Косовское поле. Где находится косово

Военные действия на Балканах наносят серьезный удар по мировому туризму. Резко сократилось число людей, желающих провести свои летние отпуска на курортах Южной Европы.

Практически парализована вся туристическая инфраструктура в самой Югославии, где не действует ни один гражданский аэропорт, разрушены почти все железнодорожные мосты, многие автомобильные магистрали и другие коммуникации, нарушена телефонная связь. Бомбы и ракеты не щадят и традиционные объекты туристического показа — старинные монастыри, замки, музеи. Огромные убытки несут курорты адриатического побережья Черногории.

Кажется, что все события последнего времени отошли на задний план по сравнению с войной, которую ведут государства — члены НАТО — против Югославии. И во всех сообщениях присутствуют Косово, колыбель сербской государственности, албанцы. Слова вроде бы все понятные, но вызывающие вопросы: что такое Косово? Откуда там взялись албанцы? Кто они такие — мусульманские фанатики? Или сепаратисты?

Сначала дадим слово последнему изданию Большой Советской Энциклопедии. Издание, правда, 1973 года, но после него других не было. Во всяком случае, географическое положение и краткий исторический очерк даны здесь беспристрастно.

Косово, — говорится в БСЭ, — автономный край в составе Социалистической Республики Сербия. (Само собой, тогда — в составе Федеративной Югославии, от которой не откололись еще ни Хорватия, ни Словения, ни Македония, ни Босния-Герцоговина. — Ред.) Площадь — 10,9 тыс. кв. км. Столица — г. Приштина. Большую часть края составляют котловины Косово и Метохия.

В VIII — XII вв. территория Косова составляла центральную часть государства Рашки, затем Сербского государства. Город Печ стал центром архиепископии (с 1346 г. — патриархии). В XV веке Косово вошло в состав Османской империи. В XVI — XVIII вв. здесь вспыхивают антитурецкие восстания, жестоко подавляемые турками, и, вследствие этого, — массовая эмиграция сербов и колонизация албанцами.

В 1913 году Косово поделено между Сербией и Черногорией, а в 1918-м вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии. — Ред.) В 1944 году освобождено от фашистской оккупации Народно-освободительной армией Югославии и Народно-освободительной армией Албании.

Обратите внимание: вместе. В то время коммунистические руководители обеих стран — Иосип Броз Тито и Энвер Ходжа еще не воспылали друг к другу смертельной ненавистью, как через пару лет, когда Тито противопоставил себя Сталину, а Ходжа до конца остался его приверженцем. И в край, где албанцы и так составляли крупнейшую группу населения, хлынули несогласные с Ходжей его подданные. Тито охотно пускал их селиться: в полном соответствии с марксистской фразеологией он видел основную угрозу в «сербском шовинизме». Угрозу для единой Югославии, где у всех будет одна национальность — «югослав», одна для сербов, хорватов, словенцев — и косовских албанцев. То, что сам Тито был хорват и католик (в юности), не сыграло тут ни малейшей роли: он был интернационалист в коминтерновском смысле слова, со всем тем положительным и, увы, отрицательным, что интернационализм с собой приносит.

«В 1945 — 63 гг. Косово стало автономной областью, а в 1963 — 69-м автономным краем Косово и Метохией», — завершает Энциклопедия.

А между тем положение в автономном крае, где сербы стали составлять уже меньшинство, не могло не затронуть их глубокие национальные чувства.

Продолжим розыски и процитируем статью о Косовом Поле из старинной — и высококвалифицированной! — энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1898 года издания (слегка сократив ее и откорректировав, естественно, орфографию).

«Косово Поле представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией. Прежде Косово Поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из северо-западных областей Задунайского полуострова с войсками из юго-восточных областей его. Таковы, например, битвы 1073 г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; 1170 г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; 1389 г., когда пало сербское царство; 1403 г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; 1448 г. — поражение Гуниада (венгерский полководец
Хуняди Янош. Ред.) турками; 1689 г. — австрийский полководец Пикколомини побежден турками; 1831 г. — султан Махмуд разбил босняков. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Витта, по-сербски «Видов дан») 1389 г. Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов — князь Лазарь с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями — Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 часов утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем, — неизвестно, отчаявшись ли в успехе, или изменнически — отступил за реку Ситницу, а за ним побежали босняки. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг-Богдан с девятью сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию — от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старосербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии. Живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба.

По народному воззрению, выраженному в песне, битва была следствием чрезвычайных требований султана Мурада.

В ответ Лазарь стал собирать войско со всех концов сербской земли и призывал к ополчению всех поголовно, заклиная страшной клятвой;

Ко пе не додже на бой на Косово,
Од руке му ништа не родило,
Ни у польу белища шеница.
Ни у брду винова лозица.
(У того, кто не пришел на бой в Косове,
Все труды его стали бесплодны,
Не родилась в поле белая пшеница,
А на склоне горном виноградная лоза.)

Когда султан Мурад осматривал покрытое бесчисленными трупами поле битвы, из груды убитых поднялся Милош Обилии, и, приблизившись к Мураду, как бы для приветствия, ударил его кинжалом в живот».

После поражений каждого отчаянного восстания сербы покидали край, а туда переселялись албанцы. Обратимся опять к Брокгаузу и Ефрону.

«Албанцы (по-албански шкипетары, по-турецки арнауты, по-сербски арбанасы, по-гречески арваниты) — жители Албании. По принадлежности к вероисповеданиям в Турции (Албания — «Арнавутлуг» — тогда принадлежала Турции. — Ред.) живут 1 миллион мусульманских, 280 000 греческих (т. е. православных. — Ред.) и 120 000 католических албанцев; те албанцы, которые живут в Греции, — все греческого исповедания, а живущие в Италии, — католического.

Албанцы — один из старейших народов, потому что они (как это теперь почти несомненно удостоверено) прямые потомки древних пелазгов, язык которых они сохранили до сих пор, с теми, конечно, переменами, которые произошли в нем в течение тысячелетий. Албанский язык, хотя в него и вошло много выражений турецких, греческих, сербских и итальянских, есть язык самостоятельный, не имеющий ни малейшего сходства ни с одним из существующих теперь языков. По наречиям албанцы разделяются на гегов, живущих в северной части страны, и тосков, населяющих южную ее часть. Геги отличаются от тосков более беспокойным характером, и турки с самого начала не могли подчинить их вполне своему игу.

В начале средних веков албанцы находились под византийским господством, но приняли католическую веру. Впоследствии они признали над собой власть сербов и вместе с ними приняли в 1288 г. греческую веру, но геги в 1320 опять отреклись от нее. По смерти сербского царя Стефана Душана Сильного (1356) его великое царство распалось, и большая часть албанцев возвратила свою независимость. Верхняя Албания и северная часть Нижней Албании повиновались черногорской княжеской фамилии Балша, а остальные части страны находились под управлением маленьких самодержавных князей. Но турки вскоре завоевали большую часть Албании, и только Георгию Кастриоту (Скандербегу) удалось в 1443 освободить от их власти Верхнюю Албанию. По смерти его (1467) вся страна снова без труда была завоевана турками».

Стоит к этому добавить, что с тех пор, когда Брокгауз и Ефрон издавали свои тома, Албания обрела независимость и короля, потом попала в итальянскую оккупацию, стала под водительством Энвера Ходжи ультракоммунистическим государством. Будучи и до того самым отсталым государством Европы, после правления Ходжи стала еще и самым нищим. Поэтому в сравнении с ней и неособенно богатое Косово казалось раем, и новые, и новые албанцы устремлялись туда.

А религия в Албании при социализме была отменена, да и вообще религиозными албанцы никогда и не были, зато все — и мусульмане, и христиане обоих обрядов — сохраняли вполне языческие верования. Так уж получилось, что большая часть албанцев живет вне Албании, но сколько их — сказать трудно. В Греции, например, всех православных албанцев учитывают как греков, мусульман же оттуда почти всех изгнали после второй мировой войны. При этом албанцы убеждены, что их в Греции почти 2 миллиона, а греки считают, что тысяч двадцать — тридцать. В Италии, где они компактно населяют две области на юге, их около 200 тысяч, все они католики и противоречий с итальянцами не имеют. В Македонии же их чуть ли не четверть населения, и отношения их с православными славянами весьма напряжены.

И уж совсем выглядит для телезрителя как парадокс: албанские добровольцы из США перед отправкой на Балканы отслужили молебен в албанском православном соборе в Вашингтоне — все: и мусульмане, и католики, и православные (которых, правда, там больше всего). Дело в том, что этот собор — центр албанской духовной и культурной жизни в США.

А самая почитаемая албанцами во всем мире женщина — Мать Тереза, причисленная католической церковью к лику святых. Она — косовская албанка.

В 1989 г. президент Югославии отменил автономию Косова. Шаг этот имел, как мы видим, тяжкие последствия. Хотя настороженность сербов понять можно: вспомните лишь, что во время второй мировой войны их погибло больше половины, и больше всего от рук говорящих на одном с ними языке хорватских фашистов-усташей (хотя и немцы, и венгры приложили к этому руку).

И весь раскол Югославии сопровождался такой кровью, что угроза еще одного сепаратизма казалась сербскому руководству невыносимой.

Распри на Балканах всегда очень кровавы и запутаны. Наверное потому, что все народы Балкан — побеги одной балканской лозы от одних корней. При всем разнообразии языков и вер.

Л. Минц, кандидат исторических наук

Кратко о статье: Едва ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» сходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам легенды и былины...

Косово поле

И другие балканские мифы


Надо ударить дубинкой по танку. Неважно, что танк потом тебя раздавит. Зато народ будет слагать песни о герое.
Сербская поговорка


Навряд ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» с ходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Для большинства наших современников балканские мифы - это экзотика. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: те же песни о царе Душане Сильном и его юнаках созвучны былинам киевского цикла о князе Владимире Красно Солнышко и богатырях.

Балканы - край победившего мифа. Рассказывать об одной его ипостаси, как обычно мы делали это в рамках рубрики, здесь бессмысленно: балканские мифы так плотно взаимосвязаны и переплетены меж собою, что выдирать один из другого было бы просто невежеством.

Есть два момента, касающихся балканской мифологии, о которых надо упомянуть до того, как мы начнём свой рассказ.

Во-первых, мифология является едва ли не частью официальной истории балканских стран.

Во-вторых, она с лёгкостью превращает поражение - в победу, а злодея - в национального героя, и наоборот.

Больше такого нет нигде.

О поле, кто тебя усеял...

Битва на Косовом поле - главный сербский миф. Видовдан, 15 июня 1389 года. Самый чёрный и самый великий день сербов. Люди до сих пор верят, что в ночь Видовдана реки превращаются в кровь. Для балканской культуры этот герои ческий эпос имеет такое же значение, как легенды о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и о Беовульфе, вместе взятые, - для культуры английской. Нет, сама-то битва как раз не миф, она произошла на самом деле, предопределив весь ход балканской, а следом - и мировой истории и культуры на шесть веков вперёд.

Тогда, в конце XIV века разрозненные балканские королевства не смогли остановить вторжение турок в Европу. Сербский царь Лазарь принял бой. Сербы стояли насмерть, но силы были неравны. Лазарь был взят в плен. Его зять, один из его военачальников - Вук Бранкович - предал его, уведя своё войско с поля боя. В итоге сербы потерпели жестокое поражение, после чего их ждало почти пятисотлетнее османское иго.

И тут начинается самое интересное. Сербы считают, что... победили в Косовской битве. И причиной тому даже не преждевременно посланная весть о победе их войска, которая внесла впоследствии немало путаницы в историю. Победа была скорее моральной. Сербы вышли на бой с явно превосходящим противником и не ударили в грязь лицом, прикрыв собой Европу, дав ей передышку, которая, как оказалось впоследствии, стала решающей. Поэтому значение этого поражения для последующих поколений превысило значение гипотетической победы.

Главным сербским героем со времен Косова поля стал Милош Обилич. Он сдался туркам в плен, а когда его подвели к Мураду для присяги, вместо того чтобы лобызать его туфлю, выхватил спрятанный кинжал и прирезал султана. Впрочем, на боеспособности турок это не сказалось. Обилича они казнили - как и царя Лазаря, и множество других сербских воинов.

Сербы канонизировали обоих героев - и царя Лазаря, и Милоша Обилича. Надо сказать, у них был на то свой резон. Одержи они победу - ну и была бы у них ещё одна победа, память о которой, как показывает практика, недолговечна. А вот поражение... Как говорится, на ошибках учатся. На этом поражении выросла вся сербская культурная доминанта. Так что в чём-то создатели мифа, пожалуй, были правы.


Косовская битва легендарна и архетипична. Существует несколько вариантов событий того рокового дня 1389 года, но все они уживаются в рамках единой традиции. И что с того, что в более позднее время историки доказали, что Вук Бранкович, чьё имя стало нарицательным обозначением предателя, вовсе не предавал царя Лазаря, а напротив - много сделал для успеха сражения, впоследствии упорно воевал с турками, за что и был убит? Традицию из-за этого менять не стали. Легендарное Косово оказалось сильнее Косова исторического.

Герои Видовдана

Самым популярным изложением легендарных событий на Косовом поле стала написанная в начале XIX века поэма Гаврила Ковачевича «Сражение страшно и грозно между серблима и турцыма на полю Косову, под князом Лазаром, случившесе у 1389-м лету юния 15 дана».

Именно эта поэма начала традицию, согласно которой пир накануне битвы сравнивается ни много ни мало с Тайной вечерей Нового Завета. В начале её царь Лазарь разочаровывается в Милоше Обиличе, публично сообщая об этом всем присутствующим. Себя же Лазарь отождествляет со Спасителем. В полном согласии с евангельским сценарием, он подаёт Милошу чашу с вином, предлагая выпить за него тому, кто «... меня предать замыслил, как Иуда спасителя своего».

Однако в отношении Милоша царь явно допустил промах: тот его не предавал и даже напротив - стремился переломить ход сражения ценой своей жизни. Кто такой Милош Обилич, доподлинно неизвестно: по одной из версий, это влиятельный сербский князь, зять царя Лазаря, накануне битвы поклявшийся убить султана, по другой - простой человек, пастух, чуть ли не случайно проходивший мимо.

Кроме царя Лазаря и Милоша Обилича, в косовском мифе есть и другие действующие лица. Это в первую очередь уже упомянутый Вук Бранкович. Тень несостоявшегося предательства пала на него самого и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот Георгий Бранкович, и их потомки - самые настоящие герои и мученики: одни всю жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же турками ослеплены и умерщвлены.

Милош Обилич

В 1828 году вышла героическая драма «Милош Обилич» Йована Поповича. Наряду с «историческими», легендарными персонажами, здесь действуют три аветины (вилы, русалки) и их царица. Однако при всех фантастических допущениях основное содержание драмы - проповедь патриотизма. После короткого пролога с участием аветин на лоне природы Милошу Обиличу в облике «тени отца Гамлета» является царь Душан Сильный, к тому моменту давно почивший в бозе, который вопрошает: «Где, Милош, твоя клятва, которой ты уверял, что будешь отечеству верен?» После этих слов царь превращается в кровавую реку, из какового намёка высших сил вытекает, что мира на Балканах не будет ещё очень и очень долго.

Досталось от мифа и женской половине дома Бранковичей. «Проклета Ерина» - Проклятая Ирина, супруга деспота Георгия, родом из византийской династии Кантакузенов, в народных преданиях стала ведьмой, виновной в гибели многих сербов во время строительства крепости Смедерево, и поныне самой большой крепости в Европе. Тела умерших при строительстве, как и положено, замуровывались в стены. На самом деле, скорее всего, ничего превышающего рамки полномочий среднестатистического правителя Ирина не делала. Деспотиссе просто не повезло со временем. Сербское государство переживало худшие времена под османским натиском, и народ сочинял исключительно страшные сказки. Было бы время Ирины спокойным - не исключено, что о ней осталась бы совсем иная память.

Вошли в легенду и дочери царя Лазаря: одна стала супругой Вука Бранковича, другая - Милоша Обилича, а третья - султана Баязида. Так что весь косовский миф отчасти превратился в семейную историю династии Лазаревичей. Другое семейство, также отметившееся на Косовом поле, - Юговичи - тоже стали героями многочисленных преданий. Прославился глава рода Юг Богдан и его девять сыновей, особенно младший - Бошко. На Косовом поле они погибли все, один за другим, а жене Юга Богдана, ещё не знавшей про исход битвы, вороны принесли руку её мужа...

Один из самых известных представителей балканского пантеона - Вук Огнезмий, восходящий, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке. Обращаем особое внимание: Вук хоть и числится в оборотнях, по совокупности деяний относится к героям! Вук Огнезмий, он же Волх Всеславич, он же Вольга киевского былинного цикла - змеевич, он рождается от Огненного Змея в человеческом облике, но «в рубашке» или с «волчьей шерстью» - приметой чудесного происхождения. Как и положено, Вук может оборачиваться волком и другими животными, птицами и даже насекомыми. Но главное - способность превращения себя и своей дружины в животных Вук использует не для душегубства, а для совершения подвигов. Вот и выходит, что князь-оборотень со змеиными чертами - это не фантазия Брэма Стокера, а древнейший архетип идеального балканского правителя, безжалостного к врагам и использующего для победы силы потустороннего мира.

Родитель нашего Вука - Огненный Змей, хозяин мира мёртвых, змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Когда он вступает в связь с женщиной, на свет появляются змеевичи. Но однажды Вук вступает в единоборство с отцом и побеждает его.

Культ воина-оборотня восходит к VI-VII векам, когда славянская общность имела ещё относительно общую культуру. Византийские авторы писали о том, что славяне перекликаются волчьим воем, а, по донесениям турок, воины Дракулы тоже в массовом порядке оборачивались волками, что давало им колоссальное преимущество в ночных стычках с османской армией.

Царица Милица, жена Лазаря - поистине героическая женщина, впоследствии канонизированная. После Косовской битвы и гибели мужа она правила разорённой страной, умудрилась заключить болееменее выгодный мир с турками, сохранивший независимость Сербского государства (хотя отныне она также звалась деспотиссой, правительницей вассального образования), как могла, залечивала раны своего народа и воспитывала сына - будущего деспота Стефана Лазаревича, чьё правление потом назовут Балканским Ренессансом.

Оставили свой след на Косовом поле и юнаки - балканский вариант рыцарей: Иван Косанчич, Милан Топлица, Страхиня Банович и другие, похожие на наших богатырей. Особо интересна легендарная история Страхини. За год до битвы турки похитили у него красавицу-жену. Он, разумеется, поехал отбивать её, но тут выяснилось, что саму жену (кстати, звали её Елена) такое положение дел вполне устраивает и возвращаться домой из объятий турецкого военачальника она не спешит. Во время поединка Страхини с турком неверная жена подкрадывается сзади и нападает на своего мужа! Удивительно, но Страхиня всё-таки берёт верх. Но с женой сладить - это не турка завалить. После победы Страхиня по местным обычаям должен убить или хотя бы ослепить неверную жену, но он вдруг проявляет совсем уж неожиданный для Балкан гуманизм и прощает её.

Разобрать, что в косовском мифе правда, а что - вымысел, непросто. Да и нужно ли?

Проклятие ослеплённых королей

Косовский миф предвосхищают другие старинные сербские предания. Как и всегда на Балканах - кровавые, жестокие, страшные. Но давайте на этот раз начнем издалека.

В старинном сербском монастыре Грачаница, что стоит на территории нынешнего Косово, на стене храма красуется изумительная фреска начала XIV века. На ней женщина в богатых одеяниях и высокой золотой короне, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями. Она слепа - глаза у фрески выколоты. Это королева Симонида, дочь византийского басилевса Андроника и супруга сербского короля Милутина. Говорят, увидевшие фреску не могут оторвать от неё взгляд, да и забыть её сложно. Ещё в начале XIX века некий албанец ночью прокрался в храм и ножом выколол королеве глаза. Но даже ослепшая, она сияет красотой. Чего только не делали потом с этой фреской - и кололи, и жгли... А она всё равно стоит, как ни в чём не бывало. Считается, что глазами своей души Симонида охраняет Сербию, как и положено истинной королеве.

Подобно всякому народу, когда-то сербы управлялись не временщиками, как это принято в эпоху победившей демократии, а сакральной, назначенной править свыше династией Неманичей. В те времена принято было приписывать правителям родственные связи с римскими кесарями и другими венценосными кланами. У Неманичей родичей среди кесарей отродясь не было. Да и зачем оно тем, кого править поставил сам Господь? Сакральность земной миссии династии стала подтверждением её прав на сербский престол. Воплощением этого культа стала до сих пор красующаяся на фресках во многих старинных храмах так называемая Лоза Неманичей, их символическое семейное древо. И надо сказать, сами Неманичи такому статусу вполне соответствовали. В каждом поколении их Лоза давала выдающегося правителя-воина или святого, порой - сразу обоих, а иногда - даже в одном лице. Жития святых правителей из этой династии до сих пор являются источником вдохновения не только для писателей и историков, но и для сотен тысяч верующих.

Но высшие силы тоже не дремлют. Ведь если они кому-то что-то дают - то с него же и испрашивают. И отвечали Неманичи за данные свыше преференции по всей строгости своего сурового времени. Это стало своего рода проклятием династии. Власть практически ни разу не передавалась бескровно, резали друг друга ближайшие родственники, брат шёл на брата, отец - на сына, а сын - на отца. Сколько бы Неманичей ни пересекалось на том или ином историческом отрезке, остаться должен был, за редким исключением, только один. Средние века знают немало кровавых семейных разборок на ступенях трона, но Неманичи, «проклятые короли» балканского розлива, в этом виде спорта выбились в признанные лидеры.

Мистика преследовала Неманичей на каждом шагу. Вот захотел королевич Стефан свергнуть с престола отца своего, короля Милутина. Но тот оказался не лыком шит, заточил своего сына в крепость и приказал выколоть глаза раскалённым железным прутом. Той же ночью несчастному королевичу явился святой Николай и сказал: «Не бойся - твои глаза у меня в руках». Ослеплённого Стефана заключили в монастыре Пантократора близ Константинополя, и там начали происходить чудеса. Святой явился Стефану во второй раз, принеся в руках оба его глаза и вставив их на место. Опальный королевич вновь обрел зрение, но никому не говорил об этом, нося на глазах чёрную повязку. И только после смерти своего отца венчанный королевским венцом Стефан обнародовал свою зрячесть, объяснив произошедшее чудом. Что интересно, в эту версию сразу же поверили, а заступничество святого и прозрение ослеплённого короля стало... эпизодом официальной истории.

Граф Дракула vs. господарь Влад

Кровососущая нечисть известна разным народам, но прародина вампиров - это всё-таки Балканы. До XVIII века они безобразили в основном в народных суевериях, но с началом эпохи романтизма стали проникать на страницы литературных произведений, в газетные новости и даже в официальные донесения. Так начал формироваться образ вампира литературного, довольно сильно отличающийся от вампира фольклорного.

В том, что Дракула - это реальное историческое лицо, нет никаких сомнений. Каких только злодеяний не приписали правителю Валахии Владу III Дракулу! И вампирствовал, не покладая клыков, и сажал тысячи человек на колья, наслаждаясь их агонией, и ел человеческое мясо, не говоря уже о питии крови христианских младенцев. Правда, впоследствии оказалось, что Влада оклеветали, как сейчас принято говорить, политические противники. Зато он был едва ли не единственный из тогдашних балканских правителей, кому удалось защитить свою страну от турок. Это и есть главная историческая правда. И цель в данном случае с лихвой оправдала средства. Дракулу очень боялись не только внешние враги, но и внутренние. Он довольно эффективно сражался с превосходящими силами османов и умел их побеждать в, казалось бы, совершенно не подразумевающих побед обстоятельствах. Ясное дело, что туркам это не нравилось, отчего и пошло его прозвище Цепеш - Колосажатель.

У господаря Влада были неприятели не только на Востоке, но и на Западе. Венгерский король Матиаш Корвин, помышлявший о гегемонии в регионе, не прочь был разгребать жар чужими руками. Он использовал Валахию как щит от османов, постоянно манипулируя своим строптивым союзником. Но с господарем Владом такие игры не проходили. Отсюда и его арест, более похожий на похищение («чёрные чехи», наёмное войско венгерского короля, взяло господаря под стражу, когда он приехал на переговоры), и многолетнее заключение в венгерском замке, и долгое судилище (на память приходит почему-то Гаагский трибунал), закончившееся по традиции ничем: доказательств вампиризма и колдовства господаря, а также истребления им тысяч ни в чём не повинных христиан обнаружено не было. Аккурат в этот момент турки перешли в наступление по всем фронтам, так что Дракулу пришлось оправдать, освободить и даже снабжать оружием для борьбы с общим врагом.

Кровавая Эржбета

Надо сказать, что вампирские пристрастия господаря Влада разделяли и другие представители балканской элиты. В 1610 году по указу австрийского императора была казнена графиня Эржбета Батори - кстати, по некоторым данным, Дракула числится среди её предков. Эта дама продлевала свою молодость, купаясь в крови юных девственниц. В её дневниках насчитали упоминания о шестистах жертвах. В наказание за совершенные злодеяния «кровавую графиню» заживо замуровали в её собственной спальне.

В наше время Эржбета заманивает в свои объятия зазевавшихся туристов.

Много было придумано и пересказано на разные лады турецких и венгерских басен, взятых впоследствии на вооружение итальянскими и немецкими авторами. Вот откуда пошла ужасная репутация Влада Дракулы, в действительности же - наиболее последовательного (и добавим - успешного) борца с турками на Балканах. Дракула прославился неистовой отвагой и столь же неистовой кровожадностью, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил головы, сжигал, сдирал кожу, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол. Однако в те поры многие европейские правители, не говоря уже об азиатских, делали это, а слухи о тысячах замученных оказались просто-напросто «утками».

Обратите внимание на заколку для галстука: она сделана в виде двуглавого орла. Это всего лишь деталь, но деталь очень важная. Изначально такой орел был геральдическим символом Палеологов и украшал герб Византии. Впоследствии его стали использовать все наследники - от Неманичей с Лазаревичами и господаря Влада до нашего Ивана III (он получил это право после брака с Софией Палеолог). И что же? Получается, что Дракула, носящий символ двуглавого орла, - без пяти минут славянский патриот и монархист. За это и невзлюбили Дракулу на Западе столь сильно.

Понятно, что при своем образе жизни Дракула просто не мог умереть от старости в тёплой постели. Он был убит своими же воинами в результате заговора брата, а по совместительству - наложника султана, Раду Красивого. Тело Дракулы проткнули копьями, а потом отрезали ему голову и послали её в дар султану Мехмету. Султан этот был, безусловно, колоритной личностью. Он содержал сразу два гарема - женский и мужской, а ещё коллекционировал головы своих врагов. Он-то и приказал водрузить голову Дракулы на шест в центре Стамбула. С тех пор и повелось: чтобы убить вампира, его сердце сперва пронзали колом, а потом отрезали голову. Зачем это было сделано - давно позабылось, но традиция блюлась свято.

«Чёрная рука» в подбрюшье Европы

Героя Косовской битвы Милоша Обилича принято изображать в шлеме, увенчанном драконом. И это не просто украшение. По некоторым данным, именно Милош Обилич был основателем пресловутого ордена Дракона, включившего в себя исключительно королей, князей и крупных феодалов христианского вероисповедания. Целью ордена было противостояние мусульманскому завоеванию Европы, в том числе путем физического устранения османских вождей. Отличительный признак рыцарей ордена - изображение дракона на регалиях.

Император Священной Римской империи, венгерский король, а по совместительству - глава ордена Сигизмунд Люксембург произвёл в рыцари ордена в том числе и Влада II, отца Влада Цепеша. Так Дракула получил своё имя и дракона на знамени. И действовал господарь Влад ровно так же, как и Милош. Да и сербский деспот Стефан Лазаревич, сын царя Лазаря, не дрогнувший даже под натиском орд Тамерлана, также был рыцарем того же ордена. Какой простор для любителей теории заговора и последователей Дэна Брауна!

Но история знает и более свежие примеры.

Известная сербская террористическая организация «Чёрная рука» в идейном плане продолжила традицию ордена Дракона. Её возглавлял Драгутин Дмитриевич по кличке «Апис», начальник сербской контрразведки. В организации практиковалась суровая дисциплина, её заседания проходили в чёрной комнате за столом, устланном чёрной скатертью. На символике «Чёрной руки» - череп и скрещённые кости на чёрном фоне. 11 июня 1903 году король Сербии Александр Обренович и королева Драга были заколоты штыками в своем дворце в Белграде. Этот переворот - одно из громких дел «Чёрной руки». Её филиалом была организация «Млада Босна», одним из членов которой был Гаврила Принцип, убивший эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914-м. Так «Чёрная рука» спровоцировала Первую мировую войну.

Продолжателем её дела стала организация под названием «Белая рука», осуществившая государственный переворот 27 марта 1941 года. Тогда на сербский престол был возведён Петр II, принц из династии Карагеоргиевичей, что фактически поставило Югославию в состояние войны с Германией, откуда оказалось совсем недалеко до активной стадии Второй мировой. Балканы опять сыграли роковую роль в судьбе всего континента.

Страшны балканские мифы. Не вампирами страшны и не оборотнями, а тем, что они совершенно реальны. Если набрать в любом поисковике словосочетания «балканские мифы», «балканская мифология», полученная информация, мягко говоря, удивит. Только две-три ссылки будут касаться собственно фольклора. Основное количество ссылок выведет на мифы совсем иного рода. Заголовки типа «косовский миф», «западный миф о Сребренице», «мифы НАТО о кровожадных сербах» сразу дадут понять, что речь идёт о современности.

Битва мифа с антимифом, начавшаяся на Косовом поле более шестисот лет назад, идёт и по сей день. Неудивительно, что на этой плодородной, щедро удобренной мистицизмом почве произрастают плоды столь тучные, что уже не одно поколение мистиков и фантастов пожинает на Балканах богатый урожай, конца и края которому покамест не видно.

Война - это всегда трагедия. Шрам, который навсегда останется в памяти планеты. Не важно, сколько пройдет столетий, о битвах будут помнить, пример тому - Косово поле. Вот уже 6 веков прошло с момента кровопролитной битвы, но о ней говорят до сих пор.

Просто котловина

Сейчас Косово поле - ничем не примечательная межгорная котловина. Она расположилась на Динарском нагорье. Место Косового поля, что находится недалеко от города Приштины, в широких кругах известно территорией широкомасштабного сражения между сербами и Османской армией (1389 год).

В результате исторических изменений от названия поля произошли наименования города и географического региона. Сейчас регион Косово хоть и числится в списке сербских земель, но является автономным участком. Фактически это небольшое государство, дееспособность которого частично признали.

Причины, по которым началась война

В дословном переводе «Косово» (серб.) означает «земля черных дроздов». И битва на Косовом поле 1389 года ясно дала понять, что это название подходит тому месту как нельзя кстати.

13 июня, в день, когда сербы должны были возносить почести святому Виту, в низине Ситницы между горными хребтами велось сражение с Османской империей. Того дня погибли царь Лазарь, султан Мурад и не одна тысяча их последователей. Несмотря на жестокое сопротивление, Османская империя одержала победу, которая на долгие годы определила будущее Балканского полуострова.

А все начиналось достаточно прозаично: на Балканском полуострове активно велись битвы за Македонию. Могущественные государства пытались занять место слабеющей Византии. В это время Османская империя наращивала военную мощь. Турецкие правители пользовались тем, что между правителями Балкан были разногласия и натравливали их друг на друга. Не последнюю роль в войне сыграли и религиозные противоречия: в Боснии процветало богомильство, на западе - католицизм. В таких условиях ислам имел весомое преимущество, так как на фоне других верований выглядел несокрушимым и единым.

Начало военных действий

В 1382 году турецкий правитель перебросил на территорию Европы основную часть войска, атаковал Сербию и захватил Цателицу (военную крепость). 1388 год - османы начали экспансию Болгарии - разрушили Тырново и силой вынудили Ивана Шишмана, царя Болгарии, признать их власть.

Битва на Косовом поле началась в июне 1389 года. Султан Мурад вторгся на территорию Сербии, вместе со своим войском перешел реку Мораву и обосновался на равнине, возле границ Сербии с Боснией и Албанией.

Войска оппонентов имели равное количество воинов, примерно по 30 тысяч, а по меркам Средневековья это было очень много. Армией османов руководил сам султан со своими сыновьями. Сербами заправлял царь Лазарь, к нему присоединились боснийцы во главе с Влатком Вукоичем, валахи - с Мирчем Старым, албанцы, герцеговинцы, поляки и венгры. Армии были равны по силам, но в отличие от Лазаря с его наспех собранным войском, где было несколько руководителей отрядов, Мурад единолично заправлял всей своей армией.

О чем говорят легенды?

В истории эта битва покрыта пеленой неизвестности. В разных летописях по-разному описывают военные тактики и стратегии. Даже неизвестно, сколько дней длилось сражение, в истории сербов написано, что три, но есть вероятность, что это всего лишь символическое значение. Известно одно - сражение было долгим и тяжелым, и никто не знал, на чьей стороне преимущество. Именно в такие моменты дают о себе знать герои.

В народных преданиях сербов нередко можно услышать рассказ о героическом поступке сербского вельможи и воеводы Милоша Обилича. В то время, когда на Косовом поле шли активные сражения, он хитростью приник в шатер Мурада, сказав, что решил перейти на сторону турецкой армии. Оставшись с султаном один на один, Милош убил его. Оставшись с бесчисленным количеством врагов, он не пал духом и сражался до последнего. Он был уверен, что потеря главнокомандующего подорвет ряды турецкой армии и сербский альянс одержит победу.

Напрасная жертва

Но битва на Косовом поле 1389 г. не прервалась из-за смерти султана. Его старший сын, Баязид, приказал никому не говорить о смерти Мурада и убить Якуба, своего брата. Сам же стал во главе турецкой армии и повел ее на последнюю, решающую схватку, где одержал победу. Князь Лазарь был взят в плен и казнен. Он стал первым в истории Сербии правителем, что пал на поле боя. Его тело похоронили в Раваницком монастыре, а спустя время канонизировали.

Несмотря на поражение, сербы не считали себя безнадежно проигравшими. Армия Османской империи настолько ослабла, что вести войну было невозможно. Сербия изначально не лишилась своих территорий. Милица, жена Лазаря, признала турецкую власть и начала платить дань. Но Сербию уничтожила не война, а смерть Лазаря. Он был тем самым связующим звеном, которое удерживало государство от раскола. Так, после его гибели без поддержки Сербии остались союзные государства, которые попали под полную турецкую зависимость, а сами сербы начали воевать вместе с османской армией против бывших союзников.

Чем знаменито Косово поле?

История Косового поля насчитывает 8 сражений:

  1. 1072 год . Битва Константина Бодина, царя Болгарии, против Византии.
  2. 1167 год . Сражение братьев Неманичей, впоследствии их власть в Сербии только укрепилась.
  3. 1369 год . Война между Сербией и Болгарией.
  4. 1389 год . Самое знаменитое сражение на Косовом поле между Османской империей и Сербией, что стало причиной гибели европейского государства.
  5. 1402 год . Битва между сынами царя Лазаря и Георгием Бранковичем.
  6. 1448 год . Войска Османской империи под руководством Мурада Второго сражаются с объединенной армией Венгрии и Валахии.
  7. 1689 год . Битва между Австрией и Османской империей.
  8. 1831 год . Сражение Боснийцев с Османской империей.

Косово поле стало местом, на котором велись решающие войны. Но только об одной из них так много сказано. Поражение 1389 года стало фатальным не только для сербов и болгаров, но для всех христианских народностей Балканского полуострова. На протяжении пяти веков они отстаивали свою независимость. И только в начале 19-го века сформировалась прочная идеология, что основывалась на памятном косовском сражении.

Из глубин истории

В коллективной памяти время словно остановило свой ход в XIV веке. Превознося героизм доблестного князя и сербских господ, народные предания Сербии пополнились песнями и рассказами Косовского цикла. В них храбрый Милош поражает Мурада, но в решающий момент Сербию предает Вук Бранкович, который уводит свою армию с поля боя.

Хотя на деле такого и не было, а сам Бранкович не только сражался до последнего, но и оказывал активное сопротивление политике султана после 1389 года, но народу нужно было найти виновника, а протурецкая политика слишком исказила народную память.

Наверное, сегодня в Сербии нет ни одного жителя, который бы не знал о битве на Косовом поле. Многочисленные мифы и легенды, народные песни и баллады стали своеобразным культурным элементом. А тем временем на этом историческом месте велись сражения и Первой, и Второй мировой войны.

Земля черных дроздов, место постоянных сражений и битв, территория, на которой вершилась судьба мира - все это Косово поле, сыгравшее не последнюю роль в мировой истории.

; на С омывает его река Ситница, на Ю Неродимка; окружено на ЮВ высоким хребтом Любетином, на СЗ Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде К. поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из сев.-зап. областей Задунайского полуо-ва с войсками из юго-вост. областей его. Таковы, напр. битвы г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; г., когда пало сербское царство; 1403г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; г. - поражение Гуниада турками; г. - австрийский полководец Пикколомини побежден турками; г. - султан Махмуд разбил боснийцев. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Вита, по-сербски " видов дан") г. Встретились войска близ Лаба , впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад , с двумя сыновьями, во главе сербов - князь Лазарь , с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 ч. утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем - неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически - отступил за р. Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию - от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии .

Косовская битва в народном сербском эпосе. Битва на Косовом поле, напоминая сербам о потере не только былого могущества, но и независимости, дала материал для обширного цикла сказаний и песен. Они распространены не столько там, где происходило событие, сколько в Герцеговине и Черногории (нечто аналогичное произошло с нашими былинами киевского цикла и германскими сагами , которые сохранились далеко не в тех местностях, где происходили или должны были происходить, судя по их рассказам, описываемые в них события). Впрочем, живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба; причем все эти рассказы вполне совпадают с песнями и указывают те или другие памятники, имевшие отношение к бою. Этих памятников в особенности много при слиянии Лабы с Ситницей, где кипела наиболее жаркая битва. Здесь стоит памятник султану Мураду в виде небольшой мечети , в которой, по преданию, хранятся его внутренности. Там же лежат три камня, отдаленные один от другого на 50 (!) локтей, на том месте, где Милош Обилич (или Кобилич), потеряв коня, ушел от преследовавших его турок тремя огромными прыжками, которые он делал, опираясь на свое копье . Недалеко от вершины Голеша находится небольшой пригорок, весь усеянный надгробными памятниками: это, говорят, все могилы турок, которых перебил храбрый Милош. Вообще из всех героев К. битвы больше всего привлекает внимание и сочувствие сербов Милош, заслоняя собой в памяти народной даже князя Лазаря, который чтится больше в качестве св. мученика. Память о Милоше сохранилась даже у турок: в музее Эски-Серая хранятся (или, по крайней мере, хранились еще не так давно) его вооружение и узда его лошади.

Песен о К. битве (Косовска битка или бoj на Косову) сохранилось много, как в целом виде, так и в отрывках, и все они образуют как бы особый цикл, под названием "Лазариц" (Лазарице). Собраны они и изданы главным образом В. Стеф. Караджичем, в его сборнике "Срспке народне пjесме" ( , II. т., №№ 43-53; II изд. ). Некоторые из них переведены на разные (не только славянские) языки; есть и русские переводы. По народному воззрению, выраженному в песне, К. битва была следствием чрезвычайных требований султана Мурада, который написал князю Лазарю письмо такого содержания:

Oj Лазаре, Од Србиjе глава!

Нит" je било , нити може бити:

Jeдна земља, а два господара и т. д.,

и предлагал оружием решить, кому должна принадлежать земля и кто будет собирать харач (дань). Задумался князь Лазарь, как ему быть. Из этого раздумья его выводит принесенное св. пророком Ильей письмо от Богородицы (см. прекрасную песню "Пропаст царства Српскога ", стр. 295):

Царе Лазо, чести то колено!

Коме ћеш се приволети царству?

Или волиш царству небескоме

Или волиш царству земаљскоме?

Царь Лазарь решил "приволети царству небескоме" и стал готовиться к решительному бою. Он стал собирать войско со всех концов сербской земли и призывал к ополчению всех поголовно, заклиная страшной клятвой:

Ко пе не дође на бoj на Косово

Од руке му ништа не родило

Ни у пољу бjелища шеница

Ни у брду винова лозица.

И собралось огромное войско, какого никогда не видала сербская земля ни прежде, ни после. Подобно Гомеровскому κατάλογος τών νεων, и у сербского певца (в песне "Пропаст царства Српскога") есть перечисление участвовавших в К. битве владык, с указанием количества приведенных ими войск. Огромное, сильное войско наверное одержало бы победу, если бы не исконный славянский порок - разлад и несогласия среди воевод. В войске кн. Лазаря среди воевод были добродетельный герой Милош Обилич и злой Вук Бранкович . Обоим им суждено было сыграть видные роли в К. битве, и эти роли намечаются еще накануне боя, во время царского пира (ст. № 50 "Комади од различниjех Косовскиjех пjесама" III: "Славу слави српски кнез Лазаре..."), когда кн. Лазарь, по чьему-то наговору, обвиняет Милоша Обилича в задуманной им будто бы измене: Милош отражает обвинение и заявляет, что измену задумал не он, а Вук Бранкович, он же намерен во чтобы то ни стало заколоть султана Мурада. Так действительно и случилось. Храбро и мужественно бились сербы, но победа была не на их стороне; пал старый Юг-Богдан со своими 9 сыновьями и со всем своим войском, погибли и Мрнявчевичи со своими дружинами; герцога Стефана и его войско постигла та же участь. Оставался только сам кн. Лазарь; победа могла еще достаться ему, но передался туркам "проклятый" Бранкович, и погибло все славное войско царя Лазаря и сам он принял мученическую кончину.

Бог убио Бранковића!

Он издаде таста на Косову;

Тада Лизу надвладаше Турци,

И погибе српски кнез Лазаре,

И еегова сво изгибе воjска

Седамдесет и седаш швада.

Когда султан Мурад осматривал покрытое бесчисленными трупами поле битвы, из груды убитых поднялся Милош Обилич, и, приблизившись к Мураду, как бы для приветствия, ударил его кинжалом в живот. - Быстро распространилась печальная весть по сербской земле, и повсюду имя Byка Бранковича вызывало горькие проклятия. Вестники на вопросы о нем отвечали с неохотой:

Шта ме питаш проклетога Вука?...

Бог убио проклетога Вука!

Проклето му племе и кољено

Проклет био и ко га родио!

Он издаде таста на Косову!...

К циклу косовских песен относятся и песни о Лучиче Стефане и о Страхиниче Бане. У Гильфердинга записана большая песня, сложенная о К. битве в XVIII стол., в Дубровнике; здесь упоминается о венгерских полках, принимавших участие в этой битве, чего нет в сербских песнях.

Провинция Косово находится в самом центре Балканского полуострова, который на карте похож в первом приближении на треугольник, расположенный вершиной вниз. Основание этого треугольника проходит, в основном, по рекам Саве и Дунаю от хорватской Истрии на западе до устья Дуная на востоке, а вершина приходится на самую южную точку греческого Пелепоннеса. Так вот, административный центр Косово, город Приштина, находится практически в точке пересечения медиан этого треугольника, или в центре его тяжести. Расстояние от Приштины по прямой до Белграда на северо-западе около 250 километров, до Софии на востоке и того меньше - около двухсот. На юго-западе расположена столица Албании Тирана, на юго-востоке греческий порт Салоники и святая гора Афон. До них от Приштины по прямой те же 250-300 километров. До Бухареста и итальянского порта Бари около пятисот километров, до Стамбула около семисот - чуть больше, чем от Москвы до Вологды или Тамбова. Все рядом.

Территория Косово имеет форму почти правильного квадрата со стороной около 100 километров. Одна диагональ этого квадрата проходит почти строго с севера на юг по меридиану 20? 60Є от Бело Брдо на севере, расположенного в горах Копаоник, всего в десятке километров от известного югославского лыжного курорта Копаоник, до Рестелицы в горах Шар Планины на юге, отстоящей менее, чем в ста километрах по прямой от албанского побережья Адриатического моря. Другая диагональ идет также строго по широте примерно 42? 40Є от Боге на западе до Трстены на востоке. Эти две диагонали пересекаются в районе Србица километрах в двадцати пяти по прямой к западу от Приштины.

Говоря о расстояниях, я не случайно повторяю: "по прямой". В горах реальные расстояния редко измеряются по прямой, а Косово - горная провинция, своего рода квадратная чаша с неровными краями. Дно этой чаши образует Косово Поле, долина шириной не более двадцати километров, протянувшаяся на восемьдесят с небольшим километров с севера на юг от Косовской Митровицы до Урошевца. Косово Поле расположено на высоте 500-600 метров над уровнем моря. На этом самом Косовом поле, в восьми километрах от Приштины и произошла знаменитая битва 1389 года князя Лазара с османскими турками эмира Мурада. Края чаши на севере, западе и юге образованы горными хребтами высотой 2-2,5 тысячи метров. С востока горы пониже - всего 1200 - 1500 метров.

Эту территорию до войны 1999 года населяло около полутора миллионов человек: албанцы, сербы, босняки, горане, турки, цыгане и некоторые другие национальности. Они жили в двух-трех десятках городов, каждый из которых насчитывал от 3 до 15 тысяч жителей (не считая более, чем стотысячной Приштины) и в тысяче с небольшим селений, в основном горных, население которых редко доходит до ста пятидесяти - двухсот человек, а зачастую не превышает десятка-двух доживающих свой век стариков. Большинство населения (по моим оценкам около 70%) составляли албанцы. Молодежь, особенно сербская, давно ушла в города, ища самореализации и достойного заработка. Албанцы более консервативны, да и число детей в каждой семье у них не сопоставимо с сербскими семьями: пять-шесть против одного-двух. И тем не менее, албанская диаспора в большинстве европейских стран и в Новом Свете значительна, и судя по событиям последних лет, достаточно богата.

В настоящее время на Балканах расположено восемь суверенных государств: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Турция и, наконец, Югославия. (Балканы - очень динамичный регион: пока я писал эти строки, Югославия просто исчезла с географической и политической карты). Теперь это Республика Сербия и Черногория. Словения, бывшая Югославская республика, ставшая независимой в 1991 году, считает себя относящейся уже не к Балканам, а к Центральной Европе. Италия, наоборот, считает себя Балканской, поскольку маленький ее кусочек в районе Триеста заходит на Балканский полуостров. Югославская автономная провинция Косово находится сейчас под протекторатом ООН на основании резолюции Совета Безопасности ООН N1244, принятой 10 июня 1999 года и управляется Временной администрацией во главе которой стоит Специальный Представитель Генерального секретаря ООН, уже третий по счету с середины 1999 года.

Похожие публикации