Апостол симон зилот. Святой апостол симон кананит Симон зилот апостол житие

К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа...

В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию, и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш. Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..

Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой - Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.

Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот - «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным - распят на кресте. Погребен в городе Никопсии (теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.

Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

Пещера - то место, которое меня особо впечатлило…

Во-первых, путь к пещере Симона Кананита - очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…

Это - железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.

С одной стороны тропы - камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.

Место гибели Симона Кананита

Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.

А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.

Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!

Святой Апостол Си́мон Кананит - один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель . Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот , что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря... и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)... являются...и сын твой и...Христос господь...Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Грот великомученника Симона Кананита (Зилота)

Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот-келья святого великомученика Симона Кананита.

В середине I в.н.э. апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунт и Неокесарию, страну лазов, вступили в Апсилию. Какое-то время они вели христианскую проповедь в Себастополисе. Андрей Первозванный отправился далее на север, а Симон Кананит обосновался в каменной пещере недалеко от р. Псырдзха. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии дошли до римских префектов. Возобновились гонения на святого апостола, впоследствии его постигла мученическая смерть. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте его погребения. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абхазии, был возведен храм, который некоторое время был центром Анакопийской и Себастопольской епархий.

Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 −2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола. Путь к пещере апостола начинается у древнего храма X в. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. По пути можно встретить источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна — «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.

Келья (грот) Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта „богозданная“ (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».

Я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.

Апостол Симон Кананит: Cвятая история

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

След Симона Кананита

Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.

Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.

Келья или Грот Симона Кананита

Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.

Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.

Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Александр III передал храм в ведение , и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в с правой стороны

По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта « ».

Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.

На берегу горной реки работает художник – Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:

– Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…

Он улыбается в ответ:

– Знаешь, для меня каждая картина – это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом – пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.

Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки – статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.

Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой ? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»

Зураб вздыхает:

– Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…

Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них – только небо

Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них – только небо.

Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем – еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку – горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и – услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них – только небо. И понял, что сон его – вещий.

Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.

Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников

В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.

Зураб задумывается на минуту, потом говорит:

– Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера – а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» – вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению – как художник.

Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.

Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой – читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.

Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно – по благословению священника.

– Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?

– Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки – практически принесли.

Святой Симон Кананит меня исцелил!

А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься – святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты – как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь – и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!

– Расскажите немного о себе для читателей сайта …

– Что же рассказать-то? Мама у меня была русская – кубанская казачка, со стороны отца – греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…

Я исцелился – и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь – легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.

А Валерий Леонович продолжает:

– Раньше этой каменной дорожки не было – на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть – столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист , образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я – кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!

Читаю и другим святым – но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший – с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли – смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот – пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…

– Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?

– Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают – ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется – и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?

Валерий задумчиво добавляет:

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное – чтобы была она усердная

– Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное – насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает – место святое. Бывает – звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?

– Конечно…

– Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно.

Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Похожие публикации