Беседа иисуса христа с самарянкой. Разговор христа с самарянкой

Первая Пасха

Беседа с Самарянкой
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Луки 4:14; Иоан. 4:1-42)

Все четыре Евангелия говорят об отбытии Господа в Галилею. Св. Матфей и св. Марк отмечают, что это произошло после того, как Иоанн был заточен в темницу, а св. Иоанн добавляет, что причиной этого был слух, что Иисус более чем Иоанн Креститель приобретает учеников и крестит их, хотя Евангелист поясняет, что крестил не Он Сам, а Его ученики. После заточения Иоанна в темницу вся вражда фарисеев устремилась на Иисуса, Который стал казаться им опаснее самого Крестителя, и, так как не пришел еще час Его страданий, Иисус оставляет Иудею и идет в Галилею, чтобы уклониться от преследований Своих завистливых врагов. О беседе Господа с самарянкой, состоявшейся по пути в Галилею, повествует только один Евангелист — св. Иоанн.

Путь Господа лежал через Самарию — область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился город Самария, бывшая столица Израильского государства. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема, который у св. Иоанна назван Сихарь. Быть может, Евангелист употребил это название в насмешку, переделав его из слова«шикарь» -«поил вином», или«шекер» -«ложь». Св. Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды . Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить» . Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье («Дар Божий» ) Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» , под чем следует понимать благодать Святого Духа (см. Иоан. 7:38-39)

Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены; между тем как пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности, утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».

Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого — скачущий ) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа, и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу. Чтобы она поняла, наконец, что говорит не с обыкновенным человеком, Господь сначала приказывает ей позвать своего мужа, а затем прямо обличает ее в том, что она, имея уже пять мужей, живет теперь в прелюбодейной связи.

Увидев, что перед нею пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему за разрешением проблемы, наиболее мучавшей самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу? Самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонения Богу на этой горе или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме? Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130-м году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма. Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70-м году по Рождестве Христовом.

Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду тот факт, что самаряне приняли лишь Пятикнижие Моисея и отвергли пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Да и само «Спасение [придет] от Иудеев» , поскольку Искупитель человечества происходит из иудейского народа. Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает на то, что «настанет время, и настало уже» (ведь Мессия уже явился) время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух. Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «Духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)

Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» . Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18). Понятия самарян о Мессии не были так испорчены как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: «[Мессия —] это Я, Который говорю с тобой» . В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», а так же: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину» . Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.

Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота о их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно, сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души, духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе с жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Свящ. Александр Мень

Беседа Иисуса Христа с Самарянкой (Евангелие от Иоанна 4. 6-38)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии вы слышали рассказ о встрече Господа с простой женщиной. Эта женщина шла не в храм, не на молитву, не на какой-то особый подвиг, не на особое доброе дело, а просто шла за водой, как ходили тысячи женщин во всех странах, как ходила она от юности: брала кувшин, спускалась к колодцу в долину, набирала воду — колодец этот до сих пор сохранился — и возвращалась по тропинке в гору к себе в деревню. Но тот день был для нее особенный, хотя она и не подозревала об этом. Как всегда, она собралась, накинула ветхую одежду, взяла кувшин, поставила на плечо, как было принято носить, и пошла по дорожке. Предание говорит, что ее звали Орой, по-гречески, Фотинией, по-русски это имя мы произносим как Светлана. Но в Священном Писании имя ее не упомянуто. Говорится, что она была самарянка, принадлежала к секте самарян, которые тоже верили в Бога, ожидали избавления Господня, но считали, что самое святое место — гора Гаризим, где у них стоял храм. Вот шла эта женщина и, может быть, думала о своей тяжелой и горькой судьбе. Жизнь ее не сложилась: пять раз она пыталась создать семью, и каждый раз это не удавалось, и то, что у нее было теперь, не давало отрады. Думая о своих заботах, о том, что надо стирать белье, печь хлеб, самарянка спускалась к колодцу. Какой-то усталый путник сидел у колодца и попросил ее пить. Вот так и началось совсем новое в ее жизни. Этим путником был Господь наш Спаситель Иисус Христос. Он как бы ждал ее там и, попросив напиться, Сам дал ей живой воды истины.

Этот евангельский рассказ нам говорит о трех вещах. Первое: что Господа можно встретить в самой обычной своей жизни. Самарянка не подозревала, что у колодца, где она каждый день брала воду себе для еды и стирки, ее ждет пророк, Мессия, Христос, Спаситель мира. Так и мы, занимаясь своими повседневными трудами, тоже думаем, что в это время Он далеко от нас, но если наше сердце не будет терять Господа, Он будет с нами встречаться и здесь.

И еще: была эта женщина с трудной судьбой, наверное, она и сама была виновна в том, что личная жизнь ее не сложилась, но это не помешало Господу встретить ее и говорить с ней о самом высоком. Она стала Его спрашивать о вере, о том, где самое святое место на земле: в Иерусалиме, как думали иудеи, или у них, самарян, на горе Гаризим. Господь сказал: «Да, Иерусалим — место святое, оттуда идет спасение, но приходит время, говорю тебе, женщина, когда люди будут поклоняться и не на этой горе, и не в Иерусалиме, а всюду, в духе и истине. Бог есть Дух».

Какую великую тайну Он ей открыл! Не нужно думать, что Бог живет в храмах, в зданиях, в церквах — нет места в мире, где бы Он не жил. Только в одном месте Его нет — там, где живет зло. Он призывает всех нас, говоря, что Бог есть Дух, и тот, кто Ему поклоняется, должен поклоняться в духе и истине.

Это не значит, что мы не должны собираться в храмах, конечно, это великое благо — молиться вместе. Это не значит, что у нас перед глазами не должны быть иконы — они нам напоминают о самом Господе и о святых Его. Это не значит, что у нас не должны перед иконами гореть свечи и лампады — они освещают святые изображения и символизируют своим огнем нашу жертву храму, нашу жертву Церкви. Но главное должно находиться в сердце, ибо никакая жертва Богу не угодна, если не будет дух обращен к Нему, к истине, к правде, в добром свидетельстве.

Дух и истина это есть вера, настоящая твердая вера. Дух и истина — есть любовь, дух и истина — есть служение. Это доступно не каким-то святым сверхъестественным людям, которые избраны от утробы матери, а всем. Женщина-самарянка нам пример, обыкновенная женщина, которая шла по своим обычным делам. И Бог ее призвал, явившись ей, сказав ей о духе и истине. Значит, никто из нас не имеет права сказать: «Я слишком грешная, я слишком малая, я слишком недостойная для того, чтобы услышать и понять Весть Христову». Весть Христова обращена к каждому из нас, к каждому и в свой час. Слово Божие, как меч, проникает сквозь сердце, достигает самой глубины. Только почувствуй эту силу, и она даст тебе жизнь вечную, живую воду, которую Господь обещал самарянке. Аминь.

Отрывки к тексту:

Ин 4:6-38

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

познакомиться с беседой Иисуса Христа с самарянкой

Задачи:

  • понять причину, по которой иудеи не общались с самарянами
  • узнать обстоятельства и ход беседы Иисуса Христа с самарянкой
  • понять смысл этой беседы
  • разобраться, что означает поклонение Богу «в духе и истине»

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3.
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005.

Ключевые понятия:

  • Мессия
  • Духовная жажда

Словарь урока:

  • Покаяние
  • Вода живая
  • Самарянка

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:



Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Обсуждение прочитанного.

Нравственные выводы.

Запись в тетрадь ключевых слов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 187. «Беседа Иисуса Христа с самарянкой»:

  1. Телепроект «Читаем Евангелие вместе с Церковью». 10 мая 2015 года:

  1. Мульткалендарь. 2 апреля. Святая мученица Фотина Самаряныня:

1) Положение Самарии

Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Самария – область, расположенная на юг от Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь произошло много событий еврейской истории. Однако еще с древнейших времен Самария стала враждебной иудейскому народу. Вражда началась в 975 году до Р. Х., сразу же после смерти царя Соломона, когда царство его разделилось на две неравные части – Иудейское и Израильское. Столицей Иудейского царства остался Иерусалим, а центром Израильского стали Сихем и Самария. Первый царь израильский Иеровоам, желая отвлечь свой народ от посещения Иерусалимского храма, изменил религии единобожия и ввел у себя в Самарии идолопоклонство (см. 3 Цар. 12:25-33 и 13:33-34). В дальнейшем цари израильские то возвращались к единобожию, то снова склонялись к идолопоклонству. Цари иудейские и израильские вели между собой постоянные войны и тем углубляли духовный и политический разрыв между Иудеей и Самарией.

В 772 году до Р. Х., после завоевания Палестины ассирийцами, завоеватели увели в плен десять еврейских племен (колен), большей частью из Самарии, а вместо них поселили другие народы, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи. Их стали называть самарянами.

Одним из наиболее мучивших самарян вопросов в их взаимоотношениях с иудеями был спор о месте поклонения Богу: правы ли самаряне, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонение Богу на этой горе, или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме. Избрав для поклонения Богу гору Гаризим, самаряне основывались на повелении Моисея (Втор. 11) произнести благословение на этой горе. И хотя их храм, воздвигнутый на этой горе, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130 г. до Р.Х., они продолжали совершать там жертвоприношения.

Иудеи презирали самарян. Вражда между ними была так велика, что даже во времена Христа, иудеи, путешествующие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Потому-то и сказано было: «Иудеи с Самарянами не сообщаются » (Ин. 4:9).

2) Начало беседы Иисуса Христа с самарянкой у колодца

Там, в Самарии, утомившись от пути, в полуденный зной, Иисус Христос остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел Один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем.

В это время из города пришла за водой женщина, и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забывая вековую вражду, просит пить у нее, самарянки.

Тогда Христос, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую » (Ин.4:10). Женщина говорит Ему: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? » (Ин.4:11)

Самарянка думала, что неизвестный говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о благодати Святого Духа, о том, что Он Сам и Его учение о Царстве Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4:14), – сказал Спаситель.

Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Он обещает ей дать какую-то особенную воду, и попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать » (Ин. 4:15).

3) Признание самарянкой Мессии в Иисусе Христе

Но для духовной жизни нужно очищение совести и покаяние в грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Он сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда » (Ин. 4:16). Женщина смущенно ответила, что у нее нет мужа. Господь, услышав ее искреннее признание, сказал: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе » (Ин. 4:17-18). Эти слова как гром поразили самарянку. Удивленная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, женщина сама признала себя грешницей и воскликнула: «Господи! вижу, что Ты пророк » (Ин. 4:19). Только теперь ее сознание пробудилось от духовной спячки. Она стала спрашивать Иисуса Христа о духовной жизни, о том, что составляло «святая святых» ее души, Кто есть Бог и где Ему молиться: на горе Гаризим или в Иерусалиме? Чья вера правильная – иудейская или самарянская?

«Поверь Мне , – ответил ей Христос, – что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (Ин. 4:21-24).

Эти слова еще более всколыхнули сердце самарянки, и она убежденно исповедала свою веру в скорое пришествие Мессии. «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все » (Ин. 4:25).

Здесь и обнаружилось, что, несмотря на всю свою греховность и заурядную будничную жизнь, самарянка, все же, в глубине души всегда ожидала откровения Правды Божией и явления на землю Христа. И лишь только в ней пришло покаяние, – явилось и откровение Мессии.

Иисус сказал ей: «Это Я, Который говорю с тобою » (Ин. 4:26).

4) Уход самарянки и возвращение учеников

Тогда самарянка совершенно преобразилась душою и отправилась в город, неся людям живую воду благовестия Христова. Признавая себя грешницей, она звала всех жителей города идти ко Христу.

Между тем ученики просили Спасителя, говоря: «Равви! ешь ». Но Спаситель, отказавшись, сказал им: «У меня есть пища, которой вы не знаете ». Ученики стали говорить между собою: «Разве кто принес Ему есть? » Тогда Спаситель, объясняя им, сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Отца) и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите (поднимите) очи ваши и посмотрите на нивы (и Господь указал им на самарян - жителей города, которые в это время шли к Нему), как они побелели и поспей к жатве, (т. е. как эти люди желают видеть Спасителя Христа, с какою охотою готовы слушать Его и принять Его). Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречете: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их » (Ин.4:34-38). Христос имеет ввиду, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими: – ветхозаветными пророками и Им Самим.

Самаряне пришли к колодцу Иакова и, увидев там Спасителя, слушали Его речи. Они звали Его к себе в город Сихарь. И Он согласился прийти и пробыл у них два дня.

Многие уверовали в Него. А женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос » (Ин. 4:42). Церковное Предание говорит, что эта самарянка впоследствии стала святой мученицей Фотинией.

Проверочные вопросы:

  1. Почему иудеи с самарянами не общались?
  2. Какую воду предлагает самарянке Христос?
  3. Как сначала понимает это предложение воды самарянка?
  4. Почему после разговора о ее муже женщина начинает задавать Иисусу Христу вопросы о правильности поклонения самарянами Богу?
  5. Почему самарянка забывает о том, зачем пришла к колодцу, и бежит обратно в город?
  6. Как ты думаешь, что хотел показать людям Иисус Христос, заговорив с самарянкой?
  7. Меняется ли человек после встречи с Богом?
Священная Библейская история Нового Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Беседа с Самарянкой. Ин. 4: 7-42

Беседа с Самарянкой. Ин. 4: 7-42

Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане, и толпы народа идут к Нему, быстро облетел всю Иудею и серьезно обеспокоил членов Синедриона. Они срочно послали на Иордан своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедником и следили за Его деятельностью. Фарисеи делали все возможное, чтобы воспрепятствовать распространению проповеди Христа в Иудее. Поэтому Господь покинул берега Иордана и с учениками направился в Галилею. Путь шел через Самарию.

Жители этой области с древних времен по религиозным причинам враждовали с иудеями. Иудеи считали самарян хуже язычников, старались с ними не встречаться и обходили их селения. Самаряне воздавали иудеям тем же самым и не ходили в Иерусалим на молитву. Они построили себе храм на горе Гаризим и считали его местом истинного поклонения Богу.

Но Господь, пришедший спасти всех людей без различия цвета кожи и национальной принадлежности, не пренебрегает самарянами. Он идет к ним, так как и они дети Отца Небесного.

Был жаркий полдень, когда Христос со Своими учениками подошел к древнему городу Сихем (Сихарь). Утомленный, Иисус Христос сел отдохнуть у колодца Иакова, из которого окрестные жители черпали воду с незапамятных времен. Ученики тем временем отправились купить пищи в город, а Господь остался один, погруженный в Свои Божественные думы. Между тем к колодцу с кувшином подошла женщина самарянка, чтобы набрать воды. Страдая от жажды, Христос не мог не обрадоваться ее приходу, и лишь только она почерпнула воды из колодца, Он обратился к ней с просьбой: «Дай Мне пить».

По одежде и языку женщина сразу увидела, что незнакомец иудей, и удивленно ответила Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Спаситель, увидев простодушие и искренность самарянки, захотел просветить ее великими истинами, постигнуть которые не дано было величайшим мудрецам древнего мира. Возводя её мысль от простой вещественной воды, утоляющей временно телесную жажду, Он напоминает ей о существовании другой «воды» - благодати Божией, утоляющей жажду духовную. «Если бы ты знала дар Божий, - сказал Он удивленной женщине, - и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

«Господин, - в недоумении ответила Ему самарянка. - Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?»

Не отрицая хорошего качества воды колодца Иакова, Христос говорит самарянке, что «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек...».

Под «живой водой» Господь имеет в виду Свое благодатное учение, которое утоляет духовную жажду души человеческой и приводит ее к вечной жизни. Все земное, даже самые возвышенные человеческие учения, никогда не утолят духовной жажды, ибо бессмертная душа человеческая жаждет глаголов вечной жизни и без них - умирает. «Напившись живой воды» - благодатного учения Христова, человек уже сам становится источником этого учения, ведущего людей в жизнь вечную.

Но самарянка, сердце и сознание которой были заполнены суетой мира сего, не смогла сразу уразуметь смысла слов Господних. Она все думает о физической воде и просит Христа: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Желание избавиться от труда и хорошо устроиться в материальном плане без духовного совершенствования - это свойственно не только самарянке... Она еще не понимает, что Господь зовет ее к духовному преображению, к спасению. Но для духовной жизни нужно очищение совести, покаяние в своих грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Он говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Эти слова болезненно подействовали на совесть женщины, и она смущенно ответила Ему: «У меня нет мужа».

Господь одобряет ее искреннее признание и добавляет: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе...». Эти слова Господа, как гром, поразили самарянку. Она, удивленная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, сама признала себя грешницей и благоговейно воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк». Только теперь сознание самарянки пробудилось от духовной спячки и у нее возник интерес к религиозным вопросам. Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святая святых» ее души, - Кто есть Бог и где Ему молиться: на горе Гаризим или в Иерусалиме? Чья вера правильная - иудейская или самарянская?

«Поверь Мне, - ответил ей Христос, - что наступает время, когда и не на горе сей, инее Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Самарянка была еще более удивлена таким учением незнакомца, но тут же решила отложить решение этого вопроса до пришествия ожидаемого Мессии. В ответ на свои мысли она услышала от Христа глубоко поразившие ее слова: «Нет надобности вам ждать Мессию, Он пришел, и это Я, Который говорю с тобою» [*].

Этой простой неграмотной женщине Спаситель говорит о глубочайшей сущности религии духа и впервые открывает ей тайну Своего пришествия. Какое разительное отличие от Сократа, для которого женщина только служанка, и Будды, который считал женщин низшими существами и запрещал своим ученикам разговаривать с ними.

До Христа история не знала полного уважения к женщине.

Между тем пораженная и изумленная самарянка, оставив водонос, побежала в город рассказать людям о своей чудесной встрече. Вместо вещественной воды она несет в Сихем «воду живую», которая утолила жажду людских сердец. Самаряне толпами пошли к колодцу Иакова, чтобы убедиться своими глазами в пришествии Мессии.

А в это время у колодца ученики предлагали Иисусу пищу. Господь же ответил им, что Его пища заключается в том, чтобы творить волю Отца Его Небесного. Затем, указывая им на приближающиеся толпы самарян, Господь сказал: «Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и страданиями» [*].

Многие самаряне уверовали во Христа, а Господь, пробыв у них два дня, пошел из Сихема в Галилею. Церковное предание говорит, что самарянка впоследствии стала мученицей с именем Фотина.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Беседа с Самарянкой. Ин. 4: 7-42 Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане, и толпы народа идут к Нему, быстро облетел всю Иудею и серьезно обеспокоил членов Синедриона. Они срочно послали на Иордан своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедником и

автора (Таушев) Аверкий

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом] автора Найми Михаил

XIV. Беседа Двух Архангелов и Беседа Двух Архидемонов при Вневременном Рождении Человека МИРДАД: При вневременном рождении человека два архангела вели беседу, находясь на высшем полюсе Вселенной:Первый архангел промолвил:На Земле рождено чудесное дитя; и вся Земля

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Беседа с самарянкой Вы знаете, что царство царя Соломона после его смерти разделилось на Иудейское и Израильское. В Израильском царстве главный город был Самария. Самарян иудеи презирали, потому что они приняли много языческих обычаев. После вавилонского пленения, когда

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

БЕСЕДА С САМАРЯНКОЙ Ин. IV. 3. То оставил Иудею и пошел опять в Галилею.И ушел Иисус из Иудеи опять в Галилею.4. Надлежало же ему проходить чрез Самарию.И надо ему было проходить через Самарию.5. Итак, приходит он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли,

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

ОБЩИЙ СМЫСЛ БЕСЕДЫ ИИСУСА С САМАРЯНКОЙ Иисус, проповедуя царство Божие, состоящее в любви людей между собою, ходит но деревням и селам и однажды, зайдя во враждебную иудеям землю Самарянскую, попросил у самарянской женщины напиться. Женщина под предлогом того, что он

Из книги Творения. Ч. 1. автора Великий Василий

Беседа 7. О снисхождении Христовом к человеку. Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов 1. Представь, что кто-нибудь входит в царские чертоги, видит изображенные там истории и украшения, в ином месте разложенные сокровища, а в ином что-нибудь иное, и

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов 1. Адам, преступив заповедь, погиб двояко; потому что утратил, во-первых, чистое,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим - Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы - например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, - и

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы 1. Познай,

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Беседа 11 Вторая беседа о человеке 1. Премудрый Соломон, умудренный «не убедительными речами человеческой мудрости», а научениями Святого Духа, прославляя человека в той (притче), которая нам только что была прочитана, восклицал: «Великое создание человек, и достоин чести

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Беседа с Самарянкой (Матф. 4:12; Марк. 1:14; Луки 4:14; Иоан. 4:1-42). Все четыре Евангелия говорят об отбытии Господа в Галилею. Св. Матфей и св. Марк отмечают, что это произошло после того, как Иоанн был заточен в темницу, а св. Иоанн добавляет, что причиной этого был слух, что Иисус

Из книги автора

Иисус говорит с самарянкой у колодца 1 Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, 2 хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. 3 Когда Иисус узнал, что о Нем говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею. 4 Путь Его

Из книги автора

ГЛАВА 8. Взятие Иоанна под стражу. Уход Иисуса из Иудеи. Беседа Его с самарянкой Заключение Иоанна в темницуИрод Антипа, сын Ирода, совершившего избиение вифлеемских младенцев, управлял Галилеей и Переей; он, будучи женат, вступил в сожительство с Иродиадой, женой брата

Из книги автора

3.2. Беседа с самарянкой Не так много в Евангелиях приведено бесед Христа с женщинами, но и среди этих бесед встреча с самарянкой выделяется, так как собеседница не только женщина (а беседовать с женщинами еврейские законоучители считали делом весьма недостойным), но и

Из книги автора

VII Пребывание Иисуса Христа в Самарии. Беседа его с самарянкой Насильственно прекратив общественное служение Иоанна Крестителя, фарисеи не успокоились на этом успехе, а услышав, что новый Учитель привлекает еще больше последователей, чем Иоанн, они не преминули бы

Итак, приходит Он в город самаринский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Говорит Ему женщина самарянка: как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами. Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий и Кто есть говорящий тебе: дай Мне пить, - ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил и сыновья его и скот его? Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: у меня нет мужа, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение - от иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине. Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он? Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем просили Его ученики, говоря: Раввй, ешь! Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? говорит им Иисус: пища Моя - творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. Из города же того многие самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё что я сделала. Поэтому, когда пришли к Нему самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. И еще больше народа уверовало по слову Его; и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем, ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира. (Ин. 4, 5-42)

Впервые ученики Христа стали называться христианами в Антиохии – в Сирии, где они оказались в результате самых первых гонений во второй половине I века. С тех самых пор мы носим на себе имя Христово, а сама Церковь называется «тезоименитым», то есть таким же по имени «местом жительства» Христа Бога. В Духе Святом, Который везде пребывает и все наполняет, Христос живет в Своей Церкви, живет среди нас, живет в людях, которые посвящают ему свои сердца.

В Преполовение Пятидесятницы, на половине пути от Пасхи до дня схождения на учеников Духа Святого, мы вспоминаем беседу Христа с женщиной самарянкой. Известно, что в Евангелии от Иоанна, в котором и рассказана эта история, самый меньший из всех четырех Евангелий словарный запас – всего около 1 000 слов. В то же время именно Евангелие от Иоанна самое глубокое, самое богословское и самое таинственное. И откровением тайны богословия, тайны поклонения Богу является в том числе и запечатленная в нем беседа Христа и самарянки, произошедшая еще в первый год служения Спасителя.

Депортация народов была придумана не в XX веке, древние правители переселяли захваченные народы, чтобы оторвать их от родной земли и лишить корней. Именно таким образом после Вавилонского пленения и сформировалось население Самарии, заселенной язычниками. В дни земной жизни Христа Спасителя Самария была, наряду с Галилеей и Иудеей, одной из трех областей Палестины, ее жители, приняв Моисеев закон, сохранили при этом языческие верования. И хотя самаряне историю своего рода возводили к библейским праотцам, иудеи презирали их и не общались с ними. Самаряне отвечали тем же. Однажды, когда Господь шел из Галилеи в Иерусалим, самаряне не приняли Его. Именно учитывая взаимную неприязнь самарян и иудеев, Господь сделал героем притчи о том, кто нам ближний, доброго самаритянина.

И поэтому однажды, когда после жаркого раскаленного дня уставший от долгого пути Христос присел у колодца и сказал черпавшей из колодца воду самарянке: «Дай мне пить», она была очень удивлена: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня?» С этого и началась беседа, которая удивительна среди прочего и тем, что в ней отсутствует причинно-следственная связь: на поставленные вопросы нет прямых ответов, а произносимые в диалоге фразы хотя и идут к определенной цели, тем не менее не связаны внешней логикой. В этом плане беседа с самарянкой похожа на другую беседу – с Никодимом, ему Господь тоже говорил о Духе, и точно так же Никодим, не получая прямых ответов, узнавал нечто большее: ответы Христа были больше его вопросов.

И сейчас Господь не дает ответа удивленной самарянке, почему с ней заговорили, но утверждает, что если бы только женщина знала «дар Божий» – могла осознать, Кто перед ней находится, то сама просила бы у Него и Он дал бы ей живую воду. Женщина выражает сомнение, ведь Господу даже нечем почерпнуть воду, она с иронией (или же она такая доверчивая?) спрашивает «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети и скот его?» Господь же говорит, что та вода, которою даст Он, отличается от воды в колодце: тот, кто будет ее пить, уже не будет жаждать вовек, и эта вода станет в человеке источником вечной жизни. Мы понимаем, что Господь говорит о Духе Святом, мы знаем, что о Духе как воде жизни Господь будет говорить на празднике кущей, но, конечно, этого не знает самарянка, и она просит дать ей эту воду, чтобы ей, бедной, не носить по жаре воду из колодца. В ответ Господь просит, чтобы она позвала мужа. И когда женщина сообщает, что у нее нет мужа, то Господь открывает ей, что Он действительно больше «отца Иакова», потому что Он знает всю ее жизнь, знает, что у нее было пять мужей и того, кто с ней сейчас, законным мужем никак нельзя назвать. И здесь беседа кардинально меняется

.

Евангелие от Иоанна композиционно и литературно выстроено самым удивительным образом: здесь везде параллели и каждая фраза, каждый рассказ, каждый диалог имеет свои параллели, свое продолжение. В связи с этим вспомним, что и ход беседы с Нафанаилом изменился сразу же после того, как Господь открыл ему то, что и видел и знает его.

И здесь происходит такая же перемена, Господь, открыв женщине, что он знает всю ее жизнь, достучался до ее сердца, и тогда она спросила о самом главном, о том, что есть единое на потребу, – о поклонении Богу. Где поклоняться Всевышнему: на горе Гаризим (как это делали самаряне) или же в Иерусалиме? Господь упрекает самарян, так как «они не знают, чему кланяются», ибо совместили Божию заповедь с идолопоклонством и произносит то, что составляет суть всей беседы: «Наступает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И самарянка, которая сначала совершенно не понимала Христа, затем признала Его за пророка, теперь делает предположение, Кто же Он на самом деле: «Знаю, – говорит она, – что, когда придет Христос, то все возвестит нам». И тут Господь открывает, что это – Он, Тот, Кто говорит с нею!

И значит, Он уже возвестил – открыл ей – самарянке и нам – слышащим и читающим Евангелие, тайну Богопоклонения!

Бог есть Дух, Он не ограничен ни временем, ни пространством, и поклоняться Ему нужно ни в том или и ином месте, там или здесь – поклоняться Богу необходимо в Духе и Истине. И время для этого настало тогда, когда Господь – Бог Истинный – пришел в наш мир, это время настало, когда Дух Святой сошел на учеников Христовых в день Пятидесятницы, когда началась земная история Церкви, в которой мы призваны поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу.

И как поразительно и непостижимо избрание Божие! Господь открывает самые возвышенные истины не ученым мужам, посвятившим свою жизнь изучению и толкованию Писания, а самой простой женщине, грешнице, бывшей презренной в глазах иудеев. Даже ученики, когда вернулись из городка и увидели Господа, разговаривавшего с самарянкой, были удивлены этим.

Потомки древних самарян, многие из которых тогда уверовали, что Иисус «истинно Спаситель мира, Христос» до сих пор живут своим обособленным миром вблизи горы Гаризим на территории государства Израиль. Их совсем немного – менее тысячи, и совсем недавно, чтобы разрешить демографическую проблему, доселе закрытое общество было вынуждено набрать жен со стороны – из бывших республик Советского Союза.

А предание донесло до нас имя этой женщины получившей от Господа воду жизни и ставшей мученицей за Христа. Самарянку утопили в колодце, ее имя по-гречески звучит, как «Фотиния», по-славянски – «Светлана». И это опять возвращает нас к Евангелию от Иоанна, ведь согласно ему, «Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы». Аминь.

Похожие публикации