь точные наблюдения об изменении социальной реальности. Возникают разнообразные интегральные теории – « структурализации» Э. Гидденса, «многомерной социологии» Д. Александера, « методологического индивидуализма» Р. Будона и другие.

Итак, сегодня необходимо «методологическое отступление» и «теоретическое наступление» в социологической науке, чтобы создать новую глобальную метатеорию общества как мирового социума на основе принципов историзма и многофакторности.

В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма - это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.
Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм - один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50-60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боулдинга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендор-фу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской социологии - наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсо-ном и др.

Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии - необихевиоризм.

Символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие) - одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль.

Теоретико-методологические основы символического интеракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зим-мель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун/ И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Ши-бутани и др.

Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность - на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Теоретическое задание
  • 2. Практическое задание
  • Список литературы

1. Теоретическое задание

1.1 Основные направления социологии

Существует несколько направлений в социологии. Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.

Школа социологии - союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; в) более или менее выраженную формализованность.

Альтернативная социология - леворадикальное направление в социологии, противопоставляющее себя академической и прикладной социологии. Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.

Аналитическая индукция - по Ф. Знанецкому - форма индукции, основанная на интенсивном исследовании особых случаев с целью выявления их сущностных характеристик и перенесения этих характеристик на остальные случаи.

Аналитическая школа - направление в социологии, рассматривающее в качестве основного объекта социологического исследования социальное действие индивида, его индивидуальное сознание, механизмы осмысления и оценки им ситуации, в которой он действует.

Опираясь на метод аналитической индукции, аналитическая школа: а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев).

Биологический детерминизм - биологическое направление в социологии; тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.

Географическая школа в социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.

Естественнонаучная школа в социологии - установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.

Математическая школа в социологии - направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого А. Ципф, Э. Додд и другие считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.

Социальная критика - направление в социологии, главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира.

Социальная критика распространяется на проблемы личности, отчуждения, бюрократизации, дегуманизации труда, преступности, наркомании и т.д.

Социологический радикализм - тенденция в некоторых направлениях социологии, направленная против принципа научности социологического знания.

Сциентизм - течение в социальных науках, ставящее задачей уподобление социальных наук естественным как по методам, так и по функции в обществе.

Формальная социология - направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.

Фрейдизм в широком смысле направления в психиатрии, психологии, социологии, антропологии, объясняющие явления человеческой психики и общественной жизни с помощью учения З. Фрейда.

Чикагская школа в социологии - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи Парка. По Р. Парку в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция.

Школа "интеллектуальной истории" - школа в социологии, ориентирующаяся на изучение социально-экономических, философских, научных, религиозных и других идей, играющих ключевую роль в процессе познания.

Важнейшими направлениями социологии конца XIX - начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, механическое, технократическое, демографическое, географическое, формалистическое и др.

1. Органическое направление наиболее ярко представлено английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Социологическое учение Спенсера носит название "органической теории". Сущность ее: рассмотрение общества как гармонически развивающегося живого организма, который функционирует в силу взаимодействия его составных частей. Идеальным состоянием общества является равновесие. Вся деятельность в обществе должна содействовать сохранению равновесия. Спенсер развивал идею естественного эволюционного развития общества. Поведение людей развивается в направлении к более совершенному приспособлению, отвечающему наилучшему сохранению индивида и вида. В ходе этого приспособления у общества специализируются особые органы - "институты", которые делятся на 3 вида:

1) продолжающие род человечества (брак, семья);

2) распределительные (экономические);

3) регулирующие (религия, политическая система).

Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества - индивида.

В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества

2. Второе направление - психологическое. Данное направление характеризуется тем, что проблемы социального развития рассматриваются с позиций социальной психологии. Наиболее крупными представителями данного направления являются американский социолог Лестер Уорд и француз Габриель Тард. Первоначальной социальной силой, основой всех действий, по Уорду, есть желание. Желания движут миром. Благодаря желаниям человек нарушает существующие законы. В этом виноваты внутренняя природа человека, а с ней ничего не поделаешь. Доказывается неизбежность пороков заключенных не в обществе, а в самом человеке.

По Тарду, источник действия людей - это стремление к изобретению и подражанию. Общество является общностью людей либо подражающих друг другу, либо ищущих образец для подражания. Все это происходит в силу того, что в сознании людей происходят различные процессы, вызванные общением с другими людьми, оказавшими на них психологическое воздействие. Тард провозглашает существование "социального закона подражания".

Объявив "социальный закон подражания" движущей силой истории, Тард отвергает объективные законы развития общества, роль общественного сознания. Он абсолютизировал роль психологического фактора в социальной жизни, ушел от материальных причин общественного развития.

3. Третье направление социологии - эмпирическое. Данное направление получило такое название в силу того, что социологи перешли от чистого академизма к социальной действительности, стали исследовать реальные социальные процессы. Основоположником эмпирического направления является французский социолог Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология не должна быть связана с философией, она призвана накапливать факты, изучать их, добиваться достоверности данных. Исследование фактов поможет исследовать устройство человеческих обществ и основные законы, нарушение которых ведет к разложению общества.

Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал изучение проблемы процветания народов, которую возможно выяснить через исследование семьи.

Говоря о французской школе эмпирической социологии, нельзя обойти такую фигуру, как Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология нуждается в собственной методологии, которую надо разработать. В ходе изучения общественных событий необходимо учитывать специфичность общества, выделяя в нем "социальный факт", который и является предметом социологии. Социологию он называл наукой о социальных фактах.

Разработке этого понятия Дюркгейм уделял много внимания. Под социальным фактом он понимал все, что является продуктом "коллективного сознания", - образ мыслей, действий и чувствований. Социальные факты действуют вне индивида, они вынуждают воспринимать их, являются самостоятельной силой.

В определении "социального факта", данного Дюркгеймом, заключено отрицание его материального источника. "Коллективное представление", "совокупность идей", которые Дюркгейм называет социальными фактами, действительно имеют место. Общественные представления тоже существуют объективно. Но что является их источником? Общественное бытие и нечто другое. Дюркгейм же источник возникновения и существования социальных фактов выводит из общественного сознания. Социальный факт у него равен коллективному сознанию. А как же сознание рабочих, служащих и т.п.?

4. Механическое направление. В идейном отношении оно заимствовало некоторые идеи у древних мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также у представителей естественных наук предыдущих веков, например у Ньютона.

Представителем этого направления является американский социолог Г.К. Керри (1793-1879). В основу социологии он кладет исходное положение механического монизма, согласно которому вся Вселенная имеет одно начало - замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Человек для Керри является общественной молекулой, которая существует в соответствии с законом молекулярной гравитации. Согласно этому закону, люди тянутся к своим близким, следовательно, гравитация в обществе, как и везде в материальном мире, пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию.

Концентрация и разрозненность личности, централизация и децентрализация организации в обществе являются результатом действия центростремительных и центробежных сил, действующих в соответствии с законами механики. Между двумя телами с разными температурами происходит притяжение или отталкивание. То же происходит и между людьми.

Еще более ненаучное механическое толкование процессов общественной жизни дал немецкий химик В. Освальд. Он предложил концепцию энергетической культуры общества. Ее основные положения: каждое общественное явление и каждое историческое изменение есть не что иное, как только изменение энергии. Утверждение культуры есть преобразование природной энергии в управляемую энергию. Чем больше использовалась сумма энергии, которой располагает человек, тем выше уровень культуры.

Человек в представлении Освальда является механизмом, преобразующим различные формы энергии. Общество представляет собой целостность, состоящую из личностей, осуществляющих общую цель, а, следовательно, оно является механизмом, служащим для лучшего использования и превращения энергии.

В обществе, где отношения не урегулированы, имеет место расточительство энергии, а, следовательно, нет прогресса. Прогресс имеет место там, где умело используется энергия, достигается максимальное превращение неуправляемой энергии в управляемую. Целью общества является получение максимума полезной энергии.

Право, государство, торговля, язык - все, что есть в обществе, лишь облегчает процесс превращения неуправляемой энергии в управляемую.

Богатство, деньги - выражение концентрации в обществе полезной энергии.

Как видим, Освальд в своей концепции общественные силы развития заменил техническими.

5. Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т. Веблен (1857-1929), англичанин С. Чейз).

Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом.

6. Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, итальянец Коррадо Гини).

Так, русский социолог М. Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот.

7. Географическое направление (англичанин Г. Бокль (1821-1862)).

Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм.

Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь.

Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.

8. Формалистическая социология. Приверженцы этого направления рассматривали социологические проблемы вне социальной действительности, отвергая объективное содержание категорий и законов (немцы М. Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Теннис (1855-1936), Леопольд дон Визе (1876-1968)).

Макс Вебер - родоначальник немецкой школы - уделял серьезное внимание выработке собственной концепции на социологию, заложил основы так называемой понимающей социологии.

Общая социологическая концепция Вебера выгляди так: предметом социологических исследований являются социальные действия людей; эти действия сознательные; выявить их можно в том случае, если схвачен субъективный смысл, который придают люди своим действиям, для выяснения этого смысла социолог создает "идеальный тип" хода действий и затем, сравнивая реальные действия с идеальным типом, открывает мотивы, ведущие к отклонению реального действия от типа идеального; методика идеальных типов дает возможность выяснить социальные действия через уяснения их смысла.

социология направление школа

Согласно Веберу, никакой объективной детерминации человеческих действий нет, а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом.

Учение об "идеальных типах" явилось исходным для формирования понимающей социологии, которая в истории общества видела лишь идеальные построения, предлагала изучать их как историю "чистой" человеческой мысли. Понять культурные ценности прошлого, писал Вебер, можно, если отбросить все попытки истолковать их в связи с конкретно-исторической обстановкой. Чтобы исследовать культуру, надо "вжиться" в идеи о культуре, проникнуть в их внутреннюю логику и на основе собственной интуиции воспроизвести исторический процесс.

Таким образом, Вебер, заложив основы социологии идейного моделирования социальных явлений, уводил ее от социальной действительности.

Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов. Поэтому их общая черта - натурализм. Второе, что характерно для социологии того времени - это эволюционизм, основы которого были заложены еще Контом. Рассмотрение общественного развития происходило с точки зрения эволюции, но ни в коем случае не с позиций революции.

В-третьих, структурно-функциональный анализ, предложенный Контом и развитый Спенсером, оставался ведущим для анализа общественных явлений. Исторический подход, историзм, как один из важнейших научных методов исследования социальных явлений забывается.

Четвертой чертой социологии рассматриваемого периода является постепенный переход от чистого академизма к практике жизни.

Пятая черта - это господство идеалистической методологии. Психологический принцип решения важнейших социальных проблем является исходным. Господствующая идеологическая философия налагала свой отпечаток на развитие всей социологии.

1.2 Общественный прогресс и социальное развитие

Общественный прогресс - это восхождение, поступательное развитие человечества.

Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни.

Как определить, прогрессивно ли развитие общества на том или ином историческом отрезке? Каковы критерии общественного прогресса? Всегда ли общество развивается по пути прогресса или существует регресс, т.е. движение назад, в обратном направлении? Эти вопросы сложны и ответы на них неоднозначны.

В древнем обществе идея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: "От царства земного к царству небесному". В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие человеческой личности. В конце XX века с появлением глобальных проблем общества, с нарастающим кризисом культуры, с ростом нестабильности в мире, меняются критерии прогресса. Возникает вопрос: по мере развития науки и техники развивается ли человек? Становится ли он добрее, нравственнее, счастливее? В настоящее время понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.

В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм - (лат человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи.

Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.

Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения людей регулировала религия. Новый Завет как памятник христианства отражает главную идею - любовь к ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.

Существует множество взглядов (концепций) на развитие общества, которые объединены в три большие группы:

Концепция однолинейного развития. Представители этой группы считают, что история едина и все народы идут к одной цели, только в разное время. Каждый человек, преследуя свои личные интересы, тем самым, работает на общество, поскольку из результатов каждого слагается общий результат. Развиваясь линейно, общество не стоит на месте. Рост потребностей человека - материальных, социальных и духовных приводит к развитию науки и техники, усложнению производства, улучшению жизненного уровня, развитию социальных связей и самого человека.

В настоящее время наиболее приемлемой считается теория, согласно которой каждое общество проходит следующие стадии однолинейного прогрессивного развития:

Традиционное общество - доиндустриальная ступень исторического развития, охватывает период от зарождения человечества до капитализма. В таком обществе господствует сельское натуральное хозяйство, сословные отношения. Решающую роль в таком обществе играют традиции. Решающую роль в социальной жизни такого общества играют церковь и армия.

Индустриальное общество. Для индустриальной стадии развития общества характерны следующие черты:

- высокий уровень промышленного развития;

- автоматизация производства;

- значительное повышение жизненного уровня.

Постиндустриальное (информационное) общество. Постиндустриальное общество - особая социальная форма, которая рождается в ходе эволюции и преобразования индустриального общества. Оно характеризуется следующими признаками:

- создание экономики услуг;

- преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий;

- огромная роль теоретических знаний как источника нововведений;

- создание новой, интеллектуальной техники.

Концепция многолинейного развития. Сторонники этого направления считают, что общество развивается по своим законам, и у каждого народа есть свой путь развития. Каждый народ имеет свои культурные особенности, и вовсе не обязательно всем народам искать единый путь развития.

Концепция циклического развития. Цикл - это совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение определённого промежутка времени.

Сторонники этого направления считают, что единой истории у человечества нет, народы развиваются из самих себя по законам, присущим природе людей. После прохождения цикла цивилизация приходит в упадок, а затем, через несколько столетий, возрождается снова без какой-либо преемственности с предыдущей.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению. К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса.

Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках "социального равновесия" не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как "подвижное равновесие", которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием "социальное развитие" тесно связано понятие "социальный прогресс". В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества, улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояние населения;

2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном - качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятой показателей благосостояния населения усложняется процесс выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или общества. Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские "борьба за существование" и "выживание наиболее приспособленных". Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции. Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д. В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества - традиционного - к другому - индустриальному), историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.), инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой), ментальное (определение через ментальный сдвиг - особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям), цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации). В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации, коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д. Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация - это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее - кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством. Бюрократизация - становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности. Урбанизация - процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.

2. Практическое задание

1) Закрытая социальная группа, представители которой занимают одинаковое общественное положение, выполняют одинаковые функции в обществе, защищены юридическими законами и нормами, называется:

А. Каста Б. Род В. Сословие Г. Семья Д. Племя Каста (португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов. По индийской конституции (1950) касты равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.

Сословие - понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Племя - группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Ответ: В. Сословие 2) Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленное на удовлетворение фундаментальных потребностей, называется: А. Социальные общности Б. Социальные отношения В. Социальное производство Г. Социальный институт Д. Культура Социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальное производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Культура (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Ответ: Г. Социальный институт 3) Большая вторичная группа, образуемая для достижения определенной цели это:

А. Администрация Б. Семья В. Страта Г. Бюрократия Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления.2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений.3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Страта (stratum от лат.) - слой.

Бюрократия (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. ксЬфпт - господство, власть) - Под этим словом разумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

Ответ: Г. Бюрократия.

4) Связывающим звеном между первичной и вторичной группой является:

А. Бюрократия Б. Харизматическая группа В. Администрация Г. Добровольная группа Бюрократия - организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Харизматическая группа:

1) это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу;

2) это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом поведении.

Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления. 2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений. 3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Ответ: Б. Харизматическая группа 5) Центральная проблема в работах Дюркгейма: А. Социальные конфликты Б. Социальная солидарность В. Социальные институты Г. Социальный порядок Социальные конфликты - центральная тема западногерманского социолога Р. Дарендорфа.

Социальная солидарность - центральная проблема в работах Дюркгейма.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей" функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.

Социальные институты - упоминал А. Сологуб.

Социальный порядок - центральная проблема в “социальной статике”.

Ответ: Б. Социальная солидарность

Список литературы

1. Андрущенко В.М., и др. "Социология" Наука об обществе. Учебное пособие Харьков.

2. Тощенко Ж.Т. "Социология. Общий курс", 2000.

3. Кравченко А.И. "Социология", 2003.

4 Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. М.: "Гордарики" 2011.

5 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие.

6. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6. - C.13 - 16.

7 Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2004. - 134c.

8. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005. - 156c.

10. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

11. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. - 320c.

12. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н.И. Лапин. М. Высш. шк., 2006. 415 с.

13. Тощенко, Ж.Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко.3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.640 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическая школа социологии - субъективно-идеалистическая концепция общества конца 19 века. Знакомство с французским социологом Г. Лебоном. Характеристика школ субъективной социологии. Социологические исследования П. Лаврова. Знание психологии масс.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Истоки социологического знания: от античности до эпохи просвещения. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения теоретической социологии. О. Конт как основоположник позитивной социологии. Г.Спенсер и органическая школа в социологии.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Объект, предмет, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. История становления и развития социологии: становление социологических идей, классическая и марксистская социология. Школы и направления современной социологии.

    курс лекций , добавлен 02.06.2009

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Ознакомление с основами социологии О. Конта. Рассмотрение периода развития науки в Англии и Франции (конца XIX-начала XX вв.). Социологическая традиция Германии: Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. Теория марксизма. Основные школы западной социологии.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Социальные предпосылки возникновения социологии как науки. "Формальная" школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето. Классическая социология начала XX в. Социологическое воззрение О. Конта. Американская социология: основные этапы развития.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Анализ марксистской школы в социологии. Классический этап развития социологии, основные научные концепции и теоретические основы изучения социальных явлений. Методология К. Маркса при анализе проблем общественного труда, теория социального конфликта.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

Похожие публикации