Ассирия история государства. Возникновение ассирийского царства

Возникновение Ассирийского царства

Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до х.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Более того, в XV в. не существовало даже и самого понятия "Ассирия". Поэтому встречающееся иногда применительно к державе Шамши-Адада I (1813-1783 гг. до х.э., см. ниже) обозначение "староассирийская" ошибочно: Шамши-Адад I никогда и не считал себя царем Ашшура, хотя позднейшие ассирийские царские списки (I тысячелетие до х.э.) действительно включают его в число ассирийских царей.

Ниневия первоначально, по-видимому, была хурритским городом. Что же касается г. Ашшур, то его название, очевидно, семитское, и население этого города было в основном аккадским. В XVI - XV вв. до х.э. эти города-государства зависели (иногда лишь формально) от царей Митанни и касситской Вавилонии, но уже с конца XV в. правители Ашшура считали себя независимыми. Они, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами - Ашшур, Ниневия и Арбела. Здесь же, возможно, происходило очищение серебряно-свинцовых руд. Из Афганистана через те же центры шло и олово.

Ашшур был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX-XIX вв. до х.э. он был исходным пунктом одного из путей международной торговли, тесно связанным с другим торговым центром - Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. После завоевания Верхней Месопотамии Шамши-Ададом I, а восточной части Малой Азии - хеттскими царями торговые колонии в Малой Азии прекратили свое существование, но Ашшур продолжал сохранять большое хозяйственное и политическое значение. Правитель его носил титул ишшиакку (аккадизация шумерского слова энси); его власть практически была наследственной. Ишшиакку был жрецом, администратором и военным вождем. Обычно он же занимал и должность укуллу, т.е., видимо, верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно сменяемые лимму - эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно места в совете все больше замещались людьми, близкими к правителю. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало.

Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений - сельских общин; во главе каждой стоял совет старейшин и администратор - хазанну. Земля была собственностью общины и подлежала периодически переделам между семейными общинами. Центром такой семейной общины являлась укрепленная усадьба - дунну. Член территориальной и семейной общины мог продать свой надел, который вследствие такой продажи выбывал из состава семейно-общинной земли и становился личной собственностью покупателя. Но сельская община контролировала подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например, в соседней Вавилонии. Отчуждение земли здесь уже стало необратимым. Следует отметить, что покупаются иногда целые хозяйственные комплексы - усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 до 30 га. Скупщиками земли были обычно ростовщики, занимавшиеся также и торговлей. Это последнее обстоятельство подтверждается тем фактом, что "деньгами" служит, как правило, не серебро, а свинец, причем в очень больших количествах (сотни килограммов). Рабочую силу для своих новоприобретенных земель богачи добывали посредством долговой кабалы: заём выдавался под залог личности должника или члена его семьи, причем в случае просрочки платежа эти люди считались "купленными за полную цену", т.е. рабами, хотя бы до этого они являлись полноправными общинниками. Существовали и другие средства закабаления, такие, как "оживление в беде", т.е. помощь во время голода, за которую "оживленный" попадал под патриархальную власть "благодетеля", а также "усыновление" вместе с полем и домом и, наконец, "добровольная" отдача себя под покровительство богатого и знатного лица. Поэтому в руках немногих богатых семей концентрировалось все больше земли, а общинные земельные фонды таяли. Но общинные повинности по-прежнему лежали на сильно обедневших домашних общинах. Владельцы новообразованных имений жили в городах, а общинные повинности за них несли зависимые жители селений. Ашшур теперь именуется "город среди общин" или "община среди общин", а привилегированное положение его жителей позже официально закрепляется освобождением от поборов и повинностей (точная дата этого события неизвестна). Жители сельских общин продолжают платить многочисленные поборы и несут повинности, среди которых первое место занимает воинская.

Итак, Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. Между 1419 и 1411 гг. до х.э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена "Нового города" в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя митаннийские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические отношения с Египтом. С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя "царем", хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшутубаллит I (1365-1330 гг. до х.э.) впервые именовал себя "царем страны Ассирии" в официальной переписке и на печатях (хотя все еще не в надписях), а египетского фараона называл своим "братом", подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял участие в военно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, и в дележе большей части митаннийских владений. Ашшурубаллит I неоднократно вмешивался также и в дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В дальнейшем в отношениях с Вавилонией периоды мира сменялись более или менее серьезными военными столкновениями, в которых Ассирия далеко не всегда имела успех. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний Тигр) и на восток (горы Загрос). Рост влияния царя сопровождался падением роли городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад-нерари I (1307-1275 гг. до х.э.) к своим прежним должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму - казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул "царь обитаемого мира" и, таким образом, является подлинным основателем Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на "южном фронте" оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и г. Каркемиш) к Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274-1245 гг. до х.э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками - хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от водных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была вновь присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против горных племен "уруатри" (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением (убивали или калечили, грабили и налагали "знатную дань"). Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла за счет "внутренних ресурсов". Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торговли путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа.

При следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244-1208 гг. до х.э.), Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел "8 саросов" (т.е. 28 800) пленных хеттских воинов. Тукульти-Нинурта I воевал также против степных кочевников и горцев севера и востока, в частности с "43 царями (т.е. племенными вождями) Наири" - Армянского нагорья. Походы теперь происходят регулярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Зато на юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние - завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.) и владел им более семи лет. Об этом его подвиге была сложена эпическая поэма, а новый титул Тукульти-Нинурты теперь гласил: "могучий царь, царь Ассирии, царь Кар-Дуниаша (т.е. Вавилонии), царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь Дильмуна и Мелахи (т.е. Бахрейна и Индии), царь Верхнего и Нижнего моря, царь гор и широких степей, царь шубарейцев (т.е. хурритов), кутиев (т.е. восточных горцев) и всех стран Наири, царь, слушающий своих богов и принимающий знатную дань четырех стран света в городе Ашшуре". Титул, как видно, не совсем точно отражает реальное положение вещей, но содержит целую политическую программу. Во-первых, Тукульти-Нинурта отказывается от традиционного титула "ишшиакку Ашшура", но зато именует себя древним титулом "царь Шумера и Аккада" и ссылается на "знатную дань четырех стран света", подобно Нарам-Суэну или Шульги. Он претендует также на территории, не входившие еще в состав его державы, а также особо упоминает главные торговые центры - Сиппар и Вавилон и торговые пути в Бахрейн и Индию. Дабы полностью освободиться от всякого влияния со стороны общинного совета Ашшура, Тукульти-Нинурта I переносит свою резиденцию в специально построенный неподалеку от Ашшура город Кар-Тукульти-Нинурта, т.е. "Торговая пристань Тукульти-Нинурты", явно намереваясь перенести сюда центр торговли. Здесь же был сооружен грандиозный дворец - парадная резиденция царя, где он даже принимал в качестве гостей самих богов, т.е., разумеется, их статуи. Специальные указы во всех тонкостях определяли сложнейший дворцовый церемониал. Личный доступ к царю имели теперь лишь немногие особо высокопоставленные придворные (обычно евнухи). Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения специальных магических ритуалов для предотвращения зла и т.п.

Однако время осуществления "имперских" притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем убить. Новая царская резиденция была заброшена.

Вавилония умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие ассирийские цари (кроме одного) были, видимо, просто-напросто вавилонскими ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Тукульти-Нинуртой статую Мардука.

Впрочем, Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115-1077 гг. до х.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников - халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое, однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена, появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II тысячелетия до х.э., - протоармянские племена, абешлайцы (возможно, абхазы), арамеи, халдеи и др. - были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар I был, по-видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону без боя, и они были "причислены к людям Ассирии". В 1112 г. Тиглатпаласар отправился в поход из Месопотамии вверх по левому берегу Евфрата. Точный маршрут этого похода неизвестен, но, по-видимому, он проходил по древнему торговому пути. В анналах сообщается о победе над десятками "царей", т.е. в действительности вождей. В частности, можно предполагать, что, преследуя "60 царей Наири", ассирийское войско вышло к Черному морю - примерно в районе нынешнего Батуми. Побежденные подвергались ограблению, сверх того, на них налагали дань, а для обеспечения ее регулярной уплаты брали заложников. Походы на север продолжались и в дальнейшем. Об одном из них напоминает надпись на скале к северу от оз. Ван.

Дважды Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около 1089 г. ассирийцы были вновь отброшены вавилонянами на свою коренную территорию. Однако главное внимание еще с 1111 г. пришлось уделять арамеям, ставшим чрезвычайно серьезной угрозой. Медленно, но неуклонно они просачивались в Северную Месопотамию. Тиглатпаласар не раз предпринимал походы против них даже к западу от Евфрата. Он громил кочевников в оазисе Тадмор (Пальмира), перевалил через горы Ливана и прошел Финикию до самого Сидона. Он даже совершил здесь прогулку на корабле и охотился на дельфинов. Все эти деяния принесли ему громкую славу, но их практические результаты были ничтожны. Ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но они не смогли и отстоять территории к востоку от него.

Хотя ассирийские гарнизоны все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии, степь была наводнена кочевниками, перерезавшими все коммуникации с коренной Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец Х в. до х.э. до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения.

В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль богов"). Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э.

Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые "Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ), которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода "научную" компиляцию - свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна - от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички. Они датируются XIV-XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше.

Своеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты весьма архаичные, так и серьезные нововведения.

К последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные "блоки", каждому из которых посвящена особая табличка, ибо "предмет" понимается в САЗ чрезвычайно широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - "дочери человека", "жены человека", вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против нее, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами, женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как преступница, и как потерпевшая. "Заодно" сюда же отнесены действия, совершаемые "женщиной или мужчиной" (убийство в чужом доме; чародейство), а также дела о мужеложстве. Такая группировка, разумеется, значительно удобнее, но и ее недостатки очевидны: воровство, например, оказывается в двух разных табличках, ложные обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички; такая же участь постигает и нормы, касающиеся наследования. Впрочем, эти недостатки очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных наказаний - порки и "царской работы", т.е. своего рода каторжных работ (помимо денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием правовой мысли, так- и сохранением общинной солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно отнести законы, согласно которым убийца выдается "хозяину дома", т.е. главе семьи убитого. "Хозяин дома" может поступить с ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается). Такое смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ.

Ашшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова). Однако при этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении определенного срока заложники считались "купленными за полную цену". С ними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать "в другую страну". Земля служит объектом купли-продажи, хотя и под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на землю сочетается с сохранением определенных прав общины.

Патриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще "большая семья", и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. "Как ему угодно" он может поступить и со своей "согрешившей" незамужней дочерью. Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. По суду же на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену. Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних), ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею детей, но во всех остальных случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало - обязательную принадлежность костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по произволу господ.

САЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и "добровольное" поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи , из принципа талиона (воздаяние равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний.

Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274−1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244−1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115−1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745−727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721−705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701−681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668−631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица — Сузы.

Во время правления трех царей (631−612 до н.э.) — после Ашшурбанипала — в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии — давнему сопернику Ассирии — приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала — Сарак — был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616−615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

Ассирия – одна из первых империй в мире, цивилизация, которая зародилась на территории Месопотамии. Ассирия берет свое начало с XXIV века и существует почти два тысячелетия.

Ассирия в древности

Ассирия представляла собой одну из самых сильных империй в I тыс. до н. э., ее расцвет и золотой век приходиться как раз на этот период. До этого времени она была простым государством на севере

Междуречья, которое занималось в основном торговлей, поскольку располагалось на важных торговых путях.

Ассирия тогда подвергалась нападениям кочевников, например арамеев, которые привели к упадку государства в XI веке до н. э.

Всего историки делят условно на три периода:

  • староассирийский;
  • среднеассирийский;
  • новоассирийский.

В последнем Ассирия стает первой в мире империей. В VIII веке начинается золотой век империи, тогда ей правит царь Тиглатпаласар ІІІ. Ассирия сокрушает государство Урарту. В конце VIII века она подчиняет Израиль, в VII захватывает и Египет. Когда царем становиться Ашшурбанапал, Ассирия подчиняет Мидию, Фивы, Лидию.
После смерти Ашшурбанапала Ассирия не смогла устоять под натиском Вавилона и Мидии, приходит конец империи.

Где находится древняя Ассирия сейчас

Сейчас Ассирии как государства не существует, в XXI веке на территории бывшей империи расположились страны: Ирак, Иран и другие. На ее территории живут народы семитской группы: арабы, евреи и некоторые другие. Главенствующей религией на территории былой Ассирии является мусульманство. Наибольшую территорию принадлежащей Ассирии, теперь занимает Ирак. Сейчас Ирак находиться на гране гражданской войны. На территории Ирака имеется диаспора тех древних ассирийцев, которые основали первую в мире империю, покорившую почти весь Аравийский полуостров (Междуречье).


Как выглядит территория Ассирии в современности

Сейчас мир, по некоторым данным, которые не подтверждены, населяют около миллиона ассирийцев. В современном мире у них нету собственного государства, они населяют Иран, Ирак, США, Сирию, небольшие диаспоры также есть в России и Украине. Современные ассирийцы в основном говорят на арабском и турецком языках. А их древний, родной язык находиться на грани исчезновения.
Современная Ассирия представляет собой не государство, а лишь один миллион потомков древних ассирийцев, которые несут в себе уникальную ассирийскую культуру и фольклор.

В древности Ассирией называлась область, которая была расположена в средней части долины Тигра. Эта область сейчас соответствует северо-восточной части современного Ирака.

Карта Ассирийской державы


Ассирия играла роль посредника в обмене между отдельными обществами и государствами. Этому способствовало ее благоприятное положение на караванных путях. Важнейшим опорным пунктом на Тигре был Ашшур. По его имени за всей страной позже и утвердилось название Ашшур или, в греческой форме, Ассирия.

Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре неизвестны. Предполагается, что земля считалась общинной собственностью. Наряду с храмовых землевладением существовали земли общин, которые принадлежали свободным членам общин - как больших семей, так и отдельных лиц. Землю обрабатывали сами члены общин с их семьями, иногда совместно с рабами. В богатых хозяйствах землю, предположительно, обрабатывали только рабы. Иногда даже применялся наемный труд.

Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин. Каждый год совет носил имя определенного должностного лица лимму. Предполагают, что им являлся один из членов старейшин, который каждый год менялся. По-видимому, тот же лимму стоял и во главе казны города. Другим важным должностным лицом являлся укуллум. Он отвечал за земельные вопросы и, возможно, стоял во главе судебной и административной деятельности городской общины. Должность укуллума обычно совмещалась с наследственной должностью ишшаккум. Последний имел право созывать совет, без которого, предположительно, он не мог принимать важных решений. Возможно, в ведении ишшаккума находились только религиозные и связанные с ними дела, но не судебные и экономические.

Самой важной торговой колонией Ашшура, по всей видимости, была колония при городе Канесе. В Малую Азию ашшурские купцы везли на ослах караванами продукты ремесла, особенно ткани, а вывозили в основном серебро, свинец, медь, шерсть и кожу. Рабами ашшурские купцы не торговали.

Во всех колониях Ашшура официальные документы составлялись обычно от имени «такой-то колонии от мала до велика». Все решения принимались от лица всей колонии. Однако фактическая власть принадлежала знати.

Колонии существовали при местных поселениях (вне их стен, но на их земле). Что касается внутренних дел, то колонии подчинялись Ашшуру. Совет Ашшура в каждой такой колонии имел своего представителя.

Интересно узнать: первое крупное военное мероприятие относится, предположительно, ко времени ишшаккума Илушумы (XX в. до н.э.).

Однако гораздо большее значение имели завоевания Шамшиадада I (конец XIX - начало XVIII в. до н.э.). Он был сыном аморея Илакабкабу, который захватил власть в Ашшуре. Шамшиадад I хотел, чтобы власть полностью принадлежала только ему одному. Он впервые объявил себя «царем множеств» (шар-кишшати), а не просто ишшаккумом. Ему удалось распространить свою власть на всю Северную Месопотамию и посадить своего сына царем в Мари.

Государство Шамшиадада I было первой крупной державой Передней Азии с центром, который был расположен вне Двуречья. Ашшур захватывал все более важные во всех отношениях районы, и с каждым новым завоеванием Ассирия получала новые преимущества для дальнейшего экономического и военного развития. Однако воспользоваться этими преимуществами Ассирия так и не смогла, потому что прежде, чем она успела закрепить за собой свои завоевания, ей пришлось встретиться с государством Эшнунны, а потом с еще более мощным - с Вавилонским царством Хаммурали. В конце концов, Ассирии пришлось признать власть Митанни.

В VII столетии до нашей эры Ассирийская империя была уничтожена мидией и Вавилонией.

Похожие публикации