Чем обернулось россии вступление в вто. Какие плюсы от вступления в вто


Российская Федерация – неотъемлемая часть мирового сообщества. Определяя индивидуальный путь экономического и политического развития, наша страна, тем не менее, не может оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов. Современный мир диктует свои условия, и любое государство вправе решать, принимать их или нет. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития.

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.

Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Зачем миру ВТО?

Всемирная торговая организация была организована в 1994 году и является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое, в свою очередь, существовало с 1947 года. К сегодняшнему дню организация контролирует порядка 97 % мировой торговли. Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, содействие экономическому росту стран-участниц, а значит, и росту благосостояния их граждан. На решение столь серьезных задач направлены принимаемые внутри структуры документы и, безусловно, их выполнение всеми членами.

Бесспорно, вступление России в ВТО не является синонимом ее светлого экономического будущего, поскольку любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Обратимся к мнению экспертов в данном вопросе.

Плюсы присоединения России к ВТО

Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.
Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.
Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).
Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже).
Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

Когда ждать серьезных результатов?

Экспертами называются различные сроки, в которые должны проявиться первые серьезные результаты от вступления России во Всемирную торговую организацию. В среднем адаптация отечественной экономики, по прогнозам специалистов, продлится 6-7 лет. Думается, в течение этого времени полемика вокруг этого этапа развития страны будет то затихать, то разгораться с новой силой. Что ж, поживем – увидим.

На данный момент членами Всемирной торговой организации являются 159 государств мира. Остальные, за редким исключением, стремиться в нее вступить. Уже само , входящих в ВТО говорит о том, что членство в этой организации приносит большую пользу их экономикам.

Снижение таможенных пошлин.

Именно обязательное снижение экспортных и импортных таможенных пошлин на целый ряд товаров как главный аргумент выдвигают критики вступления в ВТО. Они, конечно, не против этого снижения. Но только в том случае, если речь идет о таможенных барьерах в других странах, а не в их собственной.

Снижение импортных пошлин несет прямую выгоду конечному потребителю. Это неизбежно влечет за собой приток в страну импортных товаров, увеличения конкуренции и, как следствие, понижение розничных цен.

Снижение экспортных пошлин особенно выгодно сырьедобывающей экономики. Но и другие предприятия-экспортеры на этом . Автоматически происходит уменьшение цен на экспортируемую продукцию, а она становиться более конкурентоспособной.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

Вступление в ВТО благоприятно сказывается на имидже государства. А , что оно становится более привлекательным для иностранных инвесторов.

Привлечение внешних инвестиций является основной прерогативой для экономики любого государства. Для России, к примеру, приток иностранных вложений в экономику может составить от пяти до десяти процентов от ВВП в то время, как на снижении пошлин она потеряет менее одного процента.

Прочие плюсы от вступления в ВТО

Несомненно, выигрывает финансовый сектор экономики. Рост конкуренции на финансовом рынке должен привести к снижению процентных ставок по кредитам.

Также ускориться модернизация экономики. В условиях возросшей конкуренции производители будут вынуждены искать пути повышения качества выпускаемой продукции и снижения затрат на ее производство.

Расширятся и возможности для отечественных инвесторов для участия в экономиках стран - членов ВТО.

Станет намного проще разрешать возникающие споры в области торговли между странами. Для этого в ВТО существует специальная комиссия по урегулированию споров.

Россия совсем недавно вступила ВТО и каких-либо существенных положительных или отрицательных результатов это пока не принесло. Поэтому подводить предварительные итоги этого вступления можно будет только минимум лет через пять.

Процесс рыночных преобразований в России пока не принес ожидаемого эффекта ни в макро-, ни в микроэкономике. На этом фоне стремительно возрастает вектор зависимости России от внешнего рынка. В связи с этим возникает вопрос: готова ли Российская Федерация вообще к вступлению в ВТО и что это даст ей в связи с подключением через механизм ВТО российской экономики в мирохозяйственные связи? В торговом балансе РФ удельный вес конкурентной продукции на сегодня составляет всего 7%, поскольку отечественные товаропроизводители не могут обеспечить, прежде всего, конкурентный уровень цен. Однако для того, чтобы стать полноправным членом ВТО, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать: дальнейшей либерализации внешней торговли; снижению таможенных тарифов; снятию количественных ограничений на импорт; устранение внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО. Россия не вышла еще из опасной зоны стагфляции, а это значит, процесс ее включения в международную систему торгово-экономического сотрудничества не может привести автоматически к решению накопившихся проблем, т.к. присоединение новых государств к ВТО приводит к очередным осложнениям, а не к их устранению. Россия пока не выстроила своего алгоритма устранения отрицательных последствий в результате присоединения к ВТО, что, в частности, сделал Китай, который 14 лет добивался вступления в ВТО, а когда достиг желанной цели, принялся выстраивать свое ВТО в рамках Азиатско-тихоокеанского региона. Продукция российских товаропроизводителей, кроме отраслей ВПК, не находит спроса на мировом рынке, и это следует учитывать в процессе вступления РФ в ВТО. Остается сырьевая составляющая.

Российские интересы в ВТО: здесь следует учитывать позицию трех сторон, а именно: Правительства РФ, деловых кругов, т.е. бизнеса, и трудящихся. Из 147 стран, входящих в состав ВТО, с Россией решили отрегулировать свои торговые споры 49 стран на двусторонней основе, что предусмотрено правилами ВТО. На начало 2002 г. была достигнута договоренность о размерах ставок импортных пошлин примерно на 70--80% товаров, которые должны были быть установлены после принятия России в ВТО. Между тем и в настоящее время за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются самые "чувствительные" для РФ товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной промышленностью и текстильными подотраслями, производством одежды, а также продукции российских сельхозпроизводителей. Резкое снижение пошлин на продукцию указанных отраслей неминуемо может привести к наплыву на отечественный рынок зарубежных товаров и, в конечном счете, к свертыванию этих отраслей, поскольку последние не готовы к жесткой конкуренции с иностранными производителями, что приведет к росту безработицы и социальному взрыву в российском обществе.

В приведенной ниже таблице отражены основные положения "за" и "против" вступления России в ВТО.

Таблица 3. ВТО и Россия: "За" и "Против"

Опыт развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в МРТ по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством.

Россия на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг.

Мировая практика свидетельствует, что членство в ВТО не мешает проведению "прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.

Вступление России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства.

Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами.

Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка.

Правилами ВТО предусмотрено, в течение переходного периода использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.

России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей.

Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэкономической

До вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и генеральный директор ВТО Паскаль Лами

Россия официально присоединилась к участникам Всемирной торговой организации три года назад.

Тогда аналитики говорили о ряде возможных плюсов и минусов для страны. Теперь эксперты готовы подвести итоги, они рассказали, чем обернулось для России вступление в ВТО и в частности, что получил от этого экспорт.

Всемирная торговая организация (ВТО) была сформирована в 1994 году, она стала преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле. ВТО контролирует более 95% мировой торговли, главные цели организации - упрощение международных торговых отношений и содействие экономическому росту стран-участниц.

Когда Россия вступала в ВТО, одной из основных целей было, в том числе, получение новых возможностей для дальнейшего развития экспорта.

Также ожидались более благоприятные условия для поставок отечественных товаров на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для развития собственного производства, улучшение качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта, доступ российских инвесторов к международным проектам, улучшение имиджа страны на международной арене.

Ожидалось также увеличение конкуренции в финансовой сфере, предполагалось, что результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса. Однако текущий кризис в России не дал этим планам осуществиться: в декабре прошлого года была резко повышена ключевая ставка Центробанка, а значит, выросла стоимость денег в экономике, и кредиты подорожали. С тех пор идет плавное снижение ключевой ставки, но к докризисным значениям она пока не вернулась.


Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина

Также отмечена общая и довольно логичная для всех стран-участниц ВТО тенденция. Им удается повысить объемы экспорта в тех отраслях, где производство ведется эффективнее, чем у конкурентов за рубежом. А в тех отраслях, которые нуждаются в значительной поддержке, напротив, происходит рост импорта. По данным Центра международной торговли Москвы, после присоединения России к ВТО на 16% увеличился экспорт по группе «машины и оборудование», экспорт одежды и обуви вырос на 26%, продовольствия - на 5%.

По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2015 г. физический объем экспорта металлов и изделий из них вырос на 8,1%. Доля экспорта машин и оборудования в общей структуре составила 5,1%, стоимостной объем экспорта в этой категории вырос на 23%.

Среди возможных минусов от присоединения России к ВТО аналитики обращали внимание на то, что российские предприятия могут не выдержать конкуренции с иностранными производителями, а снижение импортных пошлин могло привести к тому, что некоторые товары стало бы просто невыгодно производить внутри страны.

Отмечалось, что наибольший риск существует для аграрного сектора экономики. Также вызывало опасение состояние отечественного автопрома, и действительно некоторые предприятия были вынуждены закрыться. Однако, как показывают последние данные, успешные производства, сумевшие справиться с этим вызовом, только улучшили свои показатели.

За последний год российские производители в сфере сельского хозяйства экспортировали товаров на $20 млрд, рост составил 15%.

Также усилила свои позиции Lada - прирост поставок в 2015 году составил от 20% в Казахстан и до 4,5 раз в Германию.

Экспорт российской сельскохозяйственной техники в Германию, Францию, Болгарию, Турцию, Канаду и Азербайджан вырос в три раза, в Казахстан, Монголию и Таджикистан - в два раза, в Кыргызстан и Венгрию - на 30%.

Россия является лидером по поставкам танков с большим отрывом от преследователей - США и Германии. На Россию приходится около трети стоимостного объема поставок танков.

Экспорт свинины за год вырос в семь раз. Здесь повод для гордости именно динамика, номинальные объемы все еще небольшие - 15 тыс. тонн. Для сравнения экспорт птицы за последний год составил 70 тыс. тонн, рост показателя - 12%.

За прошедший сельскохозяйственный год - с июля 2014 по июнь 2015 годов - Россия экспортировала 680 тыс. тонн отрубей, это на 80% больше, чем год назад. Причем почти 90% отрубей было отправлено в Турцию. Несмотря на то, что в Турции хорошо развито собственное производство, отрубей не хватает для производства комбикормов.

Объем госгарантий в рамках поддержки промышленного экспорта в России вырос в пять раз за последние два года, а объем кредитов - в 30 раз. Около 350 млрд рублей было направлено на поддержку российского экспорта, в ближайшее время может быть выдано еще около 550 млрд рублей кредитов. Прежде всего, поддержкой пользуется продукция энергетического, транспортного машиностроения, сельхозтехника, авиация и автопром.


АвтоВАЗ намерен начать экспорт новых моделей Lada в начале 2016 года

Аналитики опасались и того, что вступление в ВТО осложнит исполнение мечты об избавлении от сырьевой зависимости по разным причинам - в том числе, из-за тезиса о конкуренции, о котором писалось выше. Но курс на то, чтобы сделать экспорт более разнообразным, пока соблюдается.

Противники ВТО указывают на сокращение экспорта из России после ее присоединения к этой организации.

Однако вызвано это, главным образом, падением цен на нефть, отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Николай Трошин. Он указывает, что в первом полугодии 2015 г. стоимость экспорта сырой нефти составила всего 59,3% от его стоимости за аналогичный период 2014 года. Вместе с тем по другим позициям сокращение было не столь существенно, а стоимость экспорта цветных металлов и калийных удобрений даже увеличилась (на 8,7% и 54,7% соответственно).

Обращает на себя внимание и статистика ограничительных мер. На начало ноября 2012 года (то есть вскоре после присоединения России к ВТО) всего 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров. Всего действовало 73 меры, а также проводилось 5 расследований.

К 1 августа 2015 г. число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер – до 112. До 22 возросло и количество проводимых расследований. При этом число антидемпинговых мер осталось неизменным (39), а выросло количество мер нетарифного характера (с 31 до 54) и специальных защитных пошлин (с 3 до 20). По мнению эксперта, эта статистика может служить косвенным подтверждением успехов российских экспортеров.

«Применение специальных защитных мер по правилам ВТО возможно в случае резкого увеличения поставок какого-либо товара из-за рубежа, которое может нанести ущерб местным производителям», - отмечает Николай Трошин.

Директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты России Алексей Вялкин считает позитивным результатом то, что не произошло наплыва дешевых импортных товаров. «Значительную роль в этом сыграла «санкционная война».

Вместе с тем он отмечает, что заметно усилилась тенденция расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. «С одной стороны, это способствует нарастанию столь необходимой для развития экономики конкуренции, с другой - побуждает к поиску мер поддержки стратегически важных отраслей», - считает Алексей Вялкин.

По мнению эксперта, не оправдываются надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний, добавились новые.

«Фактически перекрыт доступ к передовым технологиям, катастрофически упали объемы прямых иностранных инвестиций, чрезвычайно затруднен доступ к дешевым финансовым ресурсам – а ведь это были главные цели нашего вступления в ВТО. Да и для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары так и не произошло», - отмечает эксперт.

«Тем не менее, при всех сложностях нынешнего взаимодействия со странами ЕС и США, Россия старается четко следовать своим обязательствам. Однако, парадокс в том, что применяемые сегодня в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли обеспечат нам ожидаемые экономические преференции» , - подводит итог член ТПП Алексей Вялкин.

Эксперт РИСИ Николай Трошин настроен более оптимистично. «ВТО это не волшебная палочка, открывающая зарубежные рынки для российского экспорта. Скорее это набор норм и требований, которым нам еще предстоит научиться пользоваться. Необходимо шире использовать предусмотренные правилами ВТО меры как для защиты отечественного производителя, так и для поощрения экспорта», - подытожил аналитик.

Минусы вступления в ВТО очевидны. А плюсы?

Михаил Хазин

Уже в следующем году РФ может пополнить ряды Всемирной торговой организации. Одни эксперты уверяют, что такой шаг может нанести вред экономике страны, другие, напротив, говорят о неоспоримых преимуществах данного шага.

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт уже подписали меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. Представители Еврокомиссии по торговле высказали мнение, что порядком затянувшиеся переговоры, а эта история длится уже 17 лет, могут к концу следующего года.

Firstnews опросил экспертов и выяснил, с какими рисками столкнется Россия, если вступит в ВТО.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что вступление России в ВТО принесет не только пользу.

«В целом ряде отраслей могут наблюдаться сложности. Я имею в виду те отрасли, где велик потребительский спрос, и в которых действуют ограничения для нерезидентов: машиностроение, розничный сектор, финансовые структуры», - отметил эксперт.

По его словам, «связано это с тем, что российским компаниям будет сложно конкурировать с иностранным бизнесом».

«Понятно, что нерезиденты не испытывают трудности с финансированием. Они имеют возможность привлекать на более выгодных условиях значительные финансовые средства, получат важное конкурентное преимущество перед отечественными производителями, - отметил Абзалов. - Мы ограничены в денежных средствах, у нас нет такого богатого опыта управления, ну и конечно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), прежде всего, в автомобилестроении, которые у нас, мягко скажем, значительно уступают иностранным, могут уничтожить все зачатки отечественного авторома».

«Правительству придется вводить ограничения, предписанные ВТО, периодами, чтобы эти сектора могли адаптироваться к новым условиям, - добавил экономист. – В идеале, мы могли бы использовать опыт Китая – закрепиться на внешних контурах при сохранении национального бизнеса».

«Правила ВТО предусматривают, что страна-участница не может усиливать интегральную защиту своего рынка. Наша экономика от внешней конкуренции никак не защищена, - в свою очередь отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Любая экономика, в условиях глобальной депрессии усиливает протекционизм. Кроме того, защиты от внешних рынков требует курс на модернизацию, который объявил Медведев. Производство, пока оно слабое, нуждается в протекционизме. Это общемировой тренд. ВТО может запретить нам это цивилизованными методами – тарифами и пошлинами».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева отмечает, что «важно понять, на сколько власти России смогут снизить требование ВТО на повышение тарифов на энергоносители».

«ВТО требует, чтобы мы подтянули тарифы на уровень мировых цен, а это приводит к росту внутренних тарифов. Таким образом, мы вынуждены будем придерживаться мировых цен. Одновременно Россия будет ограничена в протекционистских мерах. Например, бизнес требует снизить НДС, которым сейчас облагаются, в том числе и ввозимые товары. Мы могли бы снизить НДС, но повысить экспортные пошлины. Вступив в ВТО, мы этого уже не сможем сделать», - подчеркнула депутат.

«Вхождение в ВТО очень важно, если мы готовы выйти на рынок со своим продуктом, но сейчас у России такого продукта нет. Поэтому на российский рынок продолжится поток импортных товаров. Пока нам нельзя свой и так открытый рынок, открывать еще больше», - уверенна Дмитриева.

Председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров, член комитета по экономической политике Госдумы РФ Виктор Звагельский уверен, что «вступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике».

«Находясь в ВТО и проходя все необходимые процедуры, мы будем учитывать собственные интересы и соблюдать принципы ВТО. В случае возникновения кризисных ситуаций у России должно остаться право устанавливать меры поддержания собственного рынка. Исходя из этих целей, наше государство постарается использовать так называемые переходные процедуры по вступлению в ВТО, по нужным пунктам, чтобы максимально взвешенно провести вступление нашей национальной экономики во всемирное торговое объединение», - заявил депутат.

«С точки зрения вступления в ВТО нас ждет свободный доступ на внешние рынки. При этом будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю. Недопустимо, чтобы наша страна ежегодно теряла до $2,5 млрд. от дискриминации на внешних рынках», - считает он.

По словам Звагельского, один важнейший плюс вступления России в ВТО – возможность участвовать в создании и реформировании правил международной торговли.

«Пока их устанавливаем не мы. Это значит, что они могут противоречить нашим интересам в области конкуренции, инвестиционной или энергетической политики, - отметил эксперт. - Последствия присоединения к ВТО для различных отраслей отечественной экономики будут отличаться. Мы рассчитываем, что в машиностроении нас ждет снятие запретительных импортных пошлин на автомобили и сокращение пошлин на запчасти. При вступлении России в ВТО в любом случае выиграют наши автолюбители. И на качестве, и на ассортименте предлагаемых моделей, и на цене»

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьезно ограничен.

Тема вступления России в ВТО так часто обсуждалась, что ее реальный смысл почти потерялся. Одни говорят, что вступление в ВТО – «это плохо», другие – что, наоборот, «это – единственный выход для нашей экономики».

Соответственно, та или иная позиция становится символом: одни не дружат с теми, кто «за» ВТО, другие – с теми, кто против. Но, поскольку тема вступления нашей страны в ВТО в последнее время активизировалась, хорошо бы актуализировать некоторые моменты.

Начнем с информационного сообщения буквально последних дней: «Мораторий на повышение пошлин на необработанную древесину, введенный в 2007 году, продлится весь 2011 год, после чего пошлины будут отменены окончательно в обмен на вступление России в ВТО. Договоренность об этом была достигнута на очередном раунде переговоров о присоединении России в ВТО, которые прошли накануне.

Ранее комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт заявил, что если РФ не откажется от повышения пошлин на вывоз леса, ЕС будет блокировать вступление страны в торговую организацию. Отметим, что за три года мораторий дважды продлевался правительством РФ под давлением ЕС, который защищал интересы Швеции и Финляндии».

Переводим на русский язык. Россия – крупнейший поставщик древесины на мировые рынки. Но деревообработки, в которой и создается основная добавленная стоимость в отрасли, у нас нет. И быть не может, поскольку вдоль наших границ в иностранных странах (Китай, Финляндия) стоят деревообрабатывающие комбинаты, которые и обрабатывают нашу древесину, а строить новые, на нашей территории, невыгодно, поскольку уже есть другие. С точки зрения нормального развития страны нужно было бы резко поднять пошлины на вывоз кругляка и строить собственные комбинаты – но, как мы видим, Европа активно возражает, причем в качестве основного аргумента выступает угроза закрыть доступ в ВТО. Это понятно, поскольку не хочется отдавать прибыль.

Минусы вступления в ВТО тут очевидны. А плюсы? А вот их что-то не видно. Точнее, нам обещают, что какие-то плюсы в виде отмены пошлин на наши товары будут. Но давайте посмотрим на ситуацию, которая сегодня сложилась на финансовых рынках. Практически все страны активно нарушают положения ВТО, Устав МВФ, защищают свои рынки, девальвируют национальные валюты. В такой ситуации рассчитывать на то, что они пустят наши товары на свои рынки, – удивительная наивность. Мы же сами снимаем защиту своих рынков.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения макроэкономики. Основной механизм современного кризиса – это падение совокупного спроса во всех странах, но в первую очередь – в США. По миру падение составит как минимум треть общего объема спроса, притом, что производственные мощности (как товаров, так и услуг) никуда, в общем, не денутся. И вот вопрос: как они смогут конкурировать за падающий спрос? Любое производство имеет смысл только в ситуации, когда произведенный товар или услугу можно продать. Это значит, что значительное количество мощностей придется закрывать, нравится это кому-то или нет. И самый главный вопрос, который придется решать в ближайшие годы, – в каких странах будут закрываться производства.

Повторим еще раз, немножко по-другому: ВТО (ГАТТ) создавалась как организация, призванная развивать «западную» систему разделения труда в ситуации, когда экономический рост мог продолжаться еще много лет, даже десятилетий. Теоретически СССР подписал Бреттон-Вудские соглашения, которыми утверждалась ГАТТ, однако он создавал собственную систему разделения труда и нужды в этой организации, в общем, не имел, из-за чего соглашения и не были ратифицированы. Но после 1988 года, когда система разделения труда с центром в СССР оказалась разрушена, встал вопрос о том, чем должны платить бывшие страны социалистического лагеря за то, что их примут в альтернативную систему разделения труда.

В начале 90-х это был вполне адекватный вопрос, поскольку плюсы и минусы были достаточно понятны. Но сегодня ситуация меняется: фактически «западная» система разделения труда находится в том же положении, в котором мировая система социализма находилась в конце 80-х. Отметим, что и экономический механизм разрушения – тот же самый (падение эффективности капитала в условиях невозможности расширять рынки сбыта), но в данном случае это не особенно принципиально.

В такой ситуации главной задачей становится защищать то, что еще можно спасти, и развивать то, что можно еще развить, – до того, как кризис вступит в свою полную силу. Отдавать свои рынки ради того, чтобы получить доступ в организацию, которая просто не сможет существовать через пару лет, – политика по меньшей мере странная. Отметим, что даже российский премьер В.Путин в своей статье в немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» намекает на то, что мировые рынки, скорее всего, распадутся на отдельные зоны, и предлагает Германии создать с Россией единую зону – даже, возможно, с одной валютой.

Но в случае распада мировой системы разделения труда платить за вход в нее (т. е. в ВТО) – не просто глупо, а преступно глупо.В общем, можно констатировать, что руководство России сегодня не имеет более или менее внятной картины развития ситуации в мировой экономике, и, как следствие, действия нашей страны представляются хаотическими и противоречащими друг другу. Отсутствие системной картины мира, отметим, дело крайне опасное, и очень жаль, что современное руководство России не в состоянии сформулировать свою позицию по этому вопросу.

Похожие публикации