Ликвидирован ли махачкалинский филиал юфу. Студенты филиала юфу в махачкале жалуются на поборы, руководство вуза все отрицает

В 1997 году в городе Махачкале начал работать филиал Южного Федерального Университета. С того времени учреждением было подготовлено свыше полторы тысячи специалистов высшего профессионального образования. Выпускников этого филиала можно встретить среди работников в сфере экономики, правоохранительных органов, детских садов и школ практически любых районов городов Республики Дагестан. Некоторые выпускники предпочли работать в иных субъектах Российской Федерации.

Диплом этого университета является востребованным на рынке труда, а так как на сегодняшний день ЮФУ включил Махачкалинский филиал в план оптимизации филиальной сети, поддерживая его экономически, то контрольные цифры, то есть бюджетные места, для приема абитуриентов в филиале ежегодно увеличиваются. В партнерстве НПК «Русская радиоэлектроника» и ДНЦ РАН осуществляется подготовка специалистов согласно направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная геология», реализуемым в Махачкалинском филиале ЮФУ. Техническая база материально соответствует лицензионным нормам, а уровень остепенённости преподавательско-профессорского состава является очень высоким и достигает показателя в 87%.

Недавно ушедшему в отставку министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову удалось оказать положительное влияние на решение застарелых проблем школьного и вузовского образования на Северном Кавказе. За последние годы в СКФО было ликвидировано несколько вузов, которые имели репутацию торгующих дипломами заведений, а также заметно снизилась коррупционная составляющая при сдаче ЕГЭ. Но эти безусловно полезные меры едва ли оказали влияние на качество и содержание образования, хотя в данном случае Кавказ просто двигался в общероссийском тренде.

Неоднозначный вызов неэффективности

В борьбе за эффективность вузовского образования, которая стала важнейшим мотивом тех четырех лет и трех месяцев, что Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки РФ, Северному Кавказу принадлежало особое место.

Уже первый «ливановский» рейтинг эффективности вузов, предъявленный общественности со стороны Минобрнауки в ноябре 2012 года, продемонстрировал, что СКФО имеет худшие показатели среди всех федеральных округов – неэффективными были признаны 46% кавказских вузов.

Абсолютными аутсайдерами рейтинга стали Чечня и Ингушетия – здесь не было обнаружено ни одного эффективного вуза; недалеко от них ушел и Дагестан, где неэффективными признали четыре из пяти ведущих государственных вузов (в том числе медакадемию, аграрный, педагогический и технический университеты) и 14 филиалов. В число неэффективных вошли и такие известные учебные заведения СКФО, как Карачаево-Черкесский госуниверситет и Кабардино-Балкарская сельхозакадемия.

Первая реакция местных властей на результаты рейтинга Минобрнауки продемонстрировала, что ликвидировать неэффективных кавалерийским натиском явно не получится.

Дмитрий Ливанов. Фото: ntv.ru

Например, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров решительно вступился за единственный в республике классический Ингушский госуниверситет, заявив, что ни при каких условиях не допустит его закрытия, хотя и признал, что качество образования в нем нужно повышать. Тем не менее в ноябре 2012 года стало известно, что в Ингушетии будет закрыт филиал Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), который, как признала его ректор Алина Левитская, «не оправдал ожиданий».

Но на том, в сущности, поначалу дело и кончилось – массовой ликвидации кавказских вузов и филиалов сразу после публикации пресловутого рейтинга эффективности не произошло. Но уже вскоре у Дмитрия Ливанова на Кавказе появился весьма авторитетный союзник – новый глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, сам в недавнем прошлом маститый деятель науки.

Вскоре после назначения Абдулатипова руководителем Дагестана в феврале 2013 года первые лица республики стали регулярно выдвигать инициативы по сокращению числа местных вузов.

Рамазан Абдулатипов. Фото: Коммерсантъ

Например, руководитель дагестанского исполкома «Единой России» Марина Абрамкина заявила о планах партийцев ходатайствовать в федеральном центре о лишении лицензии 80% филиалов вузов в республике (всего их на тот момент насчитывалось 130 штук). А затем на стороне закручивания гаек выступила прокуратура Дагестана, обратившаяся в Рособрнадзор с требованием закрыть 34 местных вуза.

«Выявлены 62 филиала вузов, которые на самом деле являются будками по выдаче дипломов. Направлено ходатайство в Рособрнадзор оставить только семь филиалов, все остальные должны закрыться. Они портят наших детей, мы получаем дипломы, но не специалистов», – заявил Рамазан Абдулатипов в ноябре 2013 года, поддержав позицию прокуратуры.

Спустя всего несколько месяцев «поголовье» дагестанских вузов стало сокращаться – в частности, лишились лицензий Дагестанский институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры и Махачкалинский филиал Социально-педагогического института, а Махачкалинский филиал Современной гуманитарной академии подал заявление о добровольном аннулировании лицензии.

Другие дагестанские вузы также оказались под прицелом контролирующих органов – например, в октябре 2013 года был отстранен от работы ректор местной медицинской академии Абдурахман Османов после того, как прокуратура установила, что дипломы в этом учебном заведении выдавались на основании ректорского приказа.

«Чистка» затронула и некоторые религиозные вузы Дагестана – Институт имени Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова и Исламский университет имени шейха Абдуллы Эфенди.

Угроза закрытия пару лет назад нависла также над Институтом теологии и международных отношений, у истоков которого стоял покойный шейх Саид-афанди Чиркейский, погибший в результате теракта в августе 2012 года. Но этому вузу удалось отстоять свое право на существование, хотя и под новым названием – Дагестанский гуманитарный институт. Месяц назад он получил государственную аккредитацию Рособрнадзора.

Одним Дагестаном кампания по борьбе с неэффективными вузами на Кавказе не ограничилась, хотя с некоторых пор само слово «неэффективность» в рейтинге Минобрнауки не употребляется.

За последнее время сошли с дистанции такие заведения, как Ставропольский университет (бывший Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт), Кабардино-Балкарский институт бизнеса, Институт экономики и правоведения в Ингушетии, Кисловодский институт экономики и права. Продолжилось и закрытие филиалов – такая судьба постигла Минераловодский филиал Московского института предпринимательства и права, Светлоградский филиал Института дружбы народов Кавказа, Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института и др.

В ряде случаев закрытие учебных заведений приобретало скандальный характер, как это произошло с филиалом Южного федерального университета (ЮФУ) в Железноводске. Первоначально он представлял собой самостоятельный вуз – Высшую школу дизайна, которая была первым в России негосударственным вузом по данному профилю образования.

Затем железноводская «вышка» влилась в состав Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, которая, в свою очередь, в 2006 году была включена в состав ЮФУ. Несмотря на статус филиала, она считалась одним из самых передовых творческих вузов Северного Кавказа с собственными традициями и оригинальными проектами (например, художественный фестиваль «Феродиз»).

При новом ректоре ЮФУ Марине Боровской, типичном выдвиженце эпохи Дмитрия Ливанова, этот университет стал одним из наиболее ревностных проводников образовательных «инноваций», проистекавших из недр Минобрнауки. Закрытие Железноводского филиала ЮФУ как раз и стало характерным примером того, как эти инновации осуществлялись на практике: формальным поводом для прекращения деятельности филиала стало нарушение в организации его медкабинета.

В процессе закрытия, от которого филиал отбивался два года, неоднократно говорилось о том, что истинным поводом является его крайне привлекательное расположение – в здании бывшего санатория в курортной зоне Железноводска. Об этом неоднократно писали различные СМИ, преподаватели и студенты филиала направляли обращения в различные инстанции, включая прокуратуру, но руководство ЮФУ поступило в полном соответствии с традициями Минобрнауки при Дмитрии Ливанове: приняло административное решение о закрытии вопреки общественному мнению.

ЕГЭ без кавказского акцента

Не менее значимым направлением работы органов управления образованием на Северном Кавказе при Дмитрии Ливанове стала борьба с коррупцией при проведении ЕГЭ. Самым нашумевшим эпизодом здесь стал суд над министром образования Карачаево-Черкесии Борисом Спиридоновым, который в июле 2013 года был задержан за вымогательство взятки с родителей выпускников, которым было обещано помочь в сдаче ЕГЭ за «умеренную мзду» – тысяча рублей за один балл.

Карачаево-Черкесия и до этого отмечалась ЕГЭ-скандалами – например, в 2010 году тогдашний глава республики Борис Эбзеев уволил министра образования Ирину Шаповалову за завышенные средние баллы по результатам экзамена. Однако в случае Спиридонова санкции решили «врубить по полной» – пойманный за руку министр получил восемь лет колонии строгого режима.

Но главным фронтом работ по повышению прозрачности в сдаче ЕГЭ вновь стал Дагестан, возглавивший список российских регионов по количеству нарушений во время проведения экзамена в 2013 году (было зафиксировано 222 нарушения из 863 в целом по России).

На момент назначения главой Минобрнауки Дмитрия Ливанова здесь сложилась практика так называемого ЕГЭ-туризма. Эта «образовательная технология» имела несколько вариантов: либо незадолго до экзамена городские выпускники переводились в сельские школы, либо в республику приезжали для сдачи экзамена выпускники из других регионов. Результат и в том, и в другом случае был неизменным – нужное количество баллов.

Уже в 2014 году в Дагестане был принят ряд мер по сокращению количества нарушений. Как сообщил на одном из селекторных совещаний Рамазан Абдулатипов, была проведена полная замена председателей экзаменационных комиссий, а главы предметных комиссий сменились на 80%. Кроме того, были обеспечены видеонаблюдением помещения для сдачи ЕГЭ, а само количество пунктов сдачи заметно сократилось.

На недавнем совещании в Махачкале министр образования Дагестана Шахабас Шахов заявил, что за последние несколько лет в результате проведенных в республике профилактических мер масштабы ЕГЭ-туризма резко сократились. По его словам, если в 2013 году в Дагестан перед сдачей ЕГЭ прибыло 1200 выпускников, то в нынешнем году – всего 24, и все по объективным причинам.

Серьезная работа с участием первых лиц была проведена и в Ингушетии, где в 2014 году проведение ЕГЭ взял на личный контроль глава республики Юнус-Бек Евкуров, отстранивший от должностей руководителей экзаменационных комиссий в Магасе и Карабулаке.

При этом власти республики заранее признали, что усиление контроля приведет к снижению средних баллов, что и произошло в Ингушетии в 2014 году практически по всем предметам. Тем не менее год назад Евкуров за работу над повышением прозрачности ЕГЭ был удостоен персональной благодарности Дмитрия Ливанова.

Однако несомненные достижения в сфере борьбы с коррупцией при проведении ЕГЭ неспособны повлиять на качество школьного образования, которое на Северном Кавказе остается в целом невысоким. В том же Дагестане средний балл ЕГЭ по русскому языку составил всего 51 (хотя раньше было еще меньше) – для сравнения, по России в целом год назад этот показатель был равен 65,9 балла.

Крайне негативно на общем уровне образования в СКФО сказывается ликвидация так называемых некомплектных школ, прежде всего в горных селах, где школа всегда выполняла не только свои прямые задачи, но и была центром культурной жизни и вообще оплотом цивилизации. В Дагестане, например, в этом году решено объединить около 80 малокомплектных школ с «крупными образовательными центрами», куда детей из малонаселенных территорий будут доставлять автобусами.

Чиновники в данном случае мыслят плоскими экономическими категориями, объявляя малокомплектные школы нерентабельными, но их ликвидация фактически ставит под вопрос сам уклад жизни в горных территориях, которые те же чиновники настоятельно призывают развивать. Хотя винить в этом исключительно кавказское начальство едва ли справедливо – оно лишь выполняет генеральную линию федерального Минобрнауки, которое в эпоху Дмитрия Ливанова стало настоящим оплотом бюрократического деспотизма в области, требующей совершенно иных подходов.

КАВПОЛИТ приводит ряд комментариев экспертов и работников научно-образовательной сферы о том, как повлияла работа Дмитрия Ливанова на состояние образования на Северном Кавказе.

Юрий Мирзоев, генеральный директор Национальной юридической компании «Митра»:

По общему мнению специалистов нашей компании, юридическое образование в СКФО не развивается, в лучшем случае – стоит на месте. Очень трудно найти выпускников вузов СКФО и даже ЮФО, которые бы обладали хорошей теоретической подготовкой. Единственным положительным моментом в деятельности Минобрнауки видится закрытие части филиалов вузов, которые просто штампуют дипломы.

Для улучшения качества юридического образования необходимо поднимать зарплату и престиж профессии преподавателя, внедрить проверку дипломов студентов на плагиат, ввести различные стипендии (причем весомые по денежному наполнению) для лучших студентов и рассказывать о лучших преподавателях и студентах в СМИ.

Кроме того, требуется разработать и вести прозрачный рейтинг лучших вузов СКФО, а также лучших выпускников и лучших преподавателей. Надо постараться ради того, чтобы на Кавказе звание лучшего преподавателя года было так же престижно (в том числе и материальном плане), как звание чемпиона России по борьбе. И тогда, может быть, ключевые должности в республиках СКФО будут занимать не спортсмены, а ученые.

Саид Ниналалов, научный сотрудник Института проблем геотермии Дагестанского научного центра РАН:

ЕГЭ и болонская система – это шаг к уничтожению образования. Но то, что с 2014 года в Дагестане практически отсутствуют способы списать на ЕГЭ, – положительный фактор. Во-первых, дети хотя бы занимаются с репетиторами и что-то осваивают, а во-вторых, мы видим реальную картину, то есть знаем, что дагестанские школы дают в среднем на 10-15% баллы ниже, чем по всей России. Десятков «стобальников» по русскому языку в горных районах теперь нет, а те, кто все-таки получает сто баллов, зарабатывают их реально.

Сокращение филиалов вузов – инициатива Дмитрия Ливанова, поддержанная главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, – это очень хороший шаг: стало гораздо меньше «левых» филиалов. Но одновременно произошло появление теологии как науки и активное внедрение ее в школы, исчезновение астрономии, отказ от классической советской системы распределения часов – все это большие минусы.

Сокращение малокомплектных школ – катастрофа для многих маленьких сел Дагестана. Жизнь вертелась вокруг этих школ, а теперь, когда дети вынуждены ездить учиться далеко от дома или просто жить и учиться в интернате, родители стремятся переехать туда вместе с детьми.

С наукой ситуация вообще ужасная. Мы занимаемся не наукой, а отчетностью – десятки сайтов, на которые надо выставлять контрольные цифры, причем один сайт в отчет за 2015 год требует информацию за 2011-2015 годы, другой в отчете за 2015 год просит ту же информацию, но за 2010-2014 годы и так далее.

ФАНО требует от научных учреждений планировать количество статей в рецензируемых журналах таким образом, чтобы в следующем году оно было ненамного выше, чем в текущем году. Намного выше нельзя, ниже вообще недопустимо. Точно так же планируется количество молодых ученых и прочие показатели.

Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «ФОК»:

На Северном Кавказе основным результатом реформы высшего образования стало создание Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Но пока эффективность этого действия сложно оценивать.

В первое время усилия руководства объединенного вуза были сконцентрированы на решении организационных вопросов и освоении дополнительно выделенных федеральных средств. Заметного влияния на качество выпускников и место в рейтинге университетов это пока не оказало. Но, возможно, прошло еще слишком мало времени. Тем не менее отдельные локальные улучшения уже видны. Например, усилилась работа по подготовке специалистов в туристической сфере, достаточно значимой для региона.

Другие кавказские вузы были слабо затронуты процессом реформирования. Многие неэффективные вузы не закрывались по политическим причинам. Относительно сильные региональные университеты также продолжали жить своей жизнью, так как даже они не могли серьезно претендовать на участие масштабных проектах Минобрнауки по выращиванию вузов-лидеров, то есть в создании национальных исследовательских университетов, в поддержке претендентов на продвижение в мировых рейтингах и т.д.

Новому министру целесообразно сконцентрировать усилия на достижении прорывных результатов СКФУ, ради которых и формировался объединенный университет. В случае успеха вуз сможет стать магнитом, удерживающим в регионе существенную часть талантливых выпускников школ, а также привлекающим выдающихся преподавателей и ученых.

Возможно, что ради этого необходимо будет доработать программу развития СКФУ, поставить ему более амбициозные и жесткие целевые показатели.

Что касается остальных кавказских вузов, то тут главной задачей должна быть концентрация усилий на подготовке по узким специальностям, востребованным в каждой конкретной республике. Это могут быть квалифицированные кадры среднего звена для агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, туризма и т.д.

«Штамповка» безликих экономистов и юристов, не работающих по специальности и часто уезжающих из региона, должна быть максимально сокращена.

Слухи о том, что Новошахтинскому филиалу ЮФУ грозит ликвидация, беспочвенны. Вуз живёт полной жизнью и 16 марта, в областной день профориентации, проведёт День открыгты1х дверей. О филиале и его ближайших планах наше интервью с его директором Лидией Ивановной Пилипенко.

Семнадцать лет в Ново-шахтинске успешно готовит специалистов социальноэкономической сферы филиал Южного федерального университета. Что стало причиной открытия филиала крупного вуза в небольшом шахтёрском городе?

Открытию предшествовала ликвидация шахт. А так как Ново-шахтинск был моногородом, где работали только угольные предприятия и бюджетные учреждения, ему требовались специалисты, которые развивали бы его многофункциональную экономику. За годы нашего существования кадры, которые мы выпустили, значительно помогли развитию города, пополнив его организации и предприятия молодыми специалистами с высшим образованием.

1500 специалистов за 17 лет выпустил филиал ЮФУ в Новошахтин-ске. 60 процентов из них работают в городе.

Сейчас наш филиал оснащён всем необходимым не хуже, чем головной вуз: современные корпуса, интерактивное оборудование аудиторий, лингафонные кабинеты, актуальная учебная и методическая литература, прекрасная столовая. Наши студенты ничем не обделены. Библиотека у нас и на бумажных носителях, и в электронном виде. Студентам доступны две трети всемирных электронных ресурсов. Мы выписываем 27 периодических изданий. У нас такие же возможности, как и в Южном федеральном университете. Выпускники получают такой же диплом, как и в головном вузе. По окончании бакалавриата можно поступить в магистратуру ЮФУ или любого другого вуза страны и расширить го.ризонты своей профессии. И эту возможность активно используют наши выпускники.

28 выпускников Ново-шахтинского филиала ЮФУ стали предпринимателями.

- Сколько бюджетных мест предусмотрено в филиале на будущий год?

По информатике и вычислительной технике и прикладной информатике по десять бюджетных мест, на направление «менеджмент» шесть мест на очную форму обучения и семь - на заочную. Кроме того, выделены места и на платной основе, в том числе и на педагогическое направление.

Реформа высшего образования затронула многие вузы. Кто-то не получил аккредитацию, где-то закрыли филиал. Что ждёт наш филиал и почему по городу поползли слухи о том, что вуз скоро закроется?

Скорее всего, слухи были вызваны тем, что наш филиал почти три месяца проверяла комиссия Рособрнадзора. Причём о документарной проверке мы узнали в день, когда она уже началась. В течение рабочей недели мы подготовили и отправили 19 тысяч листов заверенных копий различных документов. Результаты проверки мы узнали во второй половине февраля. Никаких существенных нарушений не выявлено. Одновременно с нами проверяли Махачкалинский филиал ЮФУ - в нём прекращена образовательная деятельность. Может, поэтому заговорили о нашем закрытии? Но мы успешно прошли проверку и продолжаем работать в полную силу.

- Наверное, непросто было привлечь кадры в небольшой город, как Вы с этим справились?

Отличительная особенность филиала в том, что многие его преподаватели подготовлены в аспирантуре ЮФУ. Среди них есть и наши выпускники, например, Наталья Николаевна Вакула. Большинство защитились, получили учёные степени и учёные звания и успешно работают в филиале. Одновременно привлекаем преподавателей университета и других вузов.

Педагогическое направление мы открыли только три года назад, поэтому большинство преподавателей приглашены из Академии психологии и педагогики ЮФУ. В этом году мы внедряем сетевую форму обучения: наши студенты теперь выезжают в университет и обучаются там модуль или семестр. Это сделано для того, чтобы они почувствовали атмосферу большого вуза, побывали на лекциях ведущих учёных, поучаствовали в проектах университета. На время учёбы в ЮФУ студенты обеспечиваются комфортными общежитиями квартирного типа.

- Как студенты оценивают качество организации учебного процесса в головном вузе и филиале?

В качестве организации учебного процесса они не увидели большой разницы и даже отметили, что получить баллы, которые учитываются при допуске к экзамену (а у нас действует балльнорейтинговая система), в филиале проще. Группы меньше - и студенты имеют возможность отвечать на каждом семинарском занятии. В головном же вузе при таком большом количестве студентов нужно ещё успеть ответить.

- Студенты филиала получают такую же стипендию, как и в головном вузе?

Конечно. За достижения в учебной, научной, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности они могут получать дополнительную повышенную академическую стипендию, которая назначается на каждые полгода. В среднем выходит по 12-15 тысяч рублей в месяц. У каждого студента есть свой личный электронный кабинет, куда он заносит все свои достижения: награды, грамоты, поощрения. Специальная комиссия проводит конкурс и по его итогам выбирает лучших. Такая система у нас работает уже третий год. Она очень эффективна. Студенты из малообеспеченных семей могут оформить также социальную стипендию, а на первом и втором курсах получать повышенную социальную стипендию - 8 500 рублей в месяц. Немалые средства выделяются и на поощрение самых активных и талантливых.

- Удаётся ли Вам набирать необходимое количество студентов?

Условия приёма в филиал такие же, как и в университете. Особенность заключается в том, что ЮФУ установил минимальное количество баллов по ЕГЭ, с которыми могут быть приняты документы: например, чтобы сдать документы на «менеджмент», у абитуриента должно быть не меньше 60 баллов по русскому языку, 50 по математике и 60 по обществознанию. Но дело в том, что не каждый школьник может получить такие баллы. А с другими результатами, даже на 1 балл меньшими, документы не примут. По информатике ЕГЭ у нас сдают единицы и получают невысокие баллы, а требования при поступлении очень высоки. Когда не было установленных баллов по каждому предмету, а учитывалось их общее количество, университет набирал более качественных абитуриентов, чем сейчас. Это не только моё мнение - так думает большинство педагогов нашего вуза. Из-за этого на треть сократилось количество студентов в ЮФУ: было 45 тысяч, а стало 28.

- Если с информатикой такие проблемы, как же Вы набираете студентов?

К нам поступают выпускники колледжей и техникумов. В этом случае абитуриенты сдают экзамены, а не ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам это право не дано. Экзамен сдать проще даже психологически. Поступают студенты из Украины, их у нас до 65 процентов от общей численности очной формы обучения. Украинцы тоже сдают вступительные испытания. По закону они поступают на бюджет, как соотечественники, впрочем, как и дети из других стран СНГ. Соотечественники - это люди, родившиеся в СССР, их дети и внуки.

- Что планируется в филиале в День открытых дверей?

16 марта в 14.00 мы приглашаем выпускников школ, колледжей, техникумов на День профориентации. Познакомим с нашим вузом, с направлениями подготовки, с особенностями поступления в 2017 году, проведём интерактивную викторину «Кандидат в студенты ЮФУ», которая позволить абитуриентам проверить свою готовность к поступлению в вуз.

- Как Вы оцениваете реформы, которые начинает новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева?

Начало её деятельности вызывает оптимизм. Радует, что она говорит о наполняемости образовательных стандартов. Если в 2000 году стандарты были чётко прописаны и мы только обеспечивали их качественную реализацию и понимали, какого уровня специалиста нужно подготовить, то за последние три года по одному и тому же направлению поменяли три стандарта. В Министерстве образования и науки считают, что они таким образом улучшают их, а на самом деле выхолащивают. Порадовало, что не будут потоком закрывать вузы и филиалы, а в каждом конкретном случае должно быть обоснованное и обдуманное решение. Импонирует её отношение к педагогическим кадрам.

Сейчас часто приходится слышать, что уровень подготовки абитуриентов с каждым годом падает. Вы ощущаете это на своих студентах?

Качество абитуриентов оставляет желать лучшего. Когда на первый курс приходят с высокими баллами ЕГЭ, а на самом деле не все могут освоить учебный план, это огорчает. Мне думается, что новые подходы к обучению в школе и сдаче выпускных экзаменов позволят повысить качество знаний школьников.

- Что нужно сделать в городе, чтобы поднять профессиональное образование на более высокий уровень?

Убеждена в том, что для этого нужно создать систему непрерывного образования и профориентационной работы. В городе есть возможности для создания такой системы: три техникума, филиал колледжа, вуз. Работа в этом направлении уже ведётся. Это позволит выпускникам средних профессиональных учебных заведений получить высшее образование в сокращённые сроки, не выезжая за пределы Новошахтинска.


Руководство ЮФУ экстренно приняло решение ликвидировать Железноводский филиал — единственный, где готовили дизайнеров и архитекторов. Подавляющее большинство ребят переехать для продолжения учебы с Кавминвод в Ростов не могут. Значит, регион потеряет несколько десятков талантливых, творческих личностей. Кому и зачем было нужно ликвидировать успешный филиал, разбирался «СП-Юг».

Почему студенты требуют отставки ректора

«СП-Юг» уже рассказывал о том, что в Южном федеральном университете нарастает протест студентов и преподавателей против сокращения педагогического состава. Четвертого февраля состоялась акция в формате собрания на ступенях здания «КП», где в этот момент проходила пресс-конференция ректора Марины Боровской . На эту акцию собралось около сорока человек, которые после окончания брифинга обступили ректора и около часа задавали ей вопросы.

Тем временем в интернете появилось «Открытое письмо» преподавателей на имя министра образования Дмитрия Ливанова с требованием отставки ректора и проведения внеплановой комплексной проверки вуза. Подписанты письма также требуют максимального расширения студенческого самоуправления продлить трудовой договор с преподавателями, не прошедшими по конкурсу на замещение должностей, до проведения следующего кадрового конкурса.

В качестве примера авторы письма приводят Академию архитектуры и искусств ЮФУ, где для почти 50 действующих преподавателей, у которых закончились контракты, выделено всего 8,6 ставок. Между тем, единственный «творческий» филиал Южного университета — в Железноводске (Ставропольский край) — сегодня и вовсе оказался под угрозой закрытия. На сайте онлайн-петиций «Change.org» запущено голосование с требованием не закрывать филиал, поддержали которое уже почти 1200 человек.

Филиал Южного университета появился на образовательной карте еще в 1998 году как Высшая школа дизайна: это было первое в России негосударственное учебное учреждение, где готовили дизайнеров. В 2004 году школа стала филиалом Ростовской государственной академии архитектуры и искусства (РГАИИ), которая, в свою очередь, в 2006 году вошла в состав ЮФУ.

О предстоящем закрытии студенты и преподаватели узнали еще 6 ноября, когда в администрацию филиала пришло распоряжение, подписанное накануне проректором по учебной работе и развитию молодежных программ Южного университета Владимиром Кириком , о закрытии учебного заведения. Разумеется, учащиеся организовали коллективный протест: создали несколько групп в социальных сетях, организовали сбор подписей под онлайн-петицией… Но, к сожалению, административная машина ЮФУ оказалась неумолимой.

«Секретное» распоряжение Рособрнадзора

21 декабря замглавы Рособрнадзора Александр Бисеров подписал распоряжение № 3820−60 о прекращении действия лицензии Железноводского филиала Южного федерального университета. Она была выдана еще в 2011 году и действовала в отношении четырех программ высшего образования: «Дизайн», «Архитектура», «Искусство интерьера», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В качестве обоснования в приказе было оказано не какие-либо нарушение, а банальное «прекращение лицензиатом образовательной деятельности». Проще сказать, решение было принято в ректорате вуза. Что ростовским начальникам проблемы далекого филиала (находящегося, напомним, в другом федеральном округе).

Не удалось достучаться и до членов наблюдательного совета ЮФУ, среди которых, пожалуй, лишь единственный человек, искренне болеющий за творческие профессии — это президент Российской академии художеств Зураб Церетели . Остальные — федеральные и ростовские чиновники (например, донской губернатор Василий Голубев или замминистра образования и науки России Александр Повалко ). Ну что им какой-то там филиал, где учится сто студентов…

Любопытно, что на официальном сайте Рособрнадзора копии подписанного Бисеровым распоряжения почему-то нет. Как нет и решения Ученого совета университета от 30 октября, на котором якобы и было принято решение о закрытии железноводского филиала (решение о ликвидации иного филиала, в Кизляре, принятое на том же заседании, на сайте есть).

К чему такая таинственность?! Кстати, сами студенты и преподаватели узнали о распоряжении Бисерова уже после новогодних праздников, вернувшись с законных каникул.

Да как узнали! 15 января проректор по организации научной и проектно-инновационной деятельности Южного университета Инна Шевченко подписала приказ о ликвидации филиала. И вот что он предусматривает.

Во-первых, должны были быть подготовлены документы на перевод студентов в Академию архитектуры и туризма «головного» университета — то есть, фактически, им предлагали бросить все и рвануть из Железноводска в другой федеральный округ, в Ростов-на-Дону. Причем сроку на перевод давали всего десять дней (из них лишь пять рабочих) — до 25 января. Просто иезуитство какое-то, возмущаются студенты в соцсетях.

Во-вторых, работникам филиала должна быть предложена иная работа (естественно, не только в самом университете, хотя и в соответствие с их квалификацией), а информацию о высвобождении кадров — представлена в кадровое управление ЮФУ. Показательно, что последний конкурс на замещение преподавательских должностей прошел здесь летом 2015 года — в преддверии нового учебного. Трудится здесь почти сорок человек…

В-третьих, директор филиала Ольга Ковалева должна была в кратчайшие сроки завершить все расчеты с контрагентами филиала и сдать в архив все документы. Почему на все это было отведено так мало времени, непонятно.

Проректор обещал спасти вуз… и не спас

Зачем спешил вуз с ликвидацией филиала, который вдруг остро оказался ему не просто лишним, но и словно бы «вредным»?! При этом, правда, Ольга Ковалева обязана была предоставить в ректорат ЮФУ некие предложения о дальнейшем развитии филиала. Но что тут уже развивать-то на пепелище?!

Стоит напомнить, что Железноводский филиал ЮФУ был (как ни больно употреблять это слово в прошедшем времени) единственным учебным заведением на Кавминводах, где готовят архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства.

7 декабря проректор Южного университета по методической работе Гульнара Ломакина направила письмо студентам филиала. Копию — помощнику полпреда президента на Северном Кавказе Алексею Семенову . Проректор от имени руководства вуза уведомляет, что филиал ликвидировать не будут. Более того, якобы он будет как и прежде представлять интересы ЮФУ на Северном Кавказе: тут, мол, будут реализовываться программы дополнительного образования (в том числе по целевым договорам с предприятиями) и проводиться культурно-массовые мероприятия, а также практика студентов ЮФУ. Но, как оказалось, это всего лишь отговорки.

А вот о мероприятиях проректор вспомнила не зря. Когда решение о ликвидации уже было принято, студенты филиала продолжали участвовать в творческих смотрах на Кавминводах. Только за последние полтора месяца: фестиваль «Гнездо ремесел» в Ессентуках, выставки «Мастерство и вдохновение» в Пятигорском краеведческом музее и «Народные художественные промыслы» в кисловодском музее «Крепость»…

…К слову, на заседании Ученого совета 18 декабря было принято решение о ликвидации Волгодонского института экономики, управления и права — филиала Южного федерального университета (восемь специальностей высшего образования). Он войдет в состав Донского государственного технического университета (ДГТУ).

Возможно, следующий в очереди на ликвидацию — филиал в Махачкале (семь специальностей высшего образования): вопрос о тяжелой финансовой ситуации в этом учреждении рассматривался на Ученом совете университета 26 января. Всего их из первоначально существовавших 19 филиалов ЮФУ пока остаются работать только четыре, да и то ненадолго (в Геленджике, Кизляре, Новошахтинске и селе Учкекен). В разные годы были ликвидированы еще два, действовавших за пределами федерального округа, — в Георгиевске и Черкесске.

Похожие публикации